Анализ К.Г. Паустовского "О любви к Родине"текста 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Комплексный анализ текста. Подготовка к заданию 27 ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_teksta_11_klass.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Анализ текста К.Г. Паустовского «О любви к Родине»
Предмет: русский язык
Класс: 11 класс
Цель урока: совершенствование умений и навыков работы над текстом.
Задачи:
- обучающие:
- углубление знаний о тексте публицистического стиля;
- выработка умения владеть приёмами анализа текста;
- развивающие:
- развитие мыслительных и аналитических способностей учащихся;
- поисковой и творческой активности, коммуникативных способностей, навыков работы в группе, внимания;
- развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, ясно и понятно выражать свои мысли;
- воспитательные:
- воспитание самоконтроля;
- воспитание патриотических чувств учащихся;
- воспитание любви к родной природе;
- воспитание любви к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: интерес к познавательной деятельности; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее Отечества; формирование уважительного и бережного отношения к русскому языку.
Предметные результаты: определение темы, идеи, проблемы текста, языковых особенностей, выявление авторской позиции в конкретном тексте.
Метапредметные результаты:
Познавательные: владение приёмами анализа текста, отбора и систематизации материала.
Регулятивные: определение цели, поиск решения учебной задачи и самостоятельное выполнение ее; соотношение цели и результатов своей деятельности; определение степени успешности работы; оценивание уровня владения учебным действием.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли, готовность к обсуждению разных точек зрения, умение строить связное монологическое высказывание; представление результатов своей деятельности и деятельности группы.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в группах
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Технология: исследовательская деятельность
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя (организация учебного процесса на этапах урока) | Деятельность учеников |
Организационный момент | Приветствует учащихся, создает благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствуют учителя. |
1. Мотивация Цель этапа: обеспечение мотивации обучения. | На доске запись: Анализ текста … Включает запись песни «С чего начинается Родина?» (2 куплета). Сегодня мы с вами будем анализировать текст. Как вы думаете, для чего я включила песню на стихи М. Матусовского? Действительно, тема нашего урока – «Анализ текста К.Г. Паустовского «О любви Родине» | Предполагают, что текст будет о Родине. |
2. Актуализация знаний Цель этапа: актуализация опорных знаний | Приём «корзина идей». А что значит для вас понятие Родина? Запишите на листочках те слова, предложения, ассоциации, которые возникают у вас при слове «Родина» Поработайте в парах: обменяйтесь информацией, посмотрите, совпали ли в чём-нибудь ваши представления. А теперь скидываем в нашу «корзину» (на доске) всё, что имеет отношение к понятию «Родина». | Каждый записывает слова, ассоциации, которые возникают при слове «Родина» - индивид. работа. Работа в парах Высказывают свои идеи (идеи повторяться не должны) |
3. Целеполагание. Цель этапа: постановка цели. | Какова же цель нашего урока? | Определяют цель: проанализировать текст В. Пескова, выяснить, что значит для него понятие «Родина» и память о ней. |
4. Исследование текста Цель этапа: осуществление исследовательской деятельности на материале текста В. Пескова. | Прочитаем текст. Какова тема этого текста? А идея? А что из этого текста можно добавить в нашу «корзину идей»? Исследовать текст мы будем в группах. Каждая группа получает задания на карточке: 1.Запишите тему и идею текста. 2. Каковы особенности композиции текста? 3. Определите микротемы текста и составьте его план. 4. Установите, к какому стилю относится текст, каков его тип речи. 5. Назовите языковые особенности (морфологические, лексические, синтаксические), а также изобразительно – выразительные средства, определяющие стилевую принадлежность текста. 6. Определите проблему текста, сформулируйте её и запишите. 7. Какова позиция автора? 8.Устно обсудите аргументы, которые подтверждают позицию автора. 9. Оформите свою работу, подготовьтесь представить её своим одноклассникам. А сейчас каждая группа представит нам результаты своей деятельности. (оформленные работы сканируются и выводятся на экран, чтобы всем было видно) | 1 ученик читает текст вслух. Выбирают из текста слова, связанные с понятием «Родина». Работа в группах. Выбирают лидера группы, распределяют обязанности, составляют план действий, Каждая группа представляет свою работу одноклассникам, выступает с подготовленным сообщением. Остальные учащиеся принимают участие в обсуждении представленного материала. |
5. Рефлексия Цель этапа: подведение итогов работы в группах, анализ и оценка успешного достижения цели. | Учащиеся подводят итоги работы в группе, что получилось (не получилось), что мешало (помогало), довольны работой группы (нет), что для себя открыли. Вернёмся к нашей «корзине идей». Что бы вы ещё добавили в неё после анализа текста? Сделаем вывод по тексту К.Г. Паустовского. | Подводят итоги работы в группе. Добавляют в «корзину» слова прошлое и настоящее, историческая память, делают вывод по тексту Пескова; оценивают свою работу и работу товарищей в группе. Если оценка не совпадает, лидер группы объясняет причины несовпадения. |
6. Задание на дом | Написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского. | Записывают задание. |
Приложение
К.Г. Паустовский. О любви к Родине
(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.
– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.
– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.
(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.
– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.
(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба
и солнца.(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его попросили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.
(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обощение опыта по теме "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования любви к Родине" её историческому наследию
Воспитать любовь к Родине и её историческому наследию можно и необходимо на произведениях декоративно-прикладного творчества на уроках изобразительного искусства. Это док...
воспитание любви к Родине
В данном эссе отражена работа моя, как учителя и классного руководителя по воспитанию у моих воспитанников любви к Родине на основе изучения исторического прошлого своей малой Родине....
Формирование патриотизма и любви к Родине средствами экологического воспитания.
В статье даётся описание опыта работы педагогов дополнительного образования Центра "Патриот" по экологическому воспитанию. Обозначены цели и задачи направления, перечислены формы работы, достижения....
От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.
Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...
Темы любви и родины в творчестве коми-ижемцев.
Анализ тем любви и родины в произведениях ижемских авторов. На материале сборников "Ижемский характер" и "Радость сердца - ижемский говор."...
Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"
- "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С. Макар...
роль семьи в воспитании любви к родине у дошкольников
роль семьи в воспитании любви к родине, воспитание патриотизма у детей...