анализ текста (по Паустовскому)
творческая работа учащихся по русскому языку (10 класс) по теме

 

Прочитайте  текст  К.Г.  Паустовского  (для учителя)
Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они нас знаниями или прочитываются как забавный набор слов.
 Грин населил свои книги племенем смелых, прос­тодушных, как дети, гордых, самоотверженных и доб­рых людей.
 Эти цельные, привлекательные люди окружены све­жим, благоухающим воздухом гриновской природы - со­вершенно реальной, берущей за сердце своим очаровани­ем.
 Мир, в котором живут герои Грина, может пока­заться нереальным только человеку, нищему духом.
 Тот, кто испытал легкое головокружение от перво­го же глотка соленого и теплого воздуха морских побере­жий, сразу почувствует подлинность гриновского пейза­жа, широкое дыхание гриновских стран.
 Рассказы Грина вызывают в людях желание разно­образной жизни, полной риска, смелости и «чувства вы­сокого», свойственного исследователям, мореплавате­лям и путешественникам.
 После рассказов Грина хочется увидеть весь зем­ной шар - не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
 «Меня дразнит земля, - писал Грин. - Океаны ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно любопытных уголков».
 Грин - писатель, нужный нашему времени, ибо он внес свой вклад в дело воспитания высоких чувств.
Задания к тексту.
Примечание для педагога: курсивом выделены варианты ответов.
1. Вопрос на восприятие:  Как бы вы сформулировали тему текста? Предложите вариант заглавия («Творчество Грина», «Рассказы Грина», «Книги Грина»). 
2. Составьте тезисный план текста, дав ответы на следующие вопросы:
а) Чем определяется значение каждого писателя? 
б) Какими героями населил Грин свои книги?
в) Какой природой окружены его герои?
г) Кому может показаться нереальным мир гриновских героев?
д) Что вызывают в людях рассказы Грина?
е) Почему Грин – писатель «нужный нашему времени»?
 Примечание: учитель акцентирует внимание учащихся на композиционной стройности текста (абзацы равномерны по объёму) 
3. Определите тип речи  (рассуждение).
4. Составьте логическую схему текста
 
Тезис: Грин – писатель, который воспитывает в читателе высокие чувства   
Аргумент № 1 Аргумент №2 Аргумент №3   
 он населил свои книги добрыми, смелыми, самоотверженными людьми его природа очаровывает его рассказы вызывают желание разнообразной жизни, полной риска и любви   
Вывод:  Грин- писатель нужный
5. (для профильного уровня) Какие языковые приёмы помогают передать авторскую позицию в тексте К.Г.Паустовского? (автор стремится увлечь читателей творчеством Грина. Это передают метафоры «широкое дыхание гриновских стран», эпитеты « разноязычный шум гаваней»,  фразеологизм «брать за сердце» и др.).
 
Прочитайте  текст  К.Г.  Паустовского  (для учащихся), 10 класс «Анализ текста»
(1)Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они нас знаниями или прочитываются как забавный набор слов.
(2) Грин населил свои книги племенем смелых, прос­тодушных, как дети, гордых, самоотверженных и доб­рых людей.
(3) Эти цельные, привлекательные люди окружены све­жим, благоухающим воздухом гриновской природы - со­вершенно реальной, берущей за сердце своим очаровани­ем
(4) Мир, в котором живут герои Грина, может пока­заться нереальным только человеку, нищему духом.
(5) Тот, кто испытал легкое головокружение от перво­го же глотка соленого и теплого воздуха морских побере­жий, сразу почувствует подлинность гриновского пейза­жа, широкое дыхание гриновских стран.
(6) Рассказы Грина вызывают в людях желание разно­образной жизни, полной риска, смелости и «чувства вы­сокого», свойственного исследователям, мореплавате­лям и путешественникам.
(7) После рассказов Грина хочется увидеть весь зем­ной шар - не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
(8) «Меня дразнит земля, - писал Грин. - Океаны ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно любопытных уголков».
(9) Грин - писатель, нужный нашему времени, ибо он внес свой вклад в дело воспитания высоких чувств.
Задания к тексту.
.
1. Вопрос на восприятие:  Как бы вы сформулировали тему текста? Предложите вариант заглавия .
2. Составьте тезисный план текста, дав ответы на следующие вопросы:
а) Чем определяется значение каждого писателя? 
б) Какими героями населил Грин свои книги?
в) Какой природой окружены его герои?
г) Кому может показаться нереальным мир гриновских героев?
д) Что вызывают в людях рассказы Грина?
е) Почему Грин – писатель «нужный нашему времени»?
. Определите тип речи. Докажите.
4. Составьте логическую схему текста
 
Тезис:   
Аргумент № 1 Аргумент №2 Аргумент №3
 
 
 
 
  
  
Вывод:  
 
 
 
5. Какие языковые приёмы помогают передать авторскую позицию в тексте К.Г.Паустовского? 
 
 
 
 
6.Напишите определения:
Эпитет – 
 
Олицетворение – 
 
Метафора – 
 
Оксюморон - 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

анализ текста (по Паустовскому)

Прочитайте  текст  К.Г.  Паустовского  (для учителя)Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, о...

анализ текста К.Г.Паустовского

Прочитайте  текст  К.Г.  Паустовского  (для учителя)Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, о...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Анализ текста произведения К. Паустовского «Ласточка»

Анализ текста произведения К. Паустовского «Ласточка»...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Анализ К.Г. Паустовского "О любви к Родине"текста 11 класс

Комплексный анализ текста. Подготовка к  заданию 27 ЕГЭ по русскому языку...