Проектно-исследовательская работа "Фразеологизмы. Их этимология и значение"
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Пономаренко Татьяна Павловна

Исследовательская работа учащихся 5-го класса. Групповой проект. В нем представлена  история происхождения фразеологизмов, их строение, значение наиболее распространенных(они вошли в словарь, который составили учащиеся). Кроме того, ребята нарисовали иллюстрации, зашифровав некоторые фразеологизмы, и создали альбом "Отгадай фразеологизм". Чтобы показать, как можно использовать фразеологические обороты в речи, учащиеся написали сочинения(они приводятся в презентации проекта)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_russkomu_yazyku.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная работа по русскому языку учащихся 5 «А» класса на тему: «Фразеологизмы. Их этимология и употребление в речи.»

Слайд 2

Проект подготовила группа учащихся 5 «А» класса. Художники – оформители : Мариненкова Галина Мартынова Милена Информационная группа : Заморина Алина Акопян Кристина Техническое оформление материала: Акопян Кристина

Слайд 3

Фразеологизм, или фразеологический оборот, – устойчивое по составу лексически неделимое словосочетание или предложение. Говоря другими словами, фразеологизм нельзя разделить на отдельные слова, объяснить его так, как объясняют обычные словосочетания.

Слайд 4

Фразеологизм обычно не позволяет даже переставлять свои части внутри себя. Вот такая это строгая и загадочная лексическая единица. Бить + баклуши Как + об + стенку + горох Сломя + голову Сидеть + сложа + руки Вешать + лапшу + на + уши Как + с + Луны + свалился

Слайд 5

Еще великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания « ф разесами», «российскими пословиями», предлагая их включить в словарь. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология.

Слайд 6

Фразеологизмы по – своему отражают жизнь народа с очень давних времен. В них выражен дух народа, его обычаи. Фразеология сказочно богата. В её кладовых хранятся слова от самых древних до современных. Фразеологизмы украшают речь любого человека, позволяют ярко и образно выразить свои мысли. Нельзя по-настоящему овладеть языком, не зная ф разеологизмов.

Слайд 7

Интересна история происхождения фразеологизмов. Почему мы, например, говорим «бить баклуши», «кричать на всю Ивановскую», «спустя рукава» и др.

Слайд 8

Фразеологизм «бить баклуши». Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось легким делом, которое поручали старикам или детям. Отсюда бить баклуши – заниматься пустяками или бездельничать.

Слайд 9

Фразеологизм «где раки зимуют». В старину раков суеверные люди считали таинственными животными. Узнать рачью зимовку считалось делом почти невозможным. Выражение: «я ему покажу, где раки зимуют», - употреблялось как угроза: покажу то, чего никто не знает.

Слайд 10

О значении и истории возникновения фразеологизмов мы узнали в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А. Молоткова.

Слайд 11

Чтобы запомнить фразеологизмы, мы решили создать словарь. Отобрали в него самые распространенные в русском языке фразеологизмы. Потом мы отобрали фразеологизмы для иллюстрирования и создали альбом, который назвали «Отгадай зашифрованный фразеологизм». Получилось смешно.

Слайд 12

Также мы провели конкурс сочинений. Обязательное условие – употребление фразеологизмов. Вот два интересных сочинения.

Слайд 13

Поездка на море. Я бежала домой сломя голову, была на седьмом небе от счастья, потому что скоро летние каникулы, и мы едем на море . Этого я ждала с замиранием сердца. Дома мама не покладая рук собирала чемоданы. Я ломала голову, что же с собой взять? Потом я покопалась у себя в голове и решила, что мне делать. На следующий день от волнения все валилось у меня из рук, я ходила как потерянная. Уже в самолете я подумала: «Дырявая голова – оставила фотоаппарат и любимую майку.» Но самолет уже взмыл вверх, и я, устроившись удобно, предалась мечтаньям. Алина Заморина

Слайд 14

Двойка Учитель математики предупредила нас, что завтра контрольная работа. Все ученики засучив рукава стали к ней готовиться, прочитали учебник от корки до корки, ломали голову над задачами. А я весь вечер била баклуши и подготовилась из рук вон плохо. Утром, вспомнив о работе, я совсем повесила голову. На следующий день объявляли результаты. Моя подруга сделала на «отлично», и учитель сказала, что у нее золотая голова. А я получила двойку. Мама сказала, что я отбилась от рук и у меня ветер в голове гуляет. Но вскоре я исправила оценку на «пять» и была на седьмом небе от счастья. Бубнова Дарья.

Слайд 15

Потом была создана презентация нашей работы и мы, составив сценарий, выступили перед ребятами нашего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Проектно-исследовательская работа "Фразеологизмы. Их этимология и значение"

Исследовательская работа учащихся 5-го класса. Групповой проект. В нем представлена  история происхождения фразеологизмов, их строение, значение наиболее распространенных(они вошли в словарь, кот...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «КОЖА, ЕЁ СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ»

 Цель урока:ü дать представление о новом органе, познакомить со строением, значением и функциями кожи.Задачи урока:Образовательные:ü дать представление о значении и строении кожи её свойст...

Консультация для родителей "Значение проектно-исследовательской деятельности для речевого развития ребенка"

quot;Значение проектно-исследовательской деятельности для речевого развития ребенка"...

Проектно-исследовательская работа по немецкому языку: «Значение немецких имён и фамилий»

Человек слышит своё имя много раз в день, свою фамилию реже, чем имя, но также достаточно часто. И неизбежно у каждого человека возникает вопрос: что означает моё имя, какую тайну оно хранит, как оно ...

Проектно-исследовательская работа по немецкому языку: «Значение немецких имён и фамилий»

Человек слышит своё имя много раз в день, свою фамилию реже, чем имя, но также достаточно часто. И неизбежно у каждого человека возникает вопрос: что означает моё имя, какую тайну оно хранит, как оно ...