Реализация лисностно-ориентированного подхода как условие создания конфортности обучения.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

                     Выступление Фисенко Л.С. на научной конференции по теме «Реализация личностно-ориентированного подхода как условие создания комфортности обучения».  

                            Трудно всякое дело, если только не хочется его делать,

                             легко всякое дело, за которое берёмся с полным убеж-

                             дением в его плодотворности и необходимости.

                                                                                            В.Плеханов

            Для современной ситуации характерна смена образовательной парадигмы (пример из истории, взятый для доказательства, сравнения): от безличностной к личностно-ориентированной. В свете новых требований образовательной политики, сформулированных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»,этот подход становится приоритетным. Для успешной реализации личностно-ориентированного подхода необходимо изменить сам ход образовательного процесса (т.е. условия деятельности). Конечно же, в этом должны быть заинтересованы и государство, и общество, и учитель, потому что закономерным результатом такого подхода в обучении становится активизация позиции учащегося. Со стороны учителя в данном случае подход к образовательному процессу должен быть осмыслен заново. Для этого необходим определённый инструментарий. Одной из составных такого инструментария является постановка задач – начало начал образовательного процесса.

                                             Задачный подход

            В любой образовательной системе задача была и остаётся важнейшим компонентом организации познавательного процесса. В повседневной практике учителя постоянно встречаются с этим понятием, но зачастую затрудняются сформулировать образовательные и педагогические задачи.

            Постановка задач требует умения представить конечную цель своей деятельности, чётко сформулировать пути достижения, построить образ своих и ученических действий.

            Любая задача включает в себя требование (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Чтобы выполнить её, необходимо осознать цель, найти способы решения, выбрать наиболее оптимальный вариант.

 

                                   Задачи

imageimageimage                                         

Овал: Педагогические


Овал:       УчебныеОвал: Образовательные                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   О                                                                                                                                                                   

 

Примеры педагогических задач:

·       разработка системы уроков по теме,

·       определение целей каждого урока, тематическая подборка текстов и упражнений к уроку,

·       подготовка индивидуальных учебных заданий для конкретных учащихся,

·       подборка иллюстративного материала к уроку,

·       создание комфортности на уроке,

·       формирование навыка работы в группе и т.п.

Примеры образовательных задач:

·       дать представление о причастии (слагаемом, историческом явлении, формуле и т.п.),

·       углубить знания по теме,

·       формировать навык работы с различными источниками;

·       формировать культуру учебного труда и т.п.

Примеры учебных задач (для учителя):

·       познакомить учащихся с …,

·       отработать умение учащихся …,

·       проверить знания учащихся;

·       расширить и углубить знания учащихся по …,

·       дать целостное представление о …,

·       осуществить уровневый подход при …,

·       разработать, обосновать и проверить на практике технологию применения … и т.п.

Примеры учебных задач (для ученика):

·       составить тест (кроссворд, сканворд и т.п.),

·       выбрать нужный учебный материал,

·       решить пример,

·       перевести текст,

·       составить вопросы,

·       распределить материал по группам,

·       на основании собственных наблюдений сделать вывод и т.п.

 

                               В помощь учителю

Общепринято, что образовательные задачи урока (иногда они называются целями) базируются на следующей триаде:

·       образовательная (ключевые слова – познакомить с …; дать представление; углубить знания по …; обобщить материал предыдущих уроков; ввести понятие…и т.п.);

·       развивающая (ключевые слова – совершенствовать умение анализировать; совершенствовать умение сравнивать; совершенствовать умение обобщать; формировать навык работы с …; развивать творческие способности учащихся и т.п.);

·       воспитательная (ключевые слова – воспитывать общую культуру… ; формировать культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения; воспитывать чувство гордости за сою малую Родину, Отечество; воспитывать нравственного человека; воспитывать чувство гордости за… и т.п.).

                                             Задачный подход

          В любой образовательной системе задача была и остаётся важнейшим компонентом организации познавательного процесса. В повседневной практике учителя постоянно встречаются с этим понятием, но зачастую затрудняются сформулировать образовательные и педагогические задачи.

          Постановка задач требует умения представить конечную цель своей деятельности, чётко сформулировать пути достижения, построить образ своих и ученических действий.

          Любая задача включает в себя требование (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Чтобы выполнить её, необходимо осознать цель, найти способы решения, выбрать наиболее оптимальный вариант.

 

                                   Задачи

imageimageimage                                         

Овал: Педагогические


Овал:       УчебныеОвал: Образовательные                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   О                                                                                                                                                                   

 

Примеры педагогических задач:

·       разработка системы уроков по теме,

·       определение целей каждого урока, тематическая подборка текстов и упражнений к уроку,

·       подготовка индивидуальных учебных заданий для конкретных учащихся,

·       подборка иллюстративного материала к уроку,

·       создание комфортности на уроке,

·       формирование навыка работы в группе и т.п.

Примеры образовательных задач:

·       дать представление о причастии (слагаемом, историческом явлении, формуле и т.п.),

·       углубить знания по теме,

·       формировать навык работы с различными источниками;

·       формировать культуру учебного труда и т.п.

Примеры учебных задач (для учителя):

·       познакомить учащихся с …,

·       отработать умение учащихся …,

·       проверить знания учащихся;

·       расширить и углубить знания учащихся по …,

·       дать целостное представление о …,

·       осуществить уровневый подход при …,

·       разработать, обосновать и проверить на практике технологию применения … и т.п.

Примеры учебных задач (для ученика):

·       составить тест (кроссворд, сканворд и т.п.),

·       выбрать нужный учебный материал,

·       решить пример,

·       перевести текст,

·       составить вопросы,

·       распределить материал по группам,

·       на основании собственных наблюдений сделать вывод и т.п.

 

                               В помощь учителю

Общепринято, что образовательные задачи урока (иногда они называются целями) базируются на следующей триаде:

·       образовательная (ключевые слова – познакомить с …; дать представление; углубить знания по …; обобщить материал предыдущих уроков; ввести понятие…и т.п.);

·       развивающая (ключевые слова – совершенствовать умение анализировать; совершенствовать умение сравнивать; совершенствовать умение обобщать; формировать навык работы с …; развивать творческие способности учащихся и т.п.);

·       воспитательная (ключевые слова – воспитывать общую культуру… ; формировать культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения; воспитывать чувство гордости за сою малую Родину, Отечество; воспитывать нравственного человека; воспитывать чувство гордости за… и т.п.).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся

Опыт: "Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения слабоуспевающих учащихся"...

Реализация личностно - ориентированного подхода в условиях коррекционного обучения

Актуальность личностно- ориентированного обучения:•На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать...

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС...

Дорожная карта реализации работы экспериментальной площадки по теме «РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА)

Задачи:Включение детей в специально организованную деятельность .Овладение приёмами анализа, полученного в ходе исследования материала.Разработка уроков на основе системно-деятельностного подхода.Выст...

Доклад МО «Реализация деятельностно-компетентностного подхода в условиях дистанционного обучения»

Цель: Использование деятельностно-компетеностного  подхода к обучению на уроках технологии в дистанционном режиме, как условие усвоения знаний умений и компетентностей.Задачи:-разработать модели ...


 

Комментарии

Киселева Татьяна Викторовна

Очень полезная информация. Спасибо, Людмила Сергеевна!