Урок по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок изучения новой темы. Не оставлен без внимания и вопрос подготовки учащихся к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Бессоюзные сложные предложения
Савкина Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы
муниципальной общеобразовательной школы-интерната
среднего (полного) общего образования с.Самбург Пуровского района
Урок в теме – 1
Задачи урока:
- формировать навыки грамотного письма (подготовка к экзамену);
- работа по развитию речи (подготовка к экзамену);
- сформировать понятие о БСП как единстве предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов;
- научить отличать БСП от сложных союзных
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение орфографии. Повторение правила о правописании одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных. Привести примеры.
- Словарный диктант (игра «Квадратик»). Перед учащимися лежат распечатанные листочки. По ходу чтения учителем словосочетаний они выбирают слова с данной орфограммой и пишут одну или две буквы Н (в зависимости от слова) в пронумерованные ячейки. После – взаимопроверка. Если соединить ячейки 1, 6, 11, 16 и 4, 7, 10, 13 (по диагонали), то получится Х. У кого получилось – 5, 1 ошибка – 4, две или три ошибки – 3, больше – 2.
- картинная галерея;
- ржаной хлеб;
- лекция прослушана;
- купленный товар;
- льняное полотно;
- оловянная ложка;
- восторженное отношение;
- масляное пятно;
- серебряный иней;
- стеклянный шар;
- деревянные изделия;
- ветреный день;
- безветренный день;
- раненый боец;
- юный художник;
- длинный стебель.
1нн | 2н | 3н | 4нн |
5н | 6нн | 7нн | 8н |
9н | 10нн | 11нн | 12н |
13нн | 14н | 15н | 16нн |
- Развитие речи (подготовка к экзаменационному изложению).
Распечатанные заготовки лежат перед учениками.
Лето в тундре
1) Коротка летняя пора в тундре. 2) В мае еще налетают метели, гуляют буйные ветры по ее бесконечным просторам. 3) Потом быстро тает снег, начинает расти трава, распускаются цветы.
4) Сколько птиц летом в тундре! 5) Здесь им не нужно беспокоиться о корме. 6) Мошки и комары сами в рот летят. 7) На берегах светлых озер птицы спокойно могут отложить яйца, вывести птенцов. 8) Птицы вырастят их и улетят вместе с ними за далекие горы, леса и моря.
9) Но быстро проходит короткое лето. 10) Наступает день, когда солнце не поднимается из-за горизонта. 11) Начинается долгая полярная ночь, и только синие сумерки будут освещать землю.
- определить тему и основную мысль текста;
-определить стиль речи и тип текста;
4. Повторение пройденного.
Работа в тетрадях и на доске.
- найдите в тексте ПП и сделайте его синтаксический разбор;
- найдите ССП и сделайте его синтаксический разбор;
- найдите СПП и сделайте его синтаксический разбор;
- кратко перескажите текст.
5. Объяснение нового материала.
На доске записаны предложения:
- Бабушка сердилась, а внучка не слушалась.
- Бабушка сердилась, потому что внучка не слушалась.
- Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
Доказать, что это сложные предложения, указать средства связи.
- в чем отличие ССП, СПП, БСП?
- найдите в тексте «Лето в тундре» БСП.
6. Самостоятельное чтение теоретического материала на стр.94-95 (Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.). М.: Просвещение, 2006.)
7. Знакомство учащихся со знаками препинания, встречающимися в БСП (см. таблица «Знаки препинания в БСП»). Выразительно, соблюдая правильную интонацию, прочитать приведенные предложения.
8. Анализ предложения (работа на доске и в тетрадях).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора…
(Вспомнить автора и название стихотворения.)
9. Самостоятельная работа по карточкам с дальнейшей взаимопроверкой.
Расставить знаки препинания, определить виды предложений по наличию грамматических основ, дать характеристику каждому предложению.
А) Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей – пеструшек зимой и летом живущих в полярной тундре. (И.Соколов-Микитов). Б) Первые месторождения природного газа на Крайнем Севере открыты примерно в том же районе где стояла Мангазея. (К.Серебряков, Е.Ананьев). в) С утесов стекали бесчисленные ручейки на маленьких оголившихся площадках появились крошечные цветы… (В.А.Обручев). г) Там другие оленята силы набирают а в бору грибы - маслята силы набирают… (Ю. Вэлла).
10. Подведение итогов урока.
11. Домашнее задание.
Выполнить упр. 215 (стр.95) по заданию.
Упр. 323 (устно, подготовиться к словарному диктанту на орфограмму «Правописание приставок пре- и при-».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)
Метод проекта использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
Открытый урок по русскому языку "Сложные предложения"
Закрепить понятие о сложном предложении, учить строить сложные предложения с союзами а, и, но....
Урок русского языка "Сложное предложение"
Урок - смотр знаний. Повторение видов сложного предложения, интересные задания на перестройку разных осложнённых предложений. Все предложения для урока подобраны на одну тему "Судьба"...
конспект урока-путешествия по русскому языку "Сложные предложения" 5 класс
урок по ФГОС с использованием ЭОР....
Урок по русскому языку "Сложное предложение" 5 класс
Материал приурочен к Дню космонавтики...