Урок русского языка в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Заключительный урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_obobshchayushchie_slova._8_kl.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лисенкова Е.А., учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 4» города Донской, мкр.Северо-Задонск

                          УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА

                                                в 8 классе

     Тема. Обобщающие слова при однородных членах

                предложения. Знаки препинания при них.

Цели урока: 1) восстановить знания  учащихся об обобщающих словах;

                      Углубить и расширить знания учащихся по данной теме;

                      2) пополнить кругозор учащихся знаниями из области искусства.

Оборудование урока: таблица «Обобщающие слова при однородных членах  предложения»;

                                      таблица  « Знаки препинания при однородных членах предложения»;

                                       карточки с индивидкальными заданиями; репродукция картины

                                       В.Д. Поленова « Заросший пруд».

                                                       ХОД  УРОКА:

1.   Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания ( учащимся было задано составить предложения с однородными членами ( сильным учащимся – текст ) о людях искусства, живших или живущих ныне в Тульской области).

     ( Заслушиваются два ученика: 1 «слабый» и 1 «сильный» ; примеры обговариваются).

3.   Цели и задачи урока:

 - Итак, сегодня на уроке мы продолжим разговор об однородных членах предложения, о знаках препинания в таких предложениях. Наша задача сегодня – расширить и углубить эти знания.

Учащиеся записывают в тетрадях число, классную работу.

4.  Работа с текстом.. ( на каждом столе для каждого ученика распечатан текст с пропущенными буквами )

                                                                     ТЕКСТ

     Любой уголок земли может под…рить миру способного человека. И всё( таки) есть места, загадочно богатые знатными земляками.  В этом смысл… орловская земля выход…т едва ли не на первое место.

     (З,с)десь жили и творили чуть ли не все величайшие ру(сс, с)кие поэты и писатели. Это Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Леонид Андреев, Пришвин. И природа этих широт России не в малой степен… служила колыбел…ю писательства. Творчество без присутствия в нём природы было немыслимо для таких художников слова.

   - Прочитайте текст. Озаглавьте его. ( например, « Орловская земля», «Орловские таланты», «Богатства  орловской земли», «Орловская земля – родина великих русских писателей»).

   -  Определите стиль текста (публицистический).

   - Докажите это ( автор рассказывает об особенностях орловской земли, о писателях, родившихся в Орловской области; подчёркивает, что именно природа этих мест послужила источником вдохновения).

   -  Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок, графически их обозначьте.

   -  Какие ещё орфограммы вы можете отметить в этом тексте?

   -    Найдите в тексте слова, в которых мы можем наблюдать одно из фонетических явлений – оглушение.(  Леонид, Лесков, Андреев и др.)

   -  Найдите в тексте предложения с однородными членами, выпишите их в тетрадь и постройте схемы этих предложений.

  ( К доске выходят два ученика: один выписывает одно предложение, другой – второе)

1). Здесь жили и творили чуть ли не все величайшие русские поэты и писатели.

[ …О и Ο…О и Ο ] .

   -  Сколько рядов однородных членов в этом предложении?

   -   Являются ли однородными определения  ВЕЛИЧАЙШИЕ  РУССКИЕ ? (нет) Почему?

2).  Это Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Леонид Андреев, Пришвин.

[ Ο и О, Ο и О, Ο и О, Ο ] .

   -  Что можно сказать об этом предложении с точки зрания его грамматической основы? ( оно односоставное, назывное)

   -    А какое это предложение по наличию второстепенных членов?

5. Устный теоретический «марафон»  по повторению темы «Однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами»

 ( Два ученика встают в проходах между рядами и по мере правильных ответов продвигаются вперёд; кто раньше окажется ближе к учителю, тот получает «5», другой – «4» ).

   - Какие члены предложения называются однородными?

   - Какой связью связаны между собой однородные члены? ( сочинительной с помощью союзов или с помощью интонации)

   - Могут ли однородные члены предложения выражаться разными частями речи? (да)

   - Приведите пример.

   - Как отличить однородные определения от неоднородных?

   - На какие группы делятся сочинительные союзы? ( соединиттельные, противительные, разделительные)

   -  В каком случае запятая  между однородными членами не ставится? (перед одиночными неповторяющимися соединительными и разделительными союзами)

   -   Когда запятая между однородными членами ставится? ( перед противительными союзами, перед второй частью двойных союзов, перед повторяющимися союзами, при отсутствии союзов)  

6. Графический диктант ( составление схем диктуемых учителем предложений ) с последующей взаимопроверкой, а потом самопроверкой с помощью доски.

Пока основная часть класса выполняет графический диктант,несколько учащихся получают индивидуальные задания по карточкам. ( задания даны ниже; учащиеся выполняют работу прямо на карточках, потом сдают их, учитель оценивает работу после урока).

 

  1).   В течение жизни я побывал во многих музеях и картинных галереях мира.

[ ─  ═  Ο  и  О  ] .

   2). Меня всегда удивляло и восхищало творчество известных русских  и зарубежных художников.

[ … О  и  О  ─  О  и  О …] .

   3).   Поражают и прелесть осенней природы на полотнах Левитана, и удивительные морские пейзажи Айвазовского, и батальные картины Верещагина.

[  ═  и  О ,  и  О ,  и  О ] .

7.   Беседа с учащимися  

  -  Ребята, на уроках мировой художественной культуры вы изучали творчество самых разных художников.

      Вспомните определения таких слов, как ПОРТРЕТИСТ, ПЕЙЗАЖИСТ , МАРИНИСТ, БАТАЛИСТ, АНИМАЛИСТ.

  -   А какой известный художник жил и работал в нашей области во второй половине 19 – начале 20 века? ( Василий Дмитриевич Поленов)

  -   Какие картины он писал ?

  -   Вы, наверное, заметили, что мы сегодня неоднократно обращались в наших текстах к литературе и живописи. А скажите, что между ними общего? ( это виды искусства)

  -   А что между ними различного? ( живопись – это искусство красок, художник работает кистью, а литература – это искусство слова ).

 

                          КАРТОЧКА  № 1.

   Списать, расставить недостающие знаки препинания; подчеркнуть однородные члены предложения как члены предложения. Составить схему предложения № 2.

  1. В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.
  2. Красные голубые и жёлтые цветы пестрели на лугу.
  3. Осенней свежестью листвою благоухает сад.

                         КАРТОЧКА  № 2.

   

Списать, расставить недостающие знаки препинания; подчеркнуть однородные члены как члены предложения. Составить схему предложения № 1.

  1. Дождь стучал по крыше трепал листья в саду плескался на дворе в лужах.
  2. Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.
  3. Слышны смех и говор и плесканье купающихся.        

                         КАРТОЧКА  № 3.

Списать, расставить недостающие знаки препинания; подчеркнуть однородные члены как члены предложения. Составить схему предложения № 1.

  1. На луга ложится не то туман не то синеватый дымок с лесных гарей.
  2. Мал золотник да дорог.
  3. Начинал он свою карьеру мелким необеспеченным чиновником.

                                            КАРТОЧКА  № 4.

Списать, расставить недостающие знаки препинания; подчеркнуть однородные члены как члены предложения. Составить схему предложения № 2.

 

  1. Голый лес загудел туго сурово по-зимнему.
  2. На лугу росли как ромашки так и васильки.
  3. На рассвете в долинах теплом черёмухой веет.                                                                                                          

                                            КАРТОЧКА  № 5.

Списать, расставить недостающие знаки препинания; подчеркнуть однородные члены как члены предложения. Составить схему предложения № 1.

  1. На лугу росли ромашки и васильки одуванчики и незабудки.
  2. На дворе стояла чёрная непроницаемая ночь.
  3. Ласточки соловьи дрозды и иволги улетают в тёплые края.

8. Переход к новой теме.

А) Синтаксический разбор предложения ( у доски работает 1 ученик)

Левитан писал русскую природу в разные времена года. ( повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр.).

Б) – Распространите это предложение так, чтобы оно соответствовало схеме ( схема заранее записана на альбомном листе)

[ О : О , О, О и О ].

 Левитан писал русскую природу в разные времена года: зимой, весной, летом и осенью.

    --  А теперь перестройте это предложение так, чтобы оно соответствовало схеме:

[ О, О, О, О  - О ].

  Зимой, весной, летом, осенью – в разные времена года писал Левитан русскую природу.

  - Вам эти схемы знакомы с 5 класса. Что это? (обобщающие слова при однородных членах предложения)

  -  Запишите тему нашего урока в тетрадях.

В) – Откройте учебник на стр. 126, параграф № 28 прочитайте самостоятельно, найдите в нём ту часть теоретического материала, которая вам не знакома.

Г) – А теперь один из вас подведёт итоги и по таблице ( она была на магнитной доске перевёрнута к стене) расскажет нам всё по теме урока.

Д) – А теперь подведите записанное нами предложение о Левитане под последнюю схему:

В разные времена года: зимой, весной, летом, осенью – писал Левитан русскую природу.

 

9. Закрепление нового материала:

А)  Упр. № 283 ( 1 часть )

    - Найдите те предложения, где обобщающее слово стоит перед однородными членами, прочитайте его вслух, назовите обобщающее слово ( № 1,2,3,7); обобщающее слово стоит после однородных членов предложения – ( № 4 ) ; обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается – ( № 5,6 )

Б)  Составление схем предложений и предложений по схемам ( учитель берёт карточку у учителя, читает предложение и быстро чертит схему на доске)

 - А теперь и мы поработаем с вами художниками слова – составим предложения по предложенным схемам, расскажем о том, что мы видим за окном.

  Например: Снег лежал везде: на дороге, на крышах домов, на деревьях.

                      Липы, тополя, каштаны, клёны – деревья разных пород украшают улицы города.

                      Все : дети и взрослые – радуются приходу настоящей зимы.

10.  Творческая работа.

  - Василий Дмитриевич Поленов жил и работал под девизом: «Искусство должно давать счастье и радость людям». И ему это удавалось делать с помощью своих изумительных картин.

Перед вами репродукция одной из известных картин художника «Заросший пруд».

    Для закрепления изученного нами материала вам предлагается написать 5-6 предложений ( или текст ) по этой картине: что вы видите на ней, какое впечатление она на вас произвела. Используйте предложения с однородными членами и предложения с обобщающими словами при однородных членах.

    Учащиеся пишут на фоне тихой симфонической музыки.

В конце прочитываются 1-2 работы.

11.  Итоги урока.

12. Домашнее задание: 1 группа – параграф № 28; упр.285

                                                2 группа –   упр. № 286

                                        3 группа – найти дополнительный материал о других русских художниках,

                                                          живших в нашей области, составить 6-8 предложений по этой

                                                          теме с однородными членами и обобщающими словами  при

                                                          однородных членах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...

Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами

Урок-практикум по русскому языку в 8 классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку 8 класс по теме Однородные члены предложения

Презентация предназнчена для объяснения нового материала и закрепления....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Способы связи однородных членов предложения"

Данный урок по типу является комбинированным. Урок начинается с повторения изученного материала, с помощью цифрового выборочного диктанта повторяются известные учащимся способы связи однородных членов...

урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"

урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...

Урок в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Урок из 2 блоков: повторение орфографических правил; обобщающие слова при однородных членах предложения....

Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте

Разработка урока  представлена материалами с художественными  текстами  И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением  Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...