«Создание структурно- функциональной модели реализации личностно – ориентированного подхода к преподаванию предмета биологии в средней школе.»
материал по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Всероссийский Конкурс рефератов «Инновационная школа 2012»
«Создание структурно- функциональной модели реализации личностно – ориентированного подхода к преподаванию предмета биологии в средней школе.»
Выполнил: Томских Е.В., учитель биологии
МБОУ «СОШ № 9»
г. Читы,
Забайкальского края.
2012 г.
Аннотация.
Современная российская школа сегодня находиться в сложном периоде: поиска и обретения нового смысла своего существования; с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентносном подходе: научить познавать, научить делать, научить жить.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались 7-10 лет назад. У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции - память, логика, мышление, анализ, а самое главное, самоконтроль. Ослабло здоровье детей и подростков из-за экологии быта и окружающей среды. Поэтому, ребенок часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного, ему не уразуметь кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову. Постперестроечные дети в своём подавляющем большинстве правополушарные, которое развито в ущерб левому полушарию. (Предполагается, что замедление темпов развития левого полушария произошло как следствия стресса «шокотерапии» постперестроечного периода, экономических реформ.)
Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Это и должно противопоставить образовательное учреждение неблагоприятным факторам социальной среды. Поэтому школьное образование развивается, сегодня в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности учителя.
Учитель не может быть сегодня пассивным слушателем, принимающим на веру любой предлагаемый ему материал: образовательные программы, учебные планы, формы занятий и т.п.. В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся. Особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога, как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей даёт человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счёт снижения времени, отведённого на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных технологий, которые уже применяются в учебном процессе.
Внедрение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:
-отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
-развить технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
-воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно- ориентированным подходом к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определённого комплекса действий. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
- технологий;
- содержания образования;
- стиля жизни образовательного учреждения;
- типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно – воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:
1. Познавательная компетентность: учебные достижения; интеллектуальные задания; умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность: развитие индивидуальных способностей и талантов; знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии; динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность: способность к самообразованию, организации собственных приёмов самообучения; ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; гибкость применения знаний и навыков в условиях быстрых изменений; постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность: сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью: соматическое здоровье; клиническое здоровье; физическое здоровье; уровень валеологических знаний.
Необходимо ещё раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии.
С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:
- научиться учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
- научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, т.е. решать познавательные проблемы;
- научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, т.е. решать аналитические проблемы;
- научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
- научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только основного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми. Поэтому, целесообразно очертить основные стратегические направления учителю для каждого класса, для каждого ученика, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно нет.
Все ученики разные! Они – отдельные неповторимые мозаики, которые составляют яркий красивый рисунок класса. Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое собственное и неповторимое «я». Учитель должен об этом всегда помнить – только тогда сможет помочь всем своим ученикам стать успешными.
В своей образовательной практике по биологии, я применяю личностно - ориентированные технологии обучения.
Использовать основные идеи личностно – ориентированного обучения на отдельных этапах урока сможет каждый, но провести личностно – ориентированный урок не так – то просто. В этом я убедилась при подготовке к урокам биологии в 5 классе, которые уже в этом году начинают обучаться по Федеральным стандартам второго поколения. Поэтому, я пересматриваю главные четыре вопроса для себя: зачем учить, чему учить, как учить, чем учить. Пересматриваю не сами вопросы (они остаются ключевыми в любом образовательном процессе), а содержание образования, методы обучения, инструментарий, которым я работаю.
Имея за плечами 22 года педагогического стажа, естественно накоплен большой опыт в преподавании предмета биологии. Обобщая свой опыт, я пытаюсь создать структурно- функциональную модель реализации личностно – ориентированного подхода к преподаванию предмета биологии в средней школе.
Личностно ориентированные технологии обучения.
Личностно- ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников.
Организация личностно ориентированного урока – основной замысел такого урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание.
Для создания задуманной модели требуется провести исследование: сравнение деятельности учителя и ученика при организации традиционного и личностно ориентированного уроков по биологии, что позволит чётко выстроить процесс обучения на личностно ориентированном подходе.
Цель моей работы: создание структурно – функциональной модели реализации личностно- ориентированного подхода к преподаванию биологии в средней школе.
Задачи:
- Изучить теоретические основы личностно – ориентированного подхода к образованию.
- Сравнить традиционную организацию урока с организацией урока личностно- ориентированного обучения.
- Разработать структурно- функциональную модель реализации личностно- ориентированного подхода к преподаванию биологии в средней школе.
- Апробировать модель реализации личностно- ориентированного подхода к преподаванию биологии.
Сущность опыта: процесс обучения строиться на личностно- ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Системно- деятельностный подход позволяет систематизировать, выявить взаимосвязи и затруднения, увидеть перспективу работы учителя.
Область применения: 5-11 классы
Продуктивность:
- Повышение качества знаний учащихся.
- Успешность учебной деятельности.
- Эмоциональное благополучие ребёнка в классе.
- Формирование личностного смысла ученика.
Внедрение: работа будет вестись в течении 5 лет во всех классах, где я работаю, но особо в 5 классах этого учебного года.
Сравнительная характеристика организации традиционного и личностно ориентированного уроков.
Сравнительная характеристика | Традиционный урок | Личностно ориентированный урок |
1.Деятельность учителя исходя из цели урока | 1.Обучает всех детей установленной по теме сумме знаний, умений и навыков. 2.Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. 3.Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам. 4.Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными (например для подготовки к олимпиаде, конференции). 5.Планирует и направляет детскую деятельность. 6.Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки. 7.Разрешает конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых. | 1.Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личностного опыта. 2.Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. 3.Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. 4.Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком 5.Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. 6.Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работ и исправлять свои ошибки. 7.Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликты и самостоятельно искать пути их разрешения. |
2. Логика и структура деятельности учителя и учащихся. | 1. Ученик не является субъектом деятельности, разрушена её целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними воздействиями. 2. Учитель выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ управления- авторитарный, основанный на принуждении и стимулировании деятельности ученика с помощью оценки. 3.Основная задача обучения- усвоение и воспроизведение учащимися материала. | 1.Ученик становится субъектом деятельности, осуществляя её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им. 2.Учитель становиться координатором, организатором деятельности учеников в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа. 3. Основная задача обучения- обеспечения самоопределения личности в культуре. Открытия учащимися новых знаний и способов деятельности. перевод ученика в режим саморазвития. |
Построение технологий обучения, адекватных его личностной направленности требует, прежде всего, изменения способов деятельности общения. Характера взаимодействия между его субъектами, в процессе которых происходит самоутверждение личности, обретение личностного смысла данной деятельности, возникает потребность в саморазвитии. Думается, что нет необходимости сужать и ограничивать личностно ориентированные технологии обучения только теми, которые ставит своей основной целью оказание содействия человеку в определении и коррекции отношения к самому себе, окружающему миру, другим людям. По мнению В.В.Серикова, основным критерием отнесения технологии к личностно ориентированным является её способность создавать «личностно утверждающую ситуацию», а она может возникать и в процессе достижения учениками когнитивных целей.
Предмет биология, наверное, в большей степени располагает к деятельности учащихся на уроке: лабораторные и практические работы, схемы и рисунки, сравнение объектов живой природы. Но данные виды деятельности назвать системно- деятельностным подходом нельзя. Но если эту деятельность распределить по уровням развития личности учащихся в классе, сопоставить интеллектуальные способности учеников с выполняемыми видами деятельности, да вызвать мотивацию к этим действиям для каждого ученика, вот тогда и будет строиться картина системно-деятельностного подхода. Этот критерий (так я его обозначила в своей модели) сегодня я и пытаюсь отработать на своих уроках.
Когда ребёнка оценивают по конкретному результату его действий (школьная оценка), он находиться в постоянном стрессовом состоянии. Ребёнок испытывает страх - «а вдруг не смогу? Все будут смеяться, и дома будут ругать!» поэтому, очень важно понять, что дети не делятся на «хороших» и «плохих». Все дети хорошие, лишь учатся они по- разному. В работе с детьми, а особенно с неуверенными в себе, с заниженной самооценкой, я стремлюсь к созданию для каждого ученика «ситуации успеха», благодаря которой ребёнок сможет поверить в свои силы, способности, потенциальные возможности. Эту проблему мне позволяет решить технология личностно-ориентированного обучения. Применяется она как на уроке, так и во внеурочной деятельности при ведении элективных курсов по предмету. Такая технология обеспечивает учёт возможностей и способностей обучаемых и создаёт необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Чтобы определить у учащихся их способности, требуется какое-то время. Но фактор времени сегодня сокращён и уже на первых уроках нужно продумывать задания для самостоятельного проявления учеников, предоставлять им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Первую самостоятельную работу планирую таким образом: в нескольких вариантах даются 9 заданий разного уровня (обязательно базовый-3задания, усложнённый-3, и сложный-3 задания. Все задания располагаются в работе по 3-м соответствующим колонкам.) Предлагается выполнить из 9, например, любых 3 на одну оценку. Ребёнок понимает, что за такую работу можно в итоге получить и 2 и 3 оценки. Таким образом, при анализе работ будет ясно: каким темпом работает ребёнок, какими интеллектуальными способностями обладает, что больше преобладает логика или действие, а самое главное - его мотивация к работе. В своём листе - мониторинге, который создаётся на класс, я отмечаю первый результат не в оценках, а в знаках.
Дальнейшую работу планирую в организации обмена мыслями, мнениями, оценками в парах. Это стимулирует учеников к анализу и дополнению ответов товарищей. Не каждый ребёнок имеет ораторские способности, многие стесняются своих одноклассников из-за ряда причин и не выступают у доски или с места. Работа в парах позволяет каждому высказаться ученику, выслушать своего товарища и даже поставить оценку. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого побуждает учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
Здоровьесберегающие технологии - это обязательный компонент каждого урока. Это не только теоретический материал программы предмета биологии и внеурочной деятельности. Это чётко продуманное чередование видов работ, типов заданий, что позволяет уменьшить утомляемость учащихся. Из-за большого объема материала на уроке учителя отошли от физкультминуток, хотя многие зрелые учителя помнят их из своего школьного детства. Дети не только учатся по – разному, но и здоровье у каждого своё. Если способности, интеллект мы можем по каким-то критериям оценить, то здоровье – это удел врачей, и о заболевания ребёнка мы узнаём очень поздно, а иногда и перед его аттестацией.
Обучение планирую, прежде всего, вести обобщенными знаниями, умениями и навыками и способам мышления; осуществляю объединение и интеграцию различных дисциплин, тем самым достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода.
Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по биологии. Технология уровневой дифференциации позволяет мне осуществлять дифференцированный подход в организации учебной работы, организовать рациональную работу всех учеников, добиваясь того, чтобы они за короткий промежуток времени изучили большой объём содержания. Однако, при всём разнообразии видов дифференциации в обучении цели обучения биологии едины и отвечают общим целям современной школы. Изучение биологии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду.
Общим для всех учебных курсов биологии выступает задача развития учащихся. С каким бы теоретическим наполнением ни изучался предмет, нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, должно стать главным принципом построения занятий. Наряду с установкой на развитие индивидуальных склонностей и возможностей учащихся широкое распространение должны найти формы организации коллективной учебной деятельности и взаимопомощи школьников.
В результате самостоятельных действий и совокупности учебно- познавательных приёмов учащиеся в процессе обучения и вне его решают ту или иную проблему с обязательной презентацией результатов. В таких исследованиях работает технология проектного метода. Эта технология на уроках биологии обеспечивает механизм развития критического мышления у ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи. А если работа коллективная, то развивает коммуникабельность и умение сотрудничать. При данной технологии образовательный процесс строиться не на логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика. Проектную работу на уроках биологии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем.
В X класс приходят учащиеся, различающиеся не только способностями к обучению, уровнем знаний, но и мотивацией. Не многие сдают ЕГЭ по биологии, большинство же интересует только отметка по предмету в аттестат зрелости. Если предъявить к ним одни и те же требования, то процесс обучения станет для многих из них не только сложным, но и неинтересным. Возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развить каждого в меру его сил и способностей позволяют все выше перечисленные технологии и не ограничивают при этом меня в выборе методов, средств и форм обучения.
Вывод: Свой реферат я выстроила в форме исследовательской работы, что позволяет поэтапно и грамотно разобраться и применять технологии личностно- ориентированного обучения. Почему грамотно? На первый взгляд, кажется, ну что изменилось? Названия, слова? Все перечисленные методы знакомы, работаем мы, учителя, ими постоянно. Да! Метод проектирование, благодаря компьютерным технологиям, сегодня выглядит по новому, по- современному и используется очень часто на уроках, нежели, раньше только при исследовательской работе, и чаще, во внеурочное время. Что же изменилось?
Изменился подход к образовательному процессу, изменилась техника преподавания и неслучайно всё перечисленное мы называем сегодня технологиями. Учитель не «навязывает», не «диктует», а помогает и направляет. Учитель должен изменить свою работу «наставника» на сотрудничество. В этом и заключается коренное отличие современного образования. И очень сложно перестраиваться учителям со стажем от 10-25 лет ( да и молодым нелегко, так как в университетах им преподавали преподаватели со стажем!) резко изменить своё учительское кредо.
Свою структурно- функциональную модель личностно ориентированного подхода я вижу так:
Личностно- ориентированная технология позволяет увидеть в ученике особенности его индивидуального развития, поэтому: * я, как учитель должна: использовать диагностику, что бы определить разные приёмы деятельности для ученика в образовательном процессе, для наиболее полной реализации его возможностей. *я, как учитель должна: создать условия для готовности ученика воспринимать учебный материал осмысленно, логически последовательно, что бы он был готов к восприятию новой информации. *я, как учитель должна: использовать различные приёмы учебной деятельности начиная с 5 класса для формирования мотивации к предмету, к учебной деятельности ученика, развитию творческих возможностей и успешности ученика.
Литература
- Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. – М., 1985.
- Гузеев В.В. «Системные основания образовательной технологии» Оценка, рейтинг, тест. — М.: Народное образование, 1998.
- Практикум по образовательной технологии ТОГИС — М.: Народное образование, 1998.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.-М., 1989
- Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта.- Педагогика, 2000, № 7
- Панов В.И. Одарённые дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. — 2001.
- Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999.
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003.
- Личностно-ориентированные уроки по биологии. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003. Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация личностно-ориентированного подхода как условие создания комфортности обучения»
Трудно всякое дело, если только не хо...
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении биологии
Из опыта работы учителя сельской школы по внедрению личностно-ориентированного подхода на уроках биологии....
Статья «Педагогические условия реализации личностно – ориентированного подхода в процессе преподавания биологии профильном классе»
Личностно- ориентированный подход может выступать фактором становления личности старшеклассника, если в основе учебно - воспитательного процесса лежит индивидуальная методическая инструментовка , учет...
Реализация личностно - ориентированного подхода в обучении немецкому языку в начальной школе
Задания, предоставляющие возможность для самовыражения: на примере поэтических произведений из УМК под редакцией И. Л. Бим для 3-4 класса...
Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...
Реализация личностно-ориентированного подхода в практике преподавания биологии
Использование личностно-ориентированного подхода при изучении биологии...
Личностно-ориентированный подход в преподавании биологии
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание патриотичной и духовно-нравственной личности. Наши выпускники сегодня должны самостоятельно ставить перед ...