Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Лозовая Наталья Евгеньевна

Обобщение изученного материала по теме "Наречие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Учебник под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.

Тема урока:  Обобщение изученного по теме «Наречие».

Задачи урока: отработать умение отличать наречия от других частей речи; закрепить орфографические навыки; расширить представление учащихся о наречии как части речи; развивать речь учащихся.

Оборудование: магнитная доска,  таблицы «Отличие наречий от прилагательных», «не с различными частями речи», «схема написания сочинения-рассуждения», цветные мелки.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Повторение изученного.

1.Беседа:

-Что называется наречием?

-На какие вопросы отвечает наречие?

-К каким частям речи присоединяются наречия?

-Какова синтаксическая роль наречий?

2.Словарный диктант.

Коснуться невзначай, обидеть сгоряча, убирать дотемна, располагаться издавна, присутствовать на комбинате, опаснейшая эпидемия, возражение нисколько не убедительно, почтальон выдал квитанцию, смотреть взволнованно, ещё горячо, прильнуть доверчиво, вытереть досуха, продвигаться мало-помалу, выпилить точь-в-точь, поймать на скаку.

3.Орфоэпическая работа.

-Каждый учащийся выходит к доске, ставит ударение и устно составляет словосочетание.

Мельком, ничуть, по двое, дочиста, надолго, удобнее, бережливо, до смерти, красивее, иначе.

  1. Закрепление знаний и умений.

1. Работа над сценкой «Рецепт», (участники: врач, ученик)

- Прослушайте внимательно сценку.

- Какие слова и выражения употреблены неверно?

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

-В каком классе ты учишься, молодой человек?

-В  седьмом «Бы».

-«Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

-Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

-  Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь-то хорошо?

- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

-Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь  только сам. Вот тебе рецепт- учебник русского языка.

-Какие случаи неправильного  употребления наречий вы услышали?

- В чём здесь ошибки?

- Как называются устойчивые сочетания слов, например, «в пух и прах»?

2. Замените  наречия  фразеологизмами.

словосочетание

фразеологизм

Сильно краснеть

Быстро бежать

Хорошо знать

Тесно

Мало

Близко

Громко кричать

рано

 

В слабом классе фразеологизмы для справок: рукой подать, до корней волос,  ни свет ни заря, как свои пять пальцев, во всё горло,  яблоку негде упасть, во весь дух, на (во) всю Ивановскую, кот наплакал, сломя голову, чуть свет.

3.История происхождения фразеологизма  «Очертя голову». (Сообщение учащегося)

Откуда в наш язык пришло это выражение? Нередко можно услышать такую фразу: он кинулся очертя голову. При этом предполагается,  что тот, о ком идёт речь, поступил быстро, решительно и вместе с тем безрассудно. Это безрассудство, эта отчаянная храбрость вызывались полной уверенностью, что голова, то есть жизнь, сохранится, ведь она «очерчена».

Древние воины перед боем очерчивали концом меча вокруг своей головы магический круг. Считалось, что такой обряд ослабит удары врага и сохранит воину жизнь.

4. Работа над устранением речевых ошибок.

а) устная работа над текстом;

 

- Часто и в сочинениях, и в изложения у вас встречаются речевые ошибки.

Прослушайте фрагмент письма одного мальчика, которое  пришло на радио писателю Н.Сладкову. Устраните речевые ошибки.

О живучем слове «Вдруг»

- Вот послушайте –ка  одно письмо,- сказал Н.Сладков.- Мальчик сочинил. Вот уж где вдруг так вдруг! Я – Андрей Уваркин. Пошёл зимой в лес. Вдруг вижу – из-под снега уши торчат. Я подошёл и вдруг остановился! А заяц вдруг как выскочит! Хотел его схватить, а он вдруг как закричит! И удрал! Да, зайца поймать в лесу не вдруг!

- Какие речевые ошибки вы услышали в письме горе-ученика?

б) письменная работа над текстом;

-Исправьте в тексте речевые ошибки.

Мересьев очутился на вырубке. На вырубке он на миг потерял сознание. Вдруг в кустах треснула ветка. Из кустов донёсся какой-то шорох. Мересьеву почудилось, что в кустах люди.

-Прочтите получившийся рассказ.

Вывод: надо следить за своей речью, не употреблять рядом и часто одни и те же слова (тавтология)

5.Физкультминутка.

-Отгадайте загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

- О чём говорится в загадке?

-Придумываем наречие к теме «Зима», выходим из-за парты, называем наречие.

6. Орфографическая работа.

а) отличие наречий от прилагательных;

  -Поработаем над опорной таблицей.

№п/п

наречие

№ п/п

прилагательное

1

Относится к глаголу

1

Относится к существительному

2

Отвечает на вопросы: где? куда? когда? как?

2

Отвечает на вопрос-  какой?

3

Является обстоятельством

3

Является определением.

                       Пишем через дефис                                                                            Пишем раздельно  

- Распределите словосочетания в 2 столбика: через дефис (1-ый) и раздельно  (2-ой)

Машет (по прежнему), (по)прежнему пути, (по)праздничному городу, (по) настоящему отдохнуть, говорить (по)французски, идти (по)осеннему лесу,  (по)осеннему хмурые дни, встретиться (по)дружески, (по)старому следу, (по)вчерашнему прогнозу погоды.

Вывод:  чтобы правильно написать слово, надо определить, какой частью речи оно является, какие имеет  морфологические и синтаксические признаки.

б) правописание  Н в суффиксах наречий.

- Когда в  суффиксах наречий пишется Н, а когда НН?

Буквенный диктант.

1                     2                    3                    4                    5

6                     7                    8                     9                   10

Сделать искусно, собрание организовано, пошли организованно, говорил взволнованно, дитя испугано, беседовать оживлённо, поступил обдуманно, слово образовано, читать интересно, название продумано.

- Проверьте ваши результаты:

Буквенный диктант.

1                     2                    3                    4                    5

Н        Н        НН        НН        Н

6                     7                    8                     9                   10

НН        НН        Н        Н        Н

в) правописание Ь в различных частях речи;

 -Вспомним употребление и неупотребление мягкого знака по опорной схеме:

Мягкий знак

                       Пишем                                                                                                     не пишем

        1.У существительных 3-го склонения                                 1. У существительных не 3-го склонения,

          (рожь);                                                                                               у существительных в форме мн.ч.  

                                                                                                                       Р.п.  (сторож, с крыш );                                                                                                    

        2. В глаголах 2 лица, ед.ч.; в неопределённой                2. В кратких прилагательных

форме гл.                                                                                               (могуч);

(стоишь, беречь);                                                                      3.  В наречиях-исключениях                

3. В наречиях после букв Ч, Ш                                                   (уж, замуж, невтерпеж)                  

(вскачь);  (в искл.-настежь)

-Запишите под диктовку словосочетания, выделите графически  орфограммы.

Встречаешь рассвет, золотая рожь, шалаш сторожа, интересная вещь, достичь цели, лес дремуч, раскрыть настежь, увлечься работой, ждать невтерпёж, копчёный лещ, упасть навзничь, покрыть сплошь, решить много задач, ударить наотмашь, вернуться за полночь, жареная дичь, день хорош, медленно течь.

7. Тестирование по теме «Наречие»


1. Выпишите из текста наречия.
Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.

2. Какие наречия обозначают время действия?
а) вчера, давно, тогда
б) быстро, ловко, громко

3. Укажите наречие в форме сравнительной степени:
а) улетел дальше
б) улетел далеко

4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени:
а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее.
б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.

5. В каком ряду на конце наречий пишется О?
а) слев.., снов.., издавн..
б) направ.., начист.., насух..

6. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?
а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзя
б) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо

7. Укажите предложение, в котором употреблено наречие:
а) (С)начала зимы установилась морозная погода.
б) (С)начала новое жилье не понравилось ему.

8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:
а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, (в)пятых, бок(о)бок
б) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь, (по)настоящему

9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:
а) (с)права, (до)нельзя, (в)двое, (на)мертво
б) (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (по)трое, (до)бела

10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:
а) наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич..
б) настеж.., лиш.., сплош..

11. От какой части речи образовано наречие впервые?
а) имя прилагательное
б) имя числительное

12. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ?
а) от ударения
б) от раздельного и слитного написания

13. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется О?
а) горяч.., свеж..
б) угрожающ.., ещ.

  1. Итог урока.

 -Что обозначает наречие?

 -Чем отличается наречие от других самостоятельных частей речи?

 -Над какими видами орфограмм сегодня работали на уроке?

    V.Домашнее задание.

 Варианты выполнения:

  1. Написать сочинение- рассуждение на  лингвистическую тему  «Чем отличается наречие от других самостоятельных частей речи»?
  2. «Собрать» орфограммы на тему «Наречие» с 57 по 63;

Образец:

Орф. 57 – НЕ с наречиями на –О,- Е,

                 нелепо,  вовсе не интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...