Проектно-исследовательская работа "Фразеологизмы. Их этимология и значение"
проект по русскому языку (5 класс) на тему
Исследовательская работа учащихся 5-го класса. Групповой проект. В нем представлена история происхождения фразеологизмов, их строение, значение наиболее распространенных(они вошли в словарь, который составили учащиеся). Кроме того, ребята нарисовали иллюстрации, зашифровав некоторые фразеологизмы, и создали альбом "Отгадай фразеологизм". Чтобы показать, как можно использовать фразеологические обороты в речи, учащиеся написали сочинения(они приводятся в презентации проекта)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_russkomu_yazyku.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект подготовила группа учащихся 5 «А» класса. Художники – оформители : Мариненкова Галина Мартынова Милена Информационная группа : Заморина Алина Акопян Кристина Техническое оформление материала: Акопян Кристина
Фразеологизм, или фразеологический оборот, – устойчивое по составу лексически неделимое словосочетание или предложение. Говоря другими словами, фразеологизм нельзя разделить на отдельные слова, объяснить его так, как объясняют обычные словосочетания.
Фразеологизм обычно не позволяет даже переставлять свои части внутри себя. Вот такая это строгая и загадочная лексическая единица. Бить + баклуши Как + об + стенку + горох Сломя + голову Сидеть + сложа + руки Вешать + лапшу + на + уши Как + с + Луны + свалился
Еще великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания « ф разесами», «российскими пословиями», предлагая их включить в словарь. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология.
Фразеологизмы по – своему отражают жизнь народа с очень давних времен. В них выражен дух народа, его обычаи. Фразеология сказочно богата. В её кладовых хранятся слова от самых древних до современных. Фразеологизмы украшают речь любого человека, позволяют ярко и образно выразить свои мысли. Нельзя по-настоящему овладеть языком, не зная ф разеологизмов.
Интересна история происхождения фразеологизмов. Почему мы, например, говорим «бить баклуши», «кричать на всю Ивановскую», «спустя рукава» и др.
Фразеологизм «бить баклуши». Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось легким делом, которое поручали старикам или детям. Отсюда бить баклуши – заниматься пустяками или бездельничать.
Фразеологизм «где раки зимуют». В старину раков суеверные люди считали таинственными животными. Узнать рачью зимовку считалось делом почти невозможным. Выражение: «я ему покажу, где раки зимуют», - употреблялось как угроза: покажу то, чего никто не знает.
О значении и истории возникновения фразеологизмов мы узнали в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А. Молоткова.
Чтобы запомнить фразеологизмы, мы решили создать словарь. Отобрали в него самые распространенные в русском языке фразеологизмы. Потом мы отобрали фразеологизмы для иллюстрирования и создали альбом, который назвали «Отгадай зашифрованный фразеологизм». Получилось смешно.
Также мы провели конкурс сочинений. Обязательное условие – употребление фразеологизмов. Вот два интересных сочинения.
Поездка на море. Я бежала домой сломя голову, была на седьмом небе от счастья, потому что скоро летние каникулы, и мы едем на море . Этого я ждала с замиранием сердца. Дома мама не покладая рук собирала чемоданы. Я ломала голову, что же с собой взять? Потом я покопалась у себя в голове и решила, что мне делать. На следующий день от волнения все валилось у меня из рук, я ходила как потерянная. Уже в самолете я подумала: «Дырявая голова – оставила фотоаппарат и любимую майку.» Но самолет уже взмыл вверх, и я, устроившись удобно, предалась мечтаньям. Алина Заморина
Двойка Учитель математики предупредила нас, что завтра контрольная работа. Все ученики засучив рукава стали к ней готовиться, прочитали учебник от корки до корки, ломали голову над задачами. А я весь вечер била баклуши и подготовилась из рук вон плохо. Утром, вспомнив о работе, я совсем повесила голову. На следующий день объявляли результаты. Моя подруга сделала на «отлично», и учитель сказала, что у нее золотая голова. А я получила двойку. Мама сказала, что я отбилась от рук и у меня ветер в голове гуляет. Но вскоре я исправила оценку на «пять» и была на седьмом небе от счастья. Бубнова Дарья.
Потом была создана презентация нашей работы и мы, составив сценарий, выступили перед ребятами нашего класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)
Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.
При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:...
Проектно-исследовательская работа "Фразеологизмы. Их этимология и значение"
Исследовательская работа учащихся 5-го класса. Групповой проект. В нем представлена история происхождения фразеологизмов, их строение, значение наиболее распространенных(они вошли в словарь, кот...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «КОЖА, ЕЁ СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ»
Цель урока:ü дать представление о новом органе, познакомить со строением, значением и функциями кожи.Задачи урока:Образовательные:ü дать представление о значении и строении кожи её свойст...
Консультация для родителей "Значение проектно-исследовательской деятельности для речевого развития ребенка"
quot;Значение проектно-исследовательской деятельности для речевого развития ребенка"...