Урок русского языка в 8 классе. Обобщающие слова при однородных членах
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок на тему "Обобщающие слова при однородных членах" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах
Цели:
Обучающая: расширить представления учащихся об обобщающих словах при однородных членах; научиться находить их в тексте, определять их роль в речи и использовать в собственных высказываниях.
Развивающая: развитие мышления учащихся, формирование умения выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие познавательного интереса и расширение кругозора.
Воспитывающая: прививать любовь к русскому языку, Способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля, уверенности в себе, честности, самостоятельности, ответственности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний (вызов)
Обращаю ваше внимание на экран (слайд № 1)
На соломенное чучело Масленицы надевали тулуп шапку и лапти.
Его возили всю неделю по деревне а в воскресенье торжественно сжигали.
Животные волки журавли драконы ослы медведи зайцы вдохновляли наших предков на создание причудливых нарядов.
Посмотрите, пожалуйста, на предложения и скажите, чего здесь не хватает? (совершенно верно, пропущены знаки препинания)
Исправим этот недостаток. У вас на партах есть желтые карточки, на которых вы и выполните исправления. Расставьте знаки препинания и найдите в чем сходство и в чем различие этих предложений.
(общее: объединены одной темой, есть однородные члены предложения, все простые;.
различие: два односоставных, одно двусоставное, в первых двух предложениях ставится союз, в третьем предложении ставится двоеточие, однородные члены разные (дополнения, сказуемые, подлежащие).
Проверьте себя (слайд № 2) и оцените правильность выполнения в листке контроля.
Что объединяет предложения? И чем они различаются?
III. Целеполагание и мотивация
Скажите, пожалуйста, чем является в предложении слово животные ?
(это обобщающее слово).
Таким образом, тема нашего урока (слайд № 3)
Каковы должны быть цели нашего урока?
(вспомнить, что такое обобщающие слова, какие ставятся знаки препинания, схема предложения)
(слайд № 4) Цели урока
Приведите свои примеры обобщающих слов при однородных членах предложения
(посмотрите вокруг, используйте пространство кабинета: мебель: столы, стулья, шкафы; учителя: …, …, … . и т.д.)
IV. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала
- Откройте учебник, параграф 28, поработаем с текстом, составление кластера.
- используя стратегию ИНСЕРТ, у вас на столах лежат таблички с условными обозначениями. Предлагаю осмыслить информацию и занести свои наблюдения в таблицу.
галочка | плюс | минус | вопрос |
Поделитесь друг с другом своими наблюдениями. Подведем итоги:
Что нам было уже известно? Что нового? И т.д.
- Опорный конспект «Знаки препинания при однородных членах предложения». Делаются выводы по постановке знаков препинания. Слайд 5
(слайд № 6) обращаю ваше внимание на то, что:
- Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее), а однородные члены — видовые (реки: Волга, Обь, Дунай; художники: Рафаэль, Левитан, Репин; сказки, былины — фольклор).
- Обобщающие слова могут быть и словосочетанием (гипербола, метафора, олицетворение — изобразительно-выразительные средства языка).
V.Систематизация и применение знаний и умений.
Приступим к закреплению материала, первое упражнение на экране.
1. Упражнение Составить предложение: (слайд № 7) Записать это предложение
1) из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу взять обстоятельство места (в лесу);
2) добавить сказуемое предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева (поражает);
3) добавить подлежащее предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце (всё).
Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову
(В лесу поражает всё: ...). составьте схему полученного предложения. (слайд № 8) о
2. Сжатие текста (слайд)
Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.
(Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.)
(Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ГИА).
3. (на карточках) Самостоятельная работа.
Ряды однородных членов | Обобщающие слова |
1) кенгуру, коала, сумчатая белка, утконос, муравьед, ехидна | |
2) золото, серебро, медные и железные руды, каменный уголь, уран, алюминий | |
3) Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус, Брамс | |
4) плавание, гребля, парусные регаты, теннис, автомобильные гонки, гольф |
VI. Проверка уровня знаний и умений (на карточках, расставить знаки препинания) Проверим уровень усвоения материала. Выполняем задание прямо на карточках карандашом.
1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.
2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.
4) Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.
5) На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — везде были изморозь.
Ключ (слайд № 10) самопроверка.
Оцените себя в листке контроля. Поднимите руки, кто выполнил на 5.
VII. Информация о домашнем задании (слайд № 11)
- Прочитать параграф 28;
- по выбору:
а) написать миниатюру «Для чего нам нужны обобщающие слова при однородных членах»;
б) любое упражнение параграфа.
VIII. Рефлексия
Закончите фразу:
сегодня я узнал…,
мне понравилось..,
теперь я могу…,
я поняла, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс
конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....
урок русского языка в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
урок продолжает формирование навыка постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом, ...
разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...
Урок русского языка в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Заключительный урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"...
презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Презентация содержит теоретичский материал и задания по теме...
Урок в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Урок из 2 блоков: повторение орфографических правил; обобщающие слова при однородных членах предложения....
Практическая работа по русскому языку на тему «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» 8 класс
Практическая работа по русскому языку на тему «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» 8 класс...