Реализация личностно-ориентированного подхода как условие создания комфортности обучения»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Трудно всякое дело, если только не хочется его делать,
легко всякое дело, за которое берёмся с полным убеж-
дением в его плодотворности и необходимости.
В.Плеханов
Для современной ситуации характерна смена образовательной парадигмы (пример из истории, взятый для доказательства, сравнения): от безличностной к личностно-ориентированной. В свете новых требований образовательной политики, сформулированных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»,этот подход становится приоритетным. Для успешной реализации личностно-ориентированного подхода необходимо изменить сам ход образовательного процесса (т.е. условия деятельности). Конечно же, в этом должны быть заинтересованы и государство, и общество, и учитель, потому что закономерным результатом такого подхода в обучении становится активизация позиции учащегося. Со стороны учителя в данном случае подход к образовательному процессу должен быть осмыслен заново. Для этого необходим определённый инструментарий. Одной из составных такого инструментария является постановка задач – начало начал образовательного процесса.
Задачный подход
В любой образовательной системе задача была и остаётся важнейшим компонентом организации познавательного процесса. В повседневной практике учителя постоянно встречаются с этим понятием, но зачастую затрудняются сформулировать образовательные и педагогические задачи.
Постановка задач требует умения представить конечную цель своей деятельности, чётко сформулировать пути достижения, построить образ своих и ученических действий.
Любая задача включает в себя требование (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Чтобы выполнить её, необходимо осознать цель, найти способы решения, выбрать наиболее оптимальный вариант.
|
О
Примеры педагогических задач:
· разработка системы уроков по теме,
· определение целей каждого урока, тематическая подборка текстов и упражнений к уроку,
· подготовка индивидуальных учебных заданий для конкретных учащихся,
· подборка иллюстративного материала к уроку,
· создание комфортности на уроке,
· формирование навыка работы в группе и т.п.
Примеры образовательных задач:
· дать представление о причастии (слагаемом, историческом явлении, формуле и т.п.),
· углубить знания по теме,
· формировать навык работы с различными источниками;
· формировать культуру учебного труда и т.п.
Примеры учебных задач (для учителя):
· познакомить учащихся с …,
· отработать умение учащихся …,
· проверить знания учащихся;
· расширить и углубить знания учащихся по …,
· дать целостное представление о …,
· осуществить уровневый подход при …,
· разработать, обосновать и проверить на практике технологию применения … и т.п.
Примеры учебных задач (для ученика):
· составить тест (кроссворд, сканворд и т.п.),
· выбрать нужный учебный материал,
· решить пример,
· перевести текст,
· составить вопросы,
· распределить материал по группам,
· на основании собственных наблюдений сделать вывод и т.п.
В помощь учителю
Общепринято, что образовательные задачи урока (иногда они называются целями) базируются на следующей триаде:
· образовательная (ключевые слова – познакомить с …; дать представление; углубить знания по …; обобщить материал предыдущих уроков; ввести понятие…и т.п.);
· развивающая (ключевые слова – совершенствовать умение анализировать; совершенствовать умение сравнивать; совершенствовать умение обобщать; формировать навык работы с …; развивать творческие способности учащихся и т.п.);
· воспитательная (ключевые слова – воспитывать общую культуру… ; формировать культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения; воспитывать чувство гордости за сою малую Родину, Отечество; воспитывать нравственного человека; воспитывать чувство гордости за… и т.п.).
Задачный подход
В любой образовательной системе задача была и остаётся важнейшим компонентом организации познавательного процесса. В повседневной практике учителя постоянно встречаются с этим понятием, но зачастую затрудняются сформулировать образовательные и педагогические задачи.
Постановка задач требует умения представить конечную цель своей деятельности, чётко сформулировать пути достижения, построить образ своих и ученических действий.
Любая задача включает в себя требование (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Чтобы выполнить её, необходимо осознать цель, найти способы решения, выбрать наиболее оптимальный вариант.
|
О
Примеры педагогических задач:
· разработка системы уроков по теме,
· определение целей каждого урока, тематическая подборка текстов и упражнений к уроку,
· подготовка индивидуальных учебных заданий для конкретных учащихся,
· подборка иллюстративного материала к уроку,
· создание комфортности на уроке,
· формирование навыка работы в группе и т.п.
Примеры образовательных задач:
· дать представление о причастии (слагаемом, историческом явлении, формуле и т.п.),
· углубить знания по теме,
· формировать навык работы с различными источниками;
· формировать культуру учебного труда и т.п.
Примеры учебных задач (для учителя):
· познакомить учащихся с …,
· отработать умение учащихся …,
· проверить знания учащихся;
· расширить и углубить знания учащихся по …,
· дать целостное представление о …,
· осуществить уровневый подход при …,
· разработать, обосновать и проверить на практике технологию применения … и т.п.
Примеры учебных задач (для ученика):
· составить тест (кроссворд, сканворд и т.п.),
· выбрать нужный учебный материал,
· решить пример,
· перевести текст,
· составить вопросы,
· распределить материал по группам,
· на основании собственных наблюдений сделать вывод и т.п.
В помощь учителю
Общепринято, что образовательные задачи урока (иногда они называются целями) базируются на следующей триаде:
· образовательная (ключевые слова – познакомить с …; дать представление; углубить знания по …; обобщить материал предыдущих уроков; ввести понятие…и т.п.);
· развивающая (ключевые слова – совершенствовать умение анализировать; совершенствовать умение сравнивать; совершенствовать умение обобщать; формировать навык работы с …; развивать творческие способности учащихся и т.п.);
· воспитательная (ключевые слова – воспитывать общую культуру… ; формировать культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения; воспитывать чувство гордости за сою малую Родину, Отечество; воспитывать нравственного человека; воспитывать чувство гордости за… и т.п.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozadachennaya_pedagogika.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Фисенко Л.С. на научной конференции по теме «Реализация личностно-ориентированного подхода как условие создания комфортности обучения».
Трудно всякое дело, если только не хочется его делать,
легко всякое дело, за которое берёмся с полным убеж-
дением в его плодотворности и необходимости.
В.Плеханов
Для современной ситуации характерна смена образовательной парадигмы (пример из истории, взятый для доказательства, сравнения): от безличностной к личностно-ориентированной. В свете новых требований образовательной политики, сформулированных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», этот подход становится приоритетным. Для успешной реализации личностно-ориентированного подхода необходимо изменить сам ход образовательного процесса (т.е. условия деятельности). Конечно же, в этом должны быть заинтересованы и государство, и общество, и учитель, потому что закономерным результатом такого подхода в обучении становится активизация позиции учащегося. Со стороны учителя в данном случае подход к образовательному процессу должен быть осмыслен заново. Для этого необходим определённый инструментарий. Одной из составных такого инструментария является постановка задач – начало начал образовательного процесса.
Задачный подход
В любой образовательной системе задача была и остаётся важнейшим компонентом организации познавательного процесса. В повседневной практике учителя постоянно встречаются с этим понятием, но зачастую затрудняются сформулировать образовательные и педагогические задачи.
Постановка задач требует умения представить конечную цель своей деятельности, чётко сформулировать пути достижения, построить образ своих и ученических действий.
Любая задача включает в себя требование (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Чтобы выполнить её, необходимо осознать цель, найти способы решения, выбрать наиболее оптимальный вариант.
О
Примеры педагогических задач:
- разработка системы уроков по теме,
- определение целей каждого урока, тематическая подборка текстов и упражнений к уроку,
- подготовка индивидуальных учебных заданий для конкретных учащихся,
- подборка иллюстративного материала к уроку,
- создание комфортности на уроке,
- формирование навыка работы в группе и т.п.
Примеры образовательных задач:
- дать представление о причастии (слагаемом, историческом явлении, формуле и т.п.),
- углубить знания по теме,
- формировать навык работы с различными источниками;
- формировать культуру учебного труда и т.п.
Примеры учебных задач (для учителя):
- познакомить учащихся с …,
- отработать умение учащихся …,
- проверить знания учащихся;
- расширить и углубить знания учащихся по …,
- дать целостное представление о …,
- осуществить уровневый подход при …,
- разработать, обосновать и проверить на практике технологию применения … и т.п.
Примеры учебных задач (для ученика):
- составить тест (кроссворд, сканворд и т.п.),
- выбрать нужный учебный материал,
- решить пример,
- перевести текст,
- составить вопросы,
- распределить материал по группам,
- на основании собственных наблюдений сделать вывод и т.п.
В помощь учителю
Общепринято, что образовательные задачи урока (иногда они называются целями) базируются на следующей триаде:
- образовательная (ключевые слова – познакомить с …; дать представление; углубить знания по …; обобщить материал предыдущих уроков; ввести понятие…и т.п.);
- развивающая (ключевые слова – совершенствовать умение анализировать; совершенствовать умение сравнивать; совершенствовать умение обобщать; формировать навык работы с …; развивать творческие способности учащихся и т.п.);
- воспитательная (ключевые слова – воспитывать общую культуру… ; формировать культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения; воспитывать чувство гордости за сою малую Родину, Отечество; воспитывать нравственного человека; воспитывать чувство гордости за… и т.п.).
Задачный подход
В любой образовательной системе задача была и остаётся важнейшим компонентом организации познавательного процесса. В повседневной практике учителя постоянно встречаются с этим понятием, но зачастую затрудняются сформулировать образовательные и педагогические задачи.
Постановка задач требует умения представить конечную цель своей деятельности, чётко сформулировать пути достижения, построить образ своих и ученических действий.
Любая задача включает в себя требование (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Чтобы выполнить её, необходимо осознать цель, найти способы решения, выбрать наиболее оптимальный вариант.
О
Примеры педагогических задач:
- разработка системы уроков по теме,
- определение целей каждого урока, тематическая подборка текстов и упражнений к уроку,
- подготовка индивидуальных учебных заданий для конкретных учащихся,
- подборка иллюстративного материала к уроку,
- создание комфортности на уроке,
- формирование навыка работы в группе и т.п.
Примеры образовательных задач:
- дать представление о причастии (слагаемом, историческом явлении, формуле и т.п.),
- углубить знания по теме,
- формировать навык работы с различными источниками;
- формировать культуру учебного труда и т.п.
Примеры учебных задач (для учителя):
- познакомить учащихся с …,
- отработать умение учащихся …,
- проверить знания учащихся;
- расширить и углубить знания учащихся по …,
- дать целостное представление о …,
- осуществить уровневый подход при …,
- разработать, обосновать и проверить на практике технологию применения … и т.п.
Примеры учебных задач (для ученика):
- составить тест (кроссворд, сканворд и т.п.),
- выбрать нужный учебный материал,
- решить пример,
- перевести текст,
- составить вопросы,
- распределить материал по группам,
- на основании собственных наблюдений сделать вывод и т.п.
В помощь учителю
Общепринято, что образовательные задачи урока (иногда они называются целями) базируются на следующей триаде:
- образовательная (ключевые слова – познакомить с …; дать представление; углубить знания по …; обобщить материал предыдущих уроков; ввести понятие…и т.п.);
- развивающая (ключевые слова – совершенствовать умение анализировать; совершенствовать умение сравнивать; совершенствовать умение обобщать; формировать навык работы с …; развивать творческие способности учащихся и т.п.);
- воспитательная (ключевые слова – воспитывать общую культуру… ; формировать культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения; воспитывать чувство гордости за сою малую Родину, Отечество; воспитывать нравственного человека; воспитывать чувство гордости за… и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация лисностно-ориентированного подхода как условие создания конфортности обучения.
Выступление Фисенко Л.С. на научной конференции по теме «Реализация личностно-о...
Статья «Педагогические условия реализации личностно – ориентированного подхода в процессе преподавания биологии профильном классе»
Личностно- ориентированный подход может выступать фактором становления личности старшеклассника, если в основе учебно - воспитательного процесса лежит индивидуальная методическая инструментовка , учет...
«Создание структурно- функциональной модели реализации личностно – ориентированного подхода к преподаванию предмета биологии в средней школе.»
Первый методический анализ работы...
Реализация личностно - ориентированного подхода в условиях коррекционного обучения
Актуальность личностно- ориентированного обучения:•На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?...
Формирование творческого потенциала учащихся на уроках географии, как условие для успешной социализации в процессе реализации личностно-ориентированного подхода.
В данной статье, на примере урока по географии, рассмотрены разные виды деятельности учащихся, которые способствуют развитию творческой потенциала учащихся. Проектные, научно-и...
Комментарии
Конспект открытого урока по русскому языку в 8А классе.