Урок по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Помещённый материал включает презентацию урока, план-конспект, задания для учеников, которые разработаны с целью подготовки к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_otkrytogo_uroka.ppt | 478.5 КБ |
plan-konspekt_otkrytogo_uroka.doc | 54 КБ |
zadaniya_dlya_uchenikov.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторим изученное! 1 вариант Выпишите грамматические основы из предложений (задание типа В9) 2 вариант Укажите количество грамматических основ в данных предложениях (задание типа В12)
Ответы 1 вариант 1) важно сохранить 2) он опустил и повернулся 3) никто не соприкоснулся 4) человек не может состояться 5) владеть значит владеть 6) многие умели и умеют 7) гудение и серебро 8) круги становятся слабее. 9) три опасности существуют 10) Москва показалась не безмолвной, а полной звуков. 2 вариант 1) три 2) две 3) три 4) пять 5) три 6) три 7) три 8) три 9) три 10) три
Повторим изученное о БСП!
Повторим изученное о БСП! 1. значение 2. значение двоеточие запятая точка с запятой
Не забывайте! 1. значение перечисление ( и ) пояснение ( а именно ) 2. значение причина ( потому что ) дополнение( что ; увидел, что ) запятая точка с запятой двоеточие
Какой пунктуационный знак следует поставить вместо скобок? 1. Я вошёл в хату( ) две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. 2. Я не мог заснуть( )передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. 3. Она была хороша( ) высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу. 4. Я взглянул на неё и испугался( ) её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слёзы. 5. Вот мои условия( ) вы нынче же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения.
Познакомимся с новым материалом! 1. Я гость, а вы хозяин. 2. Сыр выпал - и с ним была плутовка такова. 3. Если любишь кататься , то люби и саночки возить. 4. Когда настанет утро, двинемся в путь. 5. Молвит слово, как будто соловей поёт. 6. Хвалы приманчивы, так что как их не пожелать! ( противопоставление ) ( условие ) ( быстрая смена событий ) ( время ) ( сравнение ) ( следствие, вывод )
Познакомимся с новым материалом! 1. Я гость ( ) вы хозяин. ( противопоставление? ) 2. Сыр выпал ( ) с ним была плутовка такова. ( быстрая смена событий ? ) 3. Любишь кататься ( ) люби и саночки возить. ( условие ? ) 4. Настанет утро ( ) двинемся в путь. ( время ? ) 5. Молвит слово ( ) соловей поёт. ( сравнение ? ) 6. Хвалы приманчивы ( ) как их не пожелать! ( следствие, вывод ? )
Сформулируйте правило! 1. Я гость - вы хозяин. ( противопоставление ) 2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. ( быстрая смена событий ) 3. Любишь кататься - люби и саночки возить. ( условие ) 4. Настанет утро - двинемся в путь. ( время ) 5. Молвит слово - соловей поёт. ( сравнение ) 6. Хвалы приманчивы - как их не пожелать! ( следствие, вывод )
Запишите опорную схему! противопоставление (а) быстрая смена событий значение условие (если) время (когда) сравнение (как будто) следствие (так что, поэтому, значит) ТИРЕ
Запомните интонацию в БСП! 1. [ ] , [ ] . 2. [ ] ; [ ] . 3. [ ] : [ ] . 4. [ ] - [ ] .
Закрепим изученное! Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. Я повторил приглашение – он ничего не отвечал. Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе. Попробовал идти пешком – ноги подкосились. Выстрел раздался – дым наполнил комнату. Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. Я был скромен – меня обвинили в лукавстве.
Выполните упр. 199 (стр.135)
Проверим упражнение! 1) противопоставление 2) условие 3) условие 4) время 5) условие 6) условие 7) условие или время 8) условие 9) противопоставление
противопо- ставление условие время следствие, вывод Начертите таблицу
1. Источник удаляет жажду –доброе слово оживляет сердце. 2. Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут. 3. Наука даром не даётся – наука трудом берётся. 4. Азбуку учат – на всю избу кричат. 5. Есть терпение – будет и умение. 6. С глупым водиться – сам поглупеешь. 7. С умным поговорить – воды напиться.
11. Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда. 8. Прочёл хорошую книгу – встретился с другом. 9. Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай. 10. Не ищи безупречного друга – останешься один. 12. Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос. 13. Обидит друг – ляжет камнем слово. 14. Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.
15. Будешь книги читать – будешь всё знать. 16. Утром не встанешь – день пропал. 17. Хвастун правду скажет – ему никто не поверит. 18. Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. 19. Ручка беленька – душа чёрненька. 20. Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье плачет. 21. Нет умного соседа – беседуй с книгой.
противопо- ставление условие время следствие, вывод Проверим задание! 1,2,3,10, 11,14,17, 18,19,20 4 ,5,6,7, 8,12,13, 15,16, 17 , 21 4 9
Подведём итоги! Постановка тире в БСП зависит от смысловых отношений между частями. При произнесении БСП со знаком тире голос повышается перед этим знаком и понижается в конце предложения.
Запишите домашнее задание! Выучить схему в справочной тетради; правило на стр. 133-134; вспомнить случаи постановки тире в ПП (см. форзац учебника); упр. 200.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
Предварительный просмотр:
Тема урока. Тире в БСП.
Цели урока. 1. Знакомить с постановкой тире в БСП.
2. Тренировать умение обосновывать постановку тире в БСП.
3. Повышать пунктуационную грамотность учащихся.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Сегодня мы продолжаем знакомство с постановкой знаков препинания в БСП. Прежде повторим изученное.
1 ученик - производит синтаксический разбор СПП у доски
В Пензенской области есть место, где родился великий русский поэт и где он провёл своё детство.
3-е учеников – выполняют индивидуальные задания на местах.
- Однажды, когда гуляющий ветер уносил шапки и прятались птицы, рухнула старая ель, стоящая на краю поляны.
- Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.
- Если самолюбие Мартынова было уязвлено, он доходил до величайшего озлобления.
Класс в это время выполняет задания, аналогичные экзаменационным.
1 вариант выполняет задание по типу В9 (выписать грамматическую основу).
2 вариант выполняет задание по типу В12 (указать количество грамматических основ).
Оба задания на умение видеть грамматическую основу предложения.
1 вариант
Выпишите грамматические основы из следующих предложений (В9)
- Вот почему так важно сохранить исторический образ города.
- Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.
- Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим.
- Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
- Владеть этим – значит владеть всем.
- Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют.
- В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков.
- Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее.
- Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры.
- С высоты Москва показалась юнкеру Лермонтову не безмолвной, а полной чудесных звуков.
2 вариант
Укажите количество грамматических основ (В12)
- Надо видеть, видеть, надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению.(три)
- Изобретателем данной затеи считают греческого поэта Ликофрона (III век до н.э.), который из имени царя Птолемея составил фразу «подобно мёду», а из имени царицы Арсинои –«фиалки Геры».(две)
- Вдохновение требует абсолютной полноты самоотдачи, и, когда нет этой полноты, оно улетучивается.(три)
- И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.(пять)
- Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.(три)
- Многие думают, что интеллигентный человек-это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.(три)
- Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя.(три)
- А раз бывают – значит, не всё пропало и можно жить дальше.(три)
- Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек.(три)
- Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.(три)
3. Повторение изученного о БСП.
- Что такое БСП?
- Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП?
- Когда ставится двоеточие в БСП?
- Какие пунктуационные знаки необходимо поставить в следующих предложениях вместо скобок?
1) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.
2) Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.
3) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу.
4) Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слёзы.
5) Вот мои условия: вы нынче же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения.
Какие литературные герои скрываются под личными местоимениями в данных предложениях?
4. Изучение нового материала.
- Сегодня мы узнаем, когда в БСП ставится тире.
Определите, вид СП.
1. Я гость - вы хозяин.(противопоставление а)
2.Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(быстрая смена событий)
3. Любишь кататься – люби и саночки возить.(условие , если)
4.Настанет утро - двинемся в путь (время, когда)
5.Молвит слово – соловей поёт. (сравнение , как будто)
6. Хвалы приманчивы – как их не пожелать! (следствие, вывод так что, поэтому)
-Уберите союзы. Значения останутся?
Вывод: в БСП с указанными смысловыми отношениями, ставится тире
-Начертите опорную схему в тетради!
Противопоставление (а)
Быстрая смена событий
Значение Условие (если)
Время (когда)
Сравнение (как будто)
Следствие (так что, поэтому)
Работа с интонацией.
Бессоюзие усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональная напряжённость и динамичность, живость, лёгкость, простота, изящество, экспрессия.
Александр Матвеевич Пешковский говорил: «Тире - знак отчаяния».
В чём же особенность произнесения предложений со знаком тире?
5. Закрепление.
А) Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих БСП?
- Я был готов любить весь мир - меня никто не понял.
- Он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытости характера.
- Я повторил приглашение – он ничего не отвечал.
- Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе.
- Попробовал идти пешком – ноги подкосились.
- Выстрел раздался – дым наполнил комнату.
- Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл.
- Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце.
- Я был скромен – меня обвинили в лукавстве.
- Из какого произведения эти предложения.
Упр. 199.
Запишите номера предложений и значение.
В) Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы и поговорки. Сгруппируйте пословицы и афоризмы по смысловым отношениям частей.
1) Источник утоляет жажду- доброе слово оживляет сердце.
2) Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
3) Наука даром не даётся- наука трудом берётся.
4) Азбуку учат – на всю избу кричат.
5) Есть терпение - будет и умение.
6) С глупым водиться – сам поглупеешь.
7) С умным поговорить – воды напиться.
8) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.
9) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.
10) Не ищи безупречного друга – останешься один.
11) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда.
12) Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос.
13) Обидит друг - ляжет камнем слово.
14) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.
15) Будешь книги читать – будешь всё знать.
16) Утром не встанешь – день пропал.
17) Хвастун правду скажет – ему никто не поверит.
18) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит.
19) Ручка беленька – душа чёрненька.
20) Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье громко плачет.
21) Нет умного соседа - беседуй с книгой.
22) Вершины достигаются не сразу - мастерство приобретается постепенно.
6. Подведение итогов.
- Сегодня мы узнали, когда в БСП ставится тире. Постановка этого знака зависит от смысловых отношений между частями БСП. Эти отношения следует выучить наизусть.
7. Домашнее задание.
Схему в справочной тетради учить, вспомнить случаи постановки тире в ПП, правило стр. 133-134, упр. 200.
Предварительный просмотр:
1 вариант
Выпишите только грамматические основы из следующих предложений (В9)
- Вот почему так важно сохранить исторический образ города.
- Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.
- Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим.
- Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
- Владеть этим – значит владеть всем.
- Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют.
- В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков.
- Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее.
- Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры.
- С высоты Москва показалась юнкеру Лермонтову не безмолвной, а полной чудесных звуков.
2 вариант
Укажите количество грамматических основ в предложениях (В12)
- Надо видеть, видеть, надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению.
- Изобретателем данной затеи считают греческого поэта Ликофрона (III век до н.э.), который из имени царя Птолемея составил фразу «подобно мёду», а из имени царицы Арсинои –«фиалки Геры».
- Вдохновение требует абсолютной полноты самоотдачи, и, когда нет этой полноты, оно улетучивается.
- И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.
- Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.
- Многие думают, что интеллигентный человек-это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
- Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя.
- А раз бывают – значит, не всё пропало и можно жить дальше.
- Человеческая личность закладывается в детстве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет человек.
- Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет крылья живая жизнь, и негасимая лампада добра светит, всё ещё светит впереди путеводной звездой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Урок по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения"
Урок изучения новой темы. Не оставлен без внимания и вопрос подготовки учащихся к ГИА....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....
Урок в 9 классе Бессоюзные сложные предложения
Урок изучения нового материала с применением технологии дифференцированного обучения....
Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...