Методическая разработка к уроку "Обобщение повторения" в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Методическая разработка к уроку "Повторение изученного в 1-4 классах" предназначена для учащихся 5 класса. Урок построен в соответсвии с ФГОС. Дополнительно представлена презентация к уроку. Форма урока- расследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.rar | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Управление образования Администрации города Дзержинска
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»)
Методическая разработка урока русского языка
Тема: «Обобщение материала по разделу «Повторение пройденного в 1-4 классах»
5 класс
Баландина Елена Владимировна
учитель русского языка
Дзержинск 2015
Оглавление
1. | Введение ……………………………………………………… | 3 |
2. | Основная часть | |
2.1 | Цель урока ……………………………………………………. | 4 |
2.2 | План урока ……………………………………………………. | 4 |
2.3 | Требования к знаниям учащихся по итогам урока ………… | 5 |
2.4 | Конспект урока ………………………………………………. | 6-9 |
2.5 | Методические рекомендации по подготовке и проведению урока …………………………………………………………... | 10 |
2.6 | Материально-техническое обеспечение содержания урока . | 11 |
3. | Список использованной литературы ……………………….. | 11 |
4. | Приложения | |
4.1 | Приложение №1………………………………………………. | 12-13 |
4.2 | Приложение №2………………………………………………. | 13 |
Введение
Важнейшей проблемой современного общества является то, что многие из нас не умеют ясно и грамотно говорить, выражать свои эмоции, соблюдать речевую культуру. Давно вызывает тревогу и одностороннее ориентирование взрослых, родителей, педагогов на усвоение ребёнком знаний, умений и навыков в ущерб духовному воспитанию и личностному развитию, между тем духовно-нравственное воспитание личности является приоритетным направлением в Стандартах второго поколения.
Проблема состоит и в том, что материал учебников по русскому языку на формирование духовно-нравственного воспитания учащихся представлен очень скудно: из 98 упражнений раздела «Повторение изученного в начальных классах» на развитие речи отводится 16(16%), а воспитывающий потенциал несут в себе лишь 7 (менее 7%).
Поэтому как учитель я считаю необходимым использовать любую возможность через учебный материал, через действенные средства и методы работы по развитию речевой культуры и речевого творчества находить пути формирования языковой личности. В этом и состоит актуальность темы.
Особенность содержания представленного урока в том, что в учебнике «Русский язык 5 класс (под ред.Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова)» нет отдельного параграфа на обобщение материалов повторения.
Цели
• Продолжение развития интеллектуальной сферы, формирования осознанного восприятия взаимосвязи языковых явлений через повторение темы.
• Развитие у учащихся связной речи, творческих способностей, познавательных способностей - речи, внимания, воображения, восприятия.
• Воспитание у учащихся интереса к русскому языку, уважения и любви к своей семье и животным.
План урока
- Постановка учебной задачи.
Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.
2. Повторение изученного и открытие нового знания.
Технология: компетентностный подход.
Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.
Методы: создание проблемной ситуации; подводящий к открытию темы диалог, интегративный.
Формы: игра-исследование, диалог.
Межпредметные связи: языкознание, научно-публицистическая литература.
3.Первичное закрепление.
Результатом этого этапа будет комментирование искомой ситуации, проговаривание нового знания.
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Технология: деятельностный подход.
Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет.
Методы: частично-поисковый, наглядно-демонстрационный, интегративный.
Формы: групповая работа.
Межпредметные связи: художественная литература, изобразительное искусство, художественная фотография, иконография.
5. Подведение итога урока.
Технология: личностно-ориентированный подход.
Методы: синквейн.
Формы: групповая работа.
6. Домашнее задание
Формы: творческая работа.
Требований к знаниям учащихся по итогам урока
Предметные результаты:
• Определять часть речи слова, приводить доказательства.
• Определять тему и основную мысль текста.
Метапредметные результаты:
•Уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту и прислушиваться к мнению других.
• Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные результаты:
• Ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей.
Конспект урока «Обобщение материала по разделу «Повторение пройденного в 1-4 классах»
I. - Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными людьми, которые оставили заметный след в истории русского языка и литературы. А чего мы с вами ожидаем от встречи с новым? – Открытий.
- Если эти открытия приятные? - Продолжить знакомство.
- Для чего? - Чтобы мы могли у них чему-то научиться.
- Научиться можно, только опираясь на ранее изученное. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. – Повторяя пройденные темы, мы получим новые знания о языке и литературе.
- Продолжим развитие речевых навыков и мыслительных операций через небольшое расследование.
Первый, с кем мы познакомимся, - Лев Васильевич Успенский - русский писатель, филолог, автор книги «Слово о словах» (Слайды 2-3). Что удивительного в этой книге?
«Слово о словах» - результат терпеливого собирания материала, многолетнего труда писателя. Если Лев Васильевич слышал какое-нибудь редкое имя или фамилию, или какое-нибудь не известное ему географическое название, - сразу же записывал, а дома заносил на карточку. По вопросам языкознания таких карточек было собрано от 75 до 100 тысяч карточек.
-В этой книге писатель вспоминает одного из учителей – академика Льва Владимировича Щербу. (Слайд 4)
II. - В одной из глав Л.Успенский рассказывает, как на первом курсе одного из языковедческих учебных заведений должно было происходить первое занятие - вступительная лекция по «Введению в языкознание», которое проводил Л.В.Щерба.
Профессор продиктовал студентам фразу: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит тукастенького бокрёнка» и попросил объяснить, что она значит. Поднялся шум, говорили, что объяснить это невозможно.
- Можно ли ответить на этот вопрос? Давайте проведем расследование, попробуем эту фразу перевести и поможем растерявшимся студентам. Про кого тут говорится? - Про куздру.
- Что за член предложения эта «куздра»?- Подлежащее.
- А какая часть речи? – Существительное.
- Определите падеж, число и род. – Именительный падеж, женского рода, в единственном числе.
- Как вы это определили?- К слову «куздра» относится слово «глокая», которое указывает на женский род.
-Значит, слово «глокая» какой части речи? – Прилагательное.
- Что сделала куздра? – Будланула и курдячит.
- Какой части речи эти слова?- Глаголы, они обозначают действие.
- Можно определить время этих глаголов? Докажите.- Будланула – глагол прошедшего времени. На это указывает суффикс «л» и форма женского рода, которая определяется только в прошедшем времени. Курдячит – глагол настоящего времени с окончанием –ит, II спряжения.
- Сравните по продолжительности действия обоих глаголов. – Булданула – однократное действие, на это указывает суффикс «ну», в глаголе курдячит действие еще до конца не завершено.
- Как она будланула? Штеко. Определите часть речи этого слова.- Наречие, относится к глаголу, обозначает признак действия и не изменяется.
- «Бокр» - что он такое: живое существо или предмет? – Живое. У него есть бокрёнок.
- Есть еще один отличительный признак: в каком падеже стоит тут слово «бокр»? В винительном. На какой вопрос отвечает? Будланула - кого? Бокра. Если было бы «будланула что, а не кого» - стояло бы «бокр». Значит, «бокр»- существо, а не предмет. Причем существительное мужского рода, на это указывает нулевое окончание. А как вы определите слово «бокренок»?- Это тоже живое существо, маленькая детка бокра.
-Что указывает на то, что маленькая?- Суффикс –ёнок с уменьшительно-ласковым значением.
- В каком слове есть еще суффикс с уменьшительно-ласкательным значением? – Тукастенький.
- Как же мы можем теперь перевести эту фразу целиком? – Какое-то злое животное сильно ударило другое животное и стало что-то делать с его детенышем.
III. - Попробуйте сделать вывод: почему поначалу фраза показалась такой непонятной? Какая часть слова затруднила понимание? - Профессор Л.В.Щерба использовал корни, которые ничего не значат по-русски.
- Какие морфемы помогли понять фразу? - Суффиксы и окончания, которые есть в русском языке.
- И они превратили искусственные корни в макеты слов, которые составили фразу, и фраза эта оказалась моделью русской фразы. Вы должны много внимания уделять им, этим незаметным труженикам языка - суффиксам, окончаниям. Это они делают язык языком. По ним мы судим о родстве между языками. Потому что они-то и есть грамматика, а грамматика - это и есть язык.
- У Л.В.Щербы был еще один замечательный ученик - Ираклий Андроников, который вспоминал, что первоначально фраза, придуманная его учителем, звучала иначе:
Кудматая бокра штеко булданула тукастенького бокрёночка. (Слайд 5)
- При всей похожести этих фраз найдите между ними разницу. – В этом предложении в отличие от первой фразы действуют живые существа одного рода: бокра и бокрёночек. Бокра в этом предложении женского рода, на это указывает прилагательное кудматая. Если в первой фразе глагол булданула передает действие со стороны другого существа явно недружелюбного, то в этом предложении действие приобретает более мягкое значение: не ударила, а шлепнула, например. Смягчает ситуацию и то, что бокрёнок становится бокрёночком, в котором есть еще один уже отмеченный нами суффикс с уменьшительно-ласкательным значением.
- Как вы определите внешний вид бокрёночка по определению тукастенький? – Толстенький, щекастенький, пушистенький.
- Вы знаете, ребята, версию о синонимичности тукастенький и «толстенький» можно дополнить тем, что в древнерусском языке существовало слово «тук» со значением «жир».
- Есть еще одно отличие. Если в первой фразе кудра была глокая, явно недоброжелательная настроенная, то бокра – кудматая. Какое русское слово оно напоминает? – Кудлатая, лохматая.
- Это характеристика по внешнему виду. Как применительно к новой ситуации вы определите эмоциональную составляющую этого образа? Если глокая куздра была злая, свирепая, то кудматая бокра?- Сердитая, строгая.
- Переведите теперь эту фразу.- Некое сердитое живое существо сильно шлепнуло своего толстенького детеныша.
IV. -Давайте обратимся к слайдам. (Слайд 6). Что их объединяет? – Общая тема - изображены животные с детенышами.
- А если мы добавим слайд 7? Как мы определим новую тему? – Мать и ее дитя.
- Скажите, есть ли разница в определении «мать» для человека и для животного? - Нет, любая мать заботится о своем ребенке и любит его.
- Многие писатели обращались в своем творчестве к теме животных. Одним из таких писателей был Евгений Иванович Чарушин. (Слайды 8-9)
Он был не только писателем, но и художником, сам иллюстрировал свои и чужие книжки о животных, причем любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных и выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисовал не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами, иногда на рисунке видно только пушистое пятно.
Я предлагаю вам несколько рассказов Е.И.Чарушина о животных, но вот так случилось, что тексты и названия рассказов перепутались. Вы должны сами определить, о каком животном и его детеныше говорится в каждом рассказе. Подчерните опорные слова, по которым вы догадались, о каком животном идет речь. (Приложение 1)
Проверка (Слайды 10-14) |
- От чьего лица ведется повествование в этих рассказах?– От лица матери-животного.
- Что общего в речах каждой матери? – Они учат своих детей, как себя вести, как спасаться от врагов (Лиса, Олениха).
- Что еще, кроме заботы, отмечает писатель в отношении матери к своему детенышу? – Они любят их, любуются ими (Белка хвалит за ловкость; Оленихе нравится, как солнце играет на шкурке олененка).
- Я предлагаю вам несколько пословиц, подумайте, какие из них могут быть отнесены к этим рассказам:
Хороша дочка Аннушка, только хвалит мать да бабушка.
Всякой матери свое дитя мило.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
При солнышке — тепло, при матушке — добро.
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
Дитя хоть и хило, да отцу, матери мило. (Слайд 15)
- Обратите внимание, что эти пословицы о матери человеческой, а подходят и для описания матери животного. Значит, мать – это самое главное в жизни любого живого существа. Но есть в мире еще более трепетное понятие Матери.
- Посмотрите еще одно изображение (Слайд 16).
Это икона Владимирской Божьей матери. По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в 5 веке, потом она хранилась во Владимире, откуда и получила свое название, а во время нашествия Тамерлана была перенесена в Москву. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
Обратите внимание на взгляд Марии и Младенца. Почему они не встречаются и не пересекаются, не сливаются и не единятся?
- Это одна из важнейших тайн иконы. Икона всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство. И в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение.
А теперь скажите: на иконе изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Её Царицей Небесной. Почему? Богородица прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью - лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.
- Мы с вами сегодня много говорили о любви матери к своему ребенку. Давайте задумаемся, а всегда ли мы сами так же бережно относимся к своим мамам? Своей семье? Всегда ли мы терпимы по отношению к ним, часто ли даем понять, как они нам нужны?
V. - Напишите по итогам нашего занятия синквейн на тему «Мама». (Приложение 2)
VI. Домашнее задание. По примеру одного из рассказов Е.И.Чарушина напишите небольшой текст (5-6 предложений) «Бокра и бокренок».
(Слайд 17)
Методические рекомендации
Проведение урока-игры свидетельствует о попытках учителя выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия, в этом заключается его положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся.
Проблемно-деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.
Затем учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, т.к. нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Урок лучше всего провести, разделив класс на группы по 5-6 человек, у меня получилось 5 групп. При проведении «расследования» целесообразно записать изучаемую фразу и производить записи морфологического разбора с попутным выделением формо- и словообразующих морфем.
Кто-то из детей может заметить, что в воспоминаниях Л.В.Успенского и И.Л.Андроникова есть разница в написании глаголов будланула булданула; на мой взгляд, акцентировать на этом внимание не стоит. Можно попросить определить авторское отношение к бокрёнку: если в первой фразе его просто жалко (явно его обижают), то во второй он вызывает ласковую усмешку (напроказил – отвечай).
При работе с текстом каждой группе раздается по одному рассказу, а при проверке на слайдах в отчете учащихся принимают в обсуждении все. Тексты простые, животные в них легко узнаваемы, но рысь обычно «не видят», называют тигра, говорят, что он тоже живет в лесу (в дальневосточной тайге, например) – необходимо обратить внимание на деталь «черные уши»: у тигра ухо с передней стороны покрыто белыми волосами, сзади чёрное с большим белым пятном в верхней половине, у рыси уши с черным пухом и характерной черной кисточкой.
Домашнее задание можно предложить на выбор: кроме уже названного, может быть вариант «нарисовать» словами бору и бокренка. Это же задание, если остается время на уроке, можно выполнить в группе или индивидуально.
Материально-техническое обеспечение содержания урока
• фонд личной библиотеки и «методической копилки»;
- сети Интернет;
- УМК по русскому языку:
• стандарт среднего полного (общего) образования по русскому языку. Базовый уровень. Стандарт опубликован в издании «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I . Начальное общее образование. Основное общее образование» (Москва, Министерство Российской Федерации, 2004);
• программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9классов. Авторы: Т.А.Ладыженская. М., Просвещение, 2007;
• учебник для общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5 класс. Авторы: Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов. М., «Просвещение». 2008;
•методические рекомендации к изучению разделов курса 5 класса;
• компьютер;
• экран;
• презентация.
Список использованной литературы
Приложение 1 1 группа. Подумайте, о каком животном и его детеныше говорится в рассказе Е.И.Чарушина. Подчеркните опорные слова, по которым вы догадались, о каком животном идет речь. Озаглавьте текст. А ну-ка, лезь на пенёк, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! | |||||||||||||||||||||||||
2 группа. Подумайте, о каком животном и его детеныше говорится в рассказе Е.И.Чарушина. Подчерните опорные слова, по которым вы догадались, о каком животном идет речь. Озаглавьте текст. | |||||||||||||||||||||||||
Ходи неслышно, ступай мягко - у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной - должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать. | |||||||||||||||||||||||||
3 группа. Подумайте, о каком животном и его детеныше говорится в рассказе Е.И.Чарушина. Подчерните опорные слова, по которым вы догадались, о каком животном идет речь. Озаглавьте текст. | |||||||||||||||||||||||||
Копай нору - подземный дом -глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой - под корнем, третий - за камнем, четвёртый - в густой траве, пятый - в частом ельничке.
Станут собаки тебя догонять, - ты скорей в нору!
Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода - и в лес ...
4 группа. Подумайте, о каком животном и его детеныше говорится в рассказе Е.И.Чарушина. Подчерните опорные слова, по которым вы догадались, о каком животном идет речь. Озаглавьте текст.
На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай.
С ёлки на сосну скакни, с сосенки на осину перелети, с осины -на берёзу, с берёзы - в куст, с куста - на землю.
По земле к дереву перебеги, с ветки на ветку, с ветки на ветку и опять на самую вершинку заберись!
Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай.
У вас зубы острые, лапки цепкие, хвост, как руль, - куда повернешь, туда и полетишь.
Вот вы какие - ловкачи!
5 группа. Подумайте, о каком животном и его детеныше говорится в рассказе Е.И.Чарушина. Подчерните опорные слова, по которым вы догадались, о каком животном идет речь. Озаглавьте текст.
Смотри на меня! Скачи, как я!
Где кусты и густая трава, там выше скачи – ногами не зацепись!
Где ровное место над землёй, ровно беги, как птица лети!
Ты всех быстрее должен бегать, чтоб никто тебя не догнал.
Устал? Ложись под куст.
Тут солнышко светит сквозь ветки. Светлыми пятнышками в траве играет у тебя шкурка.
Приложение 2
Примеры синквейна
Заботливая, строгая, любящая.
Ухаживает, воспитывает, защищает.
Мама - самое главное.
Берегите маму!
Внимательная, добрая, самая лучшая.
Помогает, любит, бережёт.
Мама – главное слово.
Мы тебя любим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока(обобщающее повторение по теме Начало учебного года)
Методическая разработка урока(обобщающее повторение по теме Начало учебного года)...
Методическая разработка итогового урока повторения в 6 классе
Вот, наконец тема пройдена и даже закреплена. Задачи писались, примеры решались, а что дальше? Как сделать обобщение той или иной темы интересным и нетривиальным для восприятия ребенка? Здесь лю...
Методическая разработка урока обобщающего повторения по теме "План местности" в 6 классе
Методическая разработка урока обобщающего повторения по теме "План местности" в 6 классе ...
Методическая разработка урока истории "Повторение "Раздробленность Руси"
Данная методическая разработка поможет организовать повторение темы "Раздробленность Руси" в 6 классе в соответствиии с требованиями ФГОС. Форма проведения урока - квест-игра - помогает сделать урок и...
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...
Методическая разработка по теме "Повторение курса алгебры 7 класса"
Класс: 8УМК: Алгебра 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций /[ Ю.М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин]. – М. : Просвещение, 2013.Тип урока: повторение....
Методическая разработка по теме: "Повторение. Сложение. Вычитание. Выражения."
Задания из данного рабочего листа способствуют повторению и систематизации знаний по темам: сложение, вычитание, выражения. Рабочий лист содержит как работу с теоретическим, так и спрактическим матери...