ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе на тему

Вишнякова Мария Алексеевна

Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx32.87 КБ
Файл kontseptsiya_prilozhenie_1.docx13.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  КОНЦЕПЦИЯ

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  И  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  

ПРОЦЕССА  ОБУЧЕНИЯ  

КАК  ОСНОВАНИЕ  ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО  ПОДХОДА  

В  ОБУЧЕНИИ  

НА  УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ»

учителя русского языка и литературы

Вишняковой  Марии  Алексеевны

2014

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современной системе образования. ФГОС основного общего образования направлен на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности[1]. Большое внимание сегодня уделяется созданию в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности.

Сегодня в качестве самой большой ценности в соответствии с  принципами гуманизации и  демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира[2]. Это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с  учителем в  качестве активного субъекта деятельности учения. Проектирование новой образовательной среды предполагает расширение свобод личности[3]. При этом важно рассматривать не только условия формирования личности в учебном процессе, но и личностно-ориентированные технологии обучения. Именно они предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы саморазвития, необходимые для становления личности и  взаимодействия  её с  цивилизацией»[4].

Проблематика личностно-ориентированного обучения в отечественной педагогике освещается сравнительно недавно. Однако отдельные её аспекты разрабатывались в русле иных подходов к организации образования – работы П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, В. Ф. Шаталова,С. Ю. Курганова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова и др. проникнуты идеями личностного развития.

Существует педагогический опыт различных инновационных учреждений, опирающихся на концепции личностно-ориентированного обучения: школа-парк (М. А. Балабан), «Школа диалога культур» (В. C. Библер, C. Ю. Курганов), «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина), «Школа самоопределения» (А. Н. Тубёльский), «Школа адаптирующей педагогики» (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде) и др.

Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности.

Меня, как начинающего педагога, волновал вопрос: как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Имеется противоречие между доминированием фронтальных форм организации учебной работы и индивидуальным характером усвоения содержания образования. В этом и заключается основная причина обращения педагогов к проблеме индивидуализации обучения. Даже владея данными об индивидуальных особенностях учащихся, учитель испытывает затруднения в их использовании при проведении учебных занятий. Следовательно, ориентация образования на индивидуализацию обучения требует существенных изменений в организации и технологиях образовательного процесса в школе. На разрешении этого противоречия построена данная концепция.

Целью индивидуализации процесса обучения является повышение познавательной активности учащихся и уровня усвоения образовательной программы по литературе.

Задачи, которые ставит перед собой педагог, реализующий личностно-ориентированный подход в обучении:

  1. формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта;
  2. оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
  3. содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Понятие об индивидуализации и дифференциации. 

Преимущественно индивидуализация обучения трактуется как «учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются»[5].

Для индивидуализации обучения в руках учителя целый комплекс приёмов дифференциации учебного материала: используются разные варианты способов разрешения проблемной ситуации, мотивации изучения новой темы, включены задания, средства самоконтроля и контрольные работы разного уровня сложности и др.

Дифференциация - вариант индивидуализации. Под дифференциацией обучения подразумевается разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения. В сельской школе – внутренняя дифференциация (разделение учащихся класса на микрогруппы).

Пути реализации концепции. На основе личностно-ориентированного подхода разработано несколько педагогических технологий. Подробнее остановлюсь на технологии уровневой дифференциации, которую использую в своей педагогической практике.

Технология уровневой дифференциации на уроках литературы (по технологии  Ж.А. Караева[6] ).

Установлено соответствие уровней обучения умениям учащихся:
1 уровень – ученический. Задания ученического уровня формируют репродуктивные умения в стандартной ситуации.
2 уровень – алгоритмический. Задания формируют репродуктивные умения в изменённой ситуации.
3 уровень – эвристический. Задания формируют исследовательские умения в нестандартной ситуации.
4 уровень – творческий. Задания рассчитаны на формирование творческих умений.

При использовании разноуровневых заданий учащиеся самостоятельно регулируют свой индивидуальный темп работы. Выполнение заданий начинается с ученического уровня абсолютно всеми учащимися, независимо от их способностей. Обучение идёт снизу вверх.

Используя данную технологию, мы видим положительные результаты в обучении литературе:
- появляется возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех, продвигаться к более высоким достижениям (повышается качество знаний).

Разноуровневая работа на уроке литературы является важнейшим средством формирования способов мыслительной деятельности, развития творческого мышления, речи учащихся, а также способствует качественному прочтению программных произведений. (Этапы и уровни обучения при изучении крупных произведений см. Приложение 1).

Диагностика. Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, уровень его обученности, обучаемости, познавательные интересы, жизненные ценности, личные потребности[7].

Перед началом работы с классом учителю предоставлена возможность консультации школьного психолога, который рекомендует психологические методы диагностики (личностные опросники, анкеты, тесты). Предметом изучения является личность учащегося.

При диагностике на уроках литературы используются как общенаучные методы (наблюдение), так и педагогические (изучение продуктов труда). Предметом изучения являются исходные знания учащихся, результаты обучения, успеваемость и ее градация.

На уроках используются следующие виды диагностики:
1. Диагностика обучаемости направлена на выявление учебных возможностей учеников. Важнейшими компонентами обучаемости являются: а) потенциальные возможности обучаемого; б) фонд действенных знаний; в) обобщенность мышления; г) темпы усвоения знаний.

2. Диагностика обученности направлена на выявление результатов обучения.

Индивидуализация обучения напрямую зависит от организации обратной связи в процессе обучения, важное место здесь занимает контроль. Полученная в ходе контроля информация позволяет педагогу принимать решения по устранению недостатков и пробелов в знаниях, определению дальнейших шагов учащегося в изучении предмета.

Можем обобщить, что личностно-ориентированный подход:

- ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка;

- имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.

Таким образом, личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы; технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.


[1] ФГОС основного общего образования. – 2010. – Раздел I, ст. 4

[2] ФГОС основного общего образования. – 2010. – Раздел I, ст. 6

[3] Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -  Москва: Смысл, 2011.

[4] Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2012.

[5]Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – Москва: Педагогика, 2010.

[6]Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. – Алматы, 2011.

[7]Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2010.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Этапы работы на уроках литературы при изучении крупных произведений.
1 этап – диагностический. Проводится диагностика обученности школьников с целью создания групп.
2 этап – создание групп.
3 этап – реализация уровневого обучения – работа на уроках.

Уровни:
1 уровень - репродуктивный. Учащиеся должны показать знания фактов, явлений, событий. Пересказать.
2 уровень – алгоритмический. Систематизация ранее изученного, прочитанного материала.
3 уровень – эвристический. Глубокое усвоение знаний, требующих поисковой деятельности.
4 уровень – творческий. Написание сочинения, эссе, творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты