Урок русского языка в 8 классе. Обобщающие слова при однородных членах
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Солодякова Ольга Викторовна

Урок на тему "Обобщающие слова при однородных членах" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах

Цели:

         Обучающая: расширить представления учащихся об  обобщающих словах при однородных членах; научиться находить их в тексте, определять их роль в речи и использовать в собственных высказываниях.

         Развивающая: развитие мышления учащихся, формирование умения выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие познавательного интереса и расширение кругозора.

         Воспитывающая: прививать любовь к русскому языку, Способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля, уверенности в себе, честности, самостоятельности, ответственности.

                                                 

Ход урока

I.  Организационный момент.

II.  Актуализация знаний (вызов)

         Обращаю ваше внимание на экран (слайд № 1)

На соломенное чучело Масленицы надевали тулуп шапку и лапти.

Его возили всю неделю по деревне а в воскресенье торжественно сжигали.

 Животные волки журавли драконы ослы медведи зайцы вдохновляли наших предков на создание причудливых нарядов.

       Посмотрите, пожалуйста, на предложения и скажите, чего здесь не хватает? (совершенно верно, пропущены знаки препинания)

Исправим этот недостаток. У вас на партах есть желтые карточки, на которых вы и выполните исправления. Расставьте знаки препинания и найдите в чем сходство и в чем различие этих предложений.

 (общее: объединены одной темой, есть однородные члены предложения, все простые;.

различие: два односоставных, одно двусоставное, в первых двух предложениях ставится союз, в третьем предложении ставится двоеточие, однородные члены разные (дополнения, сказуемые, подлежащие).

        Проверьте себя (слайд № 2) и оцените правильность выполнения  в листке контроля.

Что объединяет предложения? И чем они различаются?

III. Целеполагание и мотивация

Скажите, пожалуйста, чем является в предложении слово животные ?

(это обобщающее слово).

Таким образом, тема нашего урока (слайд № 3)

Каковы должны быть цели нашего урока?      

(вспомнить, что такое обобщающие слова, какие ставятся знаки препинания, схема предложения)

(слайд № 4) Цели урока

        Приведите свои примеры обобщающих слов при однородных членах предложения

(посмотрите вокруг, используйте пространство кабинета: мебель: столы, стулья, шкафы; учителя: …, …, … . и т.д.)

IV. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала

  1. Откройте учебник, параграф 28, поработаем с текстом, составление кластера.
  2. используя стратегию ИНСЕРТ, у вас на столах лежат таблички с условными обозначениями. Предлагаю осмыслить информацию и занести свои наблюдения в таблицу.

галочка

плюс

минус

вопрос

Поделитесь друг с другом своими наблюдениями. Подведем итоги:

Что нам было уже известно? Что нового? И т.д.

  1. Опорный конспект «Знаки препинания при однородных членах предложения». Делаются выводы по постановке знаков препинания. Слайд 5

(слайд № 6) обращаю ваше внимание на то, что:

  • Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее), а однородные члены — видовые (реки: Волга, Обь, Дунай; художники: Рафаэль, Левитан, Репин; сказки, былины фольклор).
  • Обобщающие слова могут быть и словосочетанием (гипербола, метафора, олицетворение изобразительно-выразительные средства языка).

V.Систематизация и применение знаний и умений.

Приступим к закреплению материала, первое упражнение на экране.

             1. Упражнение Составить предложение: (слайд № 7) Записать это предложение

1)  из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу взять обстоятельство места (в лесу);

2)  добавить сказуемое  предложения  Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева (поражает);

3)  добавить   подлежащее   предложения   В  маленьком   домике   на окраине всё напоминало об отце (всё).

Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову

(В лесу поражает всё: ...). составьте схему полученного предложения. (слайд № 8) о

           2. Сжатие текста (слайд)

         Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.

(Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.)

(Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ГИА).       

         3. (на карточках) Самостоятельная работа.

Ряды однородных членов

Обобщающие слова

1) кенгуру, коала, сумчатая белка, утконос, муравьед, ехидна

2) золото, серебро, медные и железные руды, каменный уголь, уран, алюминий

3) Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус, Брамс

4) плавание, гребля, парусные регаты, теннис, автомобильные гонки, гольф

VI. Проверка уровня знаний и умений (на карточках, расставить знаки препинания) Проверим уровень усвоения материала. Выполняем задание прямо на карточках карандашом.

1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.

2)  Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан.

3)  Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.

4)  Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.

5)  На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — везде были изморозь.

Ключ (слайд № 10) самопроверка.

Оцените себя в листке контроля. Поднимите руки, кто выполнил на 5.

 VII. Информация о домашнем задании (слайд № 11)

  1. Прочитать параграф 28;
  2. по выбору:

а) написать миниатюру «Для чего нам нужны обобщающие слова при однородных членах»;

б)  любое упражнение параграфа.

VIII. Рефлексия

Закончите фразу:

сегодня я  узнал…,  

мне понравилось..,        

теперь я могу…,  

я  поняла, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс

конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....

урок русского языка в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

урок продолжает формирование навыка постановки знаков препинания              при однородных членах с обобщающим словом,  ...

разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...

Урок русского языка в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Заключительный урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"...

Урок в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Урок из 2 блоков: повторение орфографических правил; обобщающие слова при однородных членах предложения....

Практическая работа по русскому языку на тему «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» 8 класс

Практическая работа по русскому языку на тему «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»  8 класс...