Прочитайте текст К.Г. Паустовского (для учителя)
Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они нас знаниями или прочитываются как забавный набор слов.
Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.
Эти цельные, привлекательные люди окружены свежим, благоухающим воздухом гриновской природы - совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием.
Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом.
Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран.
Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам.
После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар - не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
«Меня дразнит земля, - писал Грин. - Океаны ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно любопытных уголков».
Грин - писатель, нужный нашему времени, ибо он внес свой вклад в дело воспитания высоких чувств.
Задания к тексту.
Примечание для педагога: курсивом выделены варианты ответов.
1. Вопрос на восприятие: Как бы вы сформулировали тему текста? Предложите вариант заглавия («Творчество Грина», «Рассказы Грина», «Книги Грина»).
2. Составьте тезисный план текста, дав ответы на следующие вопросы:
а) Чем определяется значение каждого писателя?
б) Какими героями населил Грин свои книги?
в) Какой природой окружены его герои?
г) Кому может показаться нереальным мир гриновских героев?
д) Что вызывают в людях рассказы Грина?
е) Почему Грин – писатель «нужный нашему времени»?
Примечание: учитель акцентирует внимание учащихся на композиционной стройности текста (абзацы равномерны по объёму)
3. Определите тип речи (рассуждение).
4. Составьте логическую схему текста
Тезис: Грин – писатель, который воспитывает в читателе высокие чувства
Аргумент № 1 Аргумент №2 Аргумент №3
он населил свои книги добрыми, смелыми, самоотверженными людьми его природа очаровывает его рассказы вызывают желание разнообразной жизни, полной риска и любви
Вывод: Грин- писатель нужный
5. (для профильного уровня) Какие языковые приёмы помогают передать авторскую позицию в тексте К.Г.Паустовского? (автор стремится увлечь читателей творчеством Грина. Это передают метафоры «широкое дыхание гриновских стран», эпитеты « разноязычный шум гаваней», фразеологизм «брать за сердце» и др.).
Прочитайте текст К.Г. Паустовского (для учащихся), 10 класс «Анализ текста»
(1)Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они нас знаниями или прочитываются как забавный набор слов.
(2) Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.
(3) Эти цельные, привлекательные люди окружены свежим, благоухающим воздухом гриновской природы - совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием
(4) Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом.
(5) Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран.
(6) Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам.
(7) После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар - не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
(8) «Меня дразнит земля, - писал Грин. - Океаны ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно любопытных уголков».
(9) Грин - писатель, нужный нашему времени, ибо он внес свой вклад в дело воспитания высоких чувств.
Задания к тексту.
.
1. Вопрос на восприятие: Как бы вы сформулировали тему текста? Предложите вариант заглавия .
2. Составьте тезисный план текста, дав ответы на следующие вопросы:
а) Чем определяется значение каждого писателя?
б) Какими героями населил Грин свои книги?
в) Какой природой окружены его герои?
г) Кому может показаться нереальным мир гриновских героев?
д) Что вызывают в людях рассказы Грина?
е) Почему Грин – писатель «нужный нашему времени»?
. Определите тип речи. Докажите.
4. Составьте логическую схему текста
Тезис:
Аргумент № 1 Аргумент №2 Аргумент №3
Вывод:
5. Какие языковые приёмы помогают передать авторскую позицию в тексте К.Г.Паустовского?
6.Напишите определения:
Эпитет –
Олицетворение –
Метафора –
Оксюморон -