Этимология фразеологизмов и сфера их употребления
творческая работа учащегося (русский язык, 6 класс) на тему

Реферат на тему:"Этимология фразеологизмов и сферы их употребления!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              МОУ СОШ № 3 г. Липецка, им. К.А. Москаленко
               Корнева Галина Александровна ,учитель русского языка и литературы                                Русский язык 9 класс ( учебник « Русский язык 9 класс»  под ред. М.М. Разумовской  )  

Тема урока: « Типы сложного предложения и средства связи между его частями»

 

Цели.                                                                                  
1. Закрепление навыка различения СП и ПП.
2. Формирование умения работать с тестами.
3. Введение понятия о классификации СП и средствах связи между их частями.
4.Формирование умения выразительного чтения СП.

                                                      Ход урока.

Орг. момент. Сообщение темы и целей урока. Повторение пройденного материала.

                                   

Тестовая работа. (Слайд №2,№3)
1.В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) щадить    
2) заняться
3) ценить
4)щелкать
2.В каком слове букв больше,
чем звуков?
1) солнце
2) вьюга
3) ясный
4)полет
3. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) съест
2) меньше
3) скачешь
4) поют
4. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) квартал
2) жалюзи
3) торты
4) звонит

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
1) с…мейный, ч…ловечество, оз…рять
2) к…лючий, разл…чать, выт…рать
3)п..лноценный, зал…вать, ч…стотный
4)просл…дить, расст..лать,изм…няющийся
6.В каком слове на месте пропуска пишется Е ?
1)волч..нок
2)реч..нка
3)деш..вый
4)ш..рох
7.В каком слове на месте пропуска пишется О ?
1)ж..лудь
2)береж..т
3)прож..рливый
4)вооруж..нный
8.В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?
1) флаги ре..т, готов..щиеся к экзамену
2)туманы стел…тся, бор…щиеся за правду
3)рабочие стро..т, пол..т грядки
4)ненавид..щие обман, пил..т дрова

  У доски  или за компьютером работает сильный ученик. Самопроверка тестовой работы с комментированием ошибок ,если они допущены

 Вопросы классу.

- Над какими орфограммами вы работали , выполняя тестовую работу?

 - Какие разделы науки о языке мы повторили?

 -В этом учебном году мы углубленно будем изучать синтаксис и пунктуацию. Что изуча

 ют эти разделы науки о языке?

 Для того чтобы грамотно писать, нужно не только знать орфограммы, но и правильно

 ставить знаки препинания. А для этого важно умение - видеть структуру предложения.

 Вспомним, какие предложения бывают по структуре?

 Работа по блок- схеме №1 (слайд№5)

 

Слож. П.      2 и     Прост.П. 

смысл    ____            связь

                                 ин-ция  

     обычно     ,

 Приведите примеры ПП и СП, используя материалы домашней работы. На предыдущем

 уроке было задано выписать из произведений литературы по три предложения разной структуры

 Работа с предложениями( слайд№4). Спишите , расставьте знаки препинания, укажите структуру предложений.

1.Березы пожелтевшие до самых верхушек сбрасывали листву.


 2.Березы пожелтели до самых верхушек
и листья сыпались с них частым и печальным дождем.

  Объяснение нового материала. Учащимся предлагается самостоятельно прочитать    параграф и составить блок- схемы, которые помогут освоить новый материал. Затем пред

 лагается сравнить свои схемы со схемами Ю. Меженко.

 Работа по блок-схемам (сайды№6,7,8) (Комментируют сильные ученики по блокам)

Типы сложных предложений

бессоюзные       союзные               с                    

                                                различными        

                                               видами связи

Союзные предложения

ССП                      СПП

    союзы: и,а,но,или        союзы и союзные        

     не только- но и…        слова: что, где,  

                                          который, чтобы,  

                                          если и др.

ССП  [     ],   =   [     ].

                     с.с.

СПП  [     ],   =   (П.С…).

         глав.         придат.

БСП    [     ], = [     ].

Предложения с разными                  

        видами связи.

 [     ], [    ], и [    ],(который).

Работа с текстом. Списать, расставить знаки препинания, составить схемы СП, указав их тип(слайд №10).

После Константинова где детство Есенина прошло среди полей и степей четырнадцатилетний
подросток оказался вдали от дома, в школе-интернате. Утешением стала дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Они подолгу засиживались с приятелем у него дома иногда Есенин читал свои стихи отличавшиеся особенной легкостью.
Сегодня мы читаем есенинские стихи и они захлестывают душу своим певучим слогом.  

 

 Работу за компьютером выполняет ученик, остальные работают в тетрадях.

 Учитель обращает внимание на последнее предложение.

 Какой художественный прием используется в этом предложении?

 

   Стихи Есенина певучи , лаконичны, в них в полной мере проявляется красота нашего

 русского языка. И в этом вы сейчас убедитесь.

 Работа с предложениями (слайд№11). Выразительно прочитайте есенинские строки.

 Составьте схемы предложений, укажите их тип.

 Самопроверка (ответы высвечиваются) .

1) Гроза прошла и ветка белых роз
    В окно мне дышит ароматом.


2)  Никнут шелковые травы
     Пахнет смолистой сосной.

3)   Хорошо под осеннюю свежестью
    Душу-яблоню ветром стряхать
   И смотреть как над речкою режет
   Воду синюю солнца соха.

4)    Отговорила роща золотая
     Березовым, веселым языком
     И журавли печально пролетая
    Уж не жалеют больше ни о ком.

5)   Усталый день клонился к ночи
     Затихла шумная волна
     Погасло солнце и над миром
     Плывет задумчиво луна.

1.[       ], и [         ССП

2.[       ] ,  [       ].         БСП

3.[       ],  (как   ).         СПП

4. [       ], и [       ].        ССП

5. [       ],[      ],[       ], и [       ]. СП с              

                                              различными видами связи

                         

                   

 Творческая работа с использованием различных типов предложений по картине  «Золотая осень»  И. Левитана. Заслушиваются  работы, подводятся итоги урока.

 Дом. задание : рассказ по блок-схемам ,упр.52,повторить правописание  -Н- и –НН в прилагательных и причастиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительный материал для учителя "Этимология слов и фразеологизмов"

Данный материал можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов: "Лексика", "Фразеологизмы". Дано толкование слов их происхождение....

Учебный проект "Этимология фразеологизмов"

Данный проект предполагает исследование этимологии фразеологизмов и их речевой функции самими учениками путем сбора информации. Предназначен для учеников 5 класса, которые только знакомятся с фразеоло...

Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"

Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...

Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО   ДИСЦИПЛИНЕ  «РУССКИЙ  ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов  2 курса  специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...

Проектно-исследовательская работа "Фразеологизмы. Их этимология и значение"

Исследовательская работа учащихся 5-го класса. Групповой проект. В нем представлена  история происхождения фразеологизмов, их строение, значение наиболее распространенных(они вошли в словарь, кот...

Проектно-исследовательская работа "Фразеологизмы. Их этимология и значение"

Исследовательская работа учащихся 5-го класса. Групповой проект. В нем представлена  история происхождения фразеологизмов, их строение, значение наиболее распространенных(они вошли в словарь, кот...

Открытый урок по лексике, этимологии и фразеологизмам

Открытый урок по лексике, этимологии и фразеологизмам...