Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.
методическая разработка по русскому языку по теме

Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И СВЯЗЯМ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ШКОЛОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МО «НОВОВАРШАВСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Использование коллективных способов обучения

как  средства формирования ключевых компетентностей учащихся.

Т. И. Иванеко, учитель русского языка и литературы

   МОУ «Нововаршавская гимназия»

2009 г.

  1. Введение. Обоснование актуальности опыта.

В концепции модернизации российского образования говорится: «Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышение темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизация общества, роста культуры». Так сформулированы основные цели и задачи образования России 21 века. Ключевыми являются слова «личность», «гуманизация», «развитие», «культура». Таким образом, приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для современного выпускника недостаточно только глубоких знаний, умений и навыков. «Социуму нужны не всезнайки и болтуны, а  выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от других дополнительных качеств, для обозначения которых употребляются понятия «компетентности» и «компетенции», более соответствующие пониманию современных целей образования». Таким образом, ведущим становится компетентностный подход к обучению, который означает переход от накопления учащимися знаний и умений к созданию условий для овладения различными компетенциями, которые позволят выпускнику решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной жизни, дадут ему возможность быть успешным.

Среди ключевых компетенций выделяются такие, как коммуникативная (умение непринужденно общаться, быть понятым), автономизационная (способность к саморазвитию, самообразованию), социальная (умение жить и работать с людьми, в трудовом коллективе, в команде) и другие.

В условиях традиционной классно-урочной формы организации обучения, где главная роль принадлежит учителю, а деятельность ученика в основном репродуктированная, невозможно формирование ключевых компетентностей на высоком уровне. Современность требует от учителя использования наиболее рациональных методов, приемов, технологий, обеспечивающих решение этих задач.

В соответствии с этим цель моей педагогической деятельности – организация учебной деятельности, направленной на формирование ключевых компетентностей учащихся посредством использования коллективных способов обучения.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. овладение навыками организации парной и групповой работы учащихся;
  2. формирование у учащихся культуры общения, умения работать в команде;
  3. создание ситуаций, требующих самоорганизации, самостоятельной деятельности учащихся;
  4. последовательное развитие ключевых компетентностей учащихся (коммуникативной, социальной, автономизационной и др.)

  1. Теоретическое обоснование опыта.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Преимущество данной педагогической технологии определяется тем,  что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:

  1. противоречия между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;  
  2. между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок в сменных парах и микрогруппах;
  3. между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс – эту «многоголовую гидру» (А.П.Чехов);
  4. между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем («Не разговаривайте!», «Не подсказывайте»). На уроках же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!
  5. между субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями. На классическом уроке всегда присутствует принцип взаимоотношений (субъект-объект). Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

  • наличие сменных пар учащихся;
  • их взаимообучение;
  • взаимоконтроль;
  • взаимоуправление.

В свое время А.Г.Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

  • изучение текстового материала по любому учебному предмету;
  • взаимопередача текстов;
  • взаимообмен заданиями;
  • взаимные диктанты;
  • разучивание стихотворений в сменных парах;
  • выполнение упражнений в парах;
  • работа по вопросникам.

По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым технологиям можно отнести:

  • классно-урочную организацию;
  • лекционно-семинарскую систему;
  • дидактические игры;
  • бригадно-лабораторный метод и др.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Типы группового обучения:

  • обучение партнеров (в парах);
  • группа, сидящая вместе;
  • маленькая команда;
  • задание для всего класса.

Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися, академические знания помогают выявить главные жизненные ценности.

В условиях групповой работы происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и само взаимодействие каждого из участников учебного процесса. Изменение позиции определяет переход школьников на новый уровень освоения учебной деятельности, к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений школьника к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет ему остаться пассивным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости учеников.

Деятельность учителя как участника и основного организатора работы на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, его конкретным условиям.

  1. Собственно описание опыта.

Коллективные способы обучения использую в своей практике два года. В начале работы по данным технологиям необходимо было решить ряд вопросов.

  1. Организация групп. В этом вопросе среди исследователей нет единства мнений. Перечисляется большое количество факторов, которые необходимо учитывать: взаимоотношения, уровень знаний, индивидуально-психологические особенности (темп продвижения в учебном материале, темперамент, сформированность навыков общения, общительность, наличие лидера в группе и др.). В решении этого вопроса помогли не только собственные наблюдения за учащимися, но и консультации классных руководителей, школьного психолога, а также анкетирование учащихся.
  2. Формирование навыков общения внутри группы. Для этого были разработаны правила общения, которые должны строго выполняться всеми членами групп:

                        объединиться по группам быстро и спокойно;

                        говорить тихо;

                        не перебивать того, кто говорит;

                        быть терпимым, тактичным;

                        оставаться в группе до окончания данной работы.

  1. Выбор задания для групповой работы. Сложность заключается в том, что в методической литературе нет готовых заданий, поэтому приходится подбирать, составлять самостоятельно, а это требует большой затраты времени.

 

        Один из типов группового обучения, апробированный в моей практике,- обучение в парах. Как можно организовать эту работу?

При изучении разделов языка или широких тем использую идею крупноблочной подачи материала, при изучении отдельных орфограмм и пунктограмм – алгоритмы. Для закрепления теоретического материала ребята проговаривают в парах опорные таблицы или алгоритмы, помогая друг другу лучше усвоить материал, объясняя непонятные места. Такая работа способствует не только более глубокому пониманию и лучшему запоминанию темы, но и формированию коммуникативных компетенций учащихся: умения слушать товарища, оценивать его ответ, задавать вопросы, стремления быть понятым, строить грамотно свое высказывание, потому что оценивается не только правильность освещения материала, но и речь.

Организовать работу в паре можно и при изучении нового материала. Работая над параграфом, ребята выделяют опорные слова, составляют план параграфа, формулируют вопросы, объясняют друг другу этот материал, анализируют приведенные примеры.

На тренировочных уроках по орфографии или пунктуации оправдывает себя такой прием, как «задание для товарища». Его удобно применять на всех этапах тренировки. Проводить его лучше после того, как новая орфограмма или пунктограмма  уже отрабатывалась на предыдущих уроках фронтально. Дома учащиеся составляют карточку (это могут быть слова, словосочетания, предложения) с заданием вставить пропущенные орфограммы или пунктограммы. Следующий урок начинается с того, что ученики, сидящие за одной партой, проверяют друг  у друга правильность составления задания: все ли примеры имеют изученную орфограмму или пунктограмму. Проверяется работа вдвоем. Ученик читает соседу свои примеры, объясняет их. Сосед оценивает его работу: ставит около слова или предложения плюс, если считает пример подходящим; знак вопроса, если не уверен, а автор не смог его убедить (с такими вопросами надо обращаться к учителю); зачеркивает пример, если сумел доказать автору задания его неправоту. По знаку учителя ученики прерывают работу, подписывая, кто и для кого составлял задание. Свои карточки они передают соседям, сидящим, например, сзади. Те должны сначала выполнить задание устно, советуясь друг с другом. Если оба не справляются  с каким - либо примером, они могут обратиться к автору  задания за помощью. После этого каждый ученик выполняет задание письменно. По знаку учителя ребята возвращают задания авторам для проверки. В конце урока выделяется время для взаимооценок. Автор карточки оценивает работу товарища, а тот предложенное ему задание, причем не только с точки зрения содержания, но и  культуры оформления  карточки.

Подобные задания эффективны тем, что они формируют умение видеть орфограмму или условие для постановки знака препинания, приучают работать с дополнительной литературой, доказывать правильность выполнения задания, воспитывают критичность мышления, ответственность.

Еще одна методика организации парной работы, которую я использую в своей практике, - методика проведения взаимодиктантов. Ее можно представить в виде последовательности действий учащихся:

  • учитель готовит на каждого ученика текст (небольшой, разного содержания);
  • ученик получает свой диктант;
  • все сидят по парам;
  • один ученик диктует, другой пишет;
  • другой ученик диктует, первый пишет;
  • каждый проверяет без текста диктанта написанное партнером;
  • открывают тексты и проверяют вместе оба диктанта по карточкам;
  • каждый устно разбирает свои ошибки;
  • каждый устно в тетради записывает разбор ошибок;
  • каждый просматривает тетрадь напарника и ставит свою подпись;
  • обмениваются текстами диктантов;
  • если остается время, каждый ученик находит себе нового напарника и работает с ним, как с первым.

Кроме парной формы обучения, использую и работу в малых группах (4-6 человек). Группа может состоять из учащихся одинаковой степени подготовленности (группа сильных учащихся, средних, слабых) или из учеников разной степени подготовленности, тогда в каждой группе должен быть сильный ученик – консультант. Группа может работать над одним заданием, при этом распределяя между собой  обязанности, или выполнять разные задания, затем обмениваться ими, взаимообучая  друг друга.

Работу в группах можно использовать на уроках разных типов.

Использование групповой формы обучения позволяет дифференцировать задания, причем не только внутри группы, но и задания для групп с разными учебными возможностями. Групповая работа также позволяет успешнее  вовлечь в учебную деятельность слабых учеников, так как при распределении ролей в группе они также получают задание. Например, активизировать слабых учащихся можно, поставив перед ними задачу – сообщить результаты, полученные группой в процессе работы, всему классу, помощь им оказывают более подготовленные ученики.

Задания группам могут носить характер исследования или проектирования. Такие задания уместны при  подготовке устных журналов, литературно-музыкальных композиций, уроков-концертов, уроков-спектаклей.

Разработки некоторых уроков с организацией групповой работы приведены в приложении.

  1. Результативность опыта.

Так как данная технология используется два года, то говорить о каких-то больших достижениях пока рано. Однако можно остановиться на следующих моментах, позволяющих судить об эффективности этой технологии.

Результативность данного опыта работы, представленная ниже в виде гистограмм, характеризуется, прежде всего, повышением интереса учащихся к предмету (рис.1). С использованием коллективных  форм обучения наблюдается и повышение качества знаний по русскому языку и литературе (рис.2).

Третий показатель эффективности данной технологии – результативность участия моих учеников в районных олимпиадах по предметам (рис.3).  

Рис. 1   Повышение   интереса   учащихся  к  изучению

русского языка и литературы

Рис.2 Качество знаний учащихся по русскому языку и литературе.

Рис.3 Результативность участия в районных олимпиадах

 по русскому языку и литературе.

Преимущество группового обучения проявляется и в том, что повысилась активность школьников при выполнении заданий, а также в значительной степени снимаются трудности, связанные с организацией деятельности учащихся.

Положительный сдвиг наблюдается в изменении стиля общения на уроке: ребята стали более четко и доказательно выражать свои мысли, внимательно слушать не только учителя, но и  друг друга, вести диалог. Это свидетельствует о развитии коммуникативных компетенций, которые являются фундаментом для формирования других ключевых компетенций учащихся.

Несмотря на определенные сдвиги, возникают новые проблемы, которые предстоит решать. К ним относятся трудности, связанные с методической организацией этой работы:

а) формирование групп учащихся по определенным параметрам;

б) подбор и отработка заданий для групп;

в) определение критериев оценки работы группы.

  1. Выводы.

Знакомство с работами ведущих педагогов и использование в своей практике коллективных форм обучения позволяют сделать вывод о том, что данная технология более эффективна по сравнению с традиционной формой обучения. Преимущество в том, что групповое обучение учит общению, умению слушать и понимать собеседника, разрешать конфликты, работать в команде, то есть учит основным навыкам жизни.

Литература

  1. Г.Селевко. Педагогические компетентности и компетенции.

Ж. «Сельская школа» №3, 2004г.

  1. Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. Новые педагогические технологии. М.2000г.
  2. М. В. Буланова – Топоркова, А. В. Духавнева. Педагогичексие технологии. М., 2004 г.
  3. Н. А. Лобко – Лобановская. Развитие коммуникативных способностей школьников. К., 1991г.
  4. А. Ф. Кузнецова, А. И. Грузин. Коллективные формы работы на уроке. К., 1989 г.
  5. В. К. Дьяченко. Сотрудничество в обучении. Красноярск, 1987 г.
  6. М. А. Миртчан. Взаимообмен заданиями. Красноярск, 1988г.

Приложение

Урок литературы в 5 классе.

Тема урока: Детский фольклор.

Цель урока: развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: создать на уроке яркое, праздничное настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала; содействовать формированию доброго отношения к людям, окружающему миру; расширить знания пятиклассников о детском фольклоре и его жанрах.

Оборудование: детские иллюстрации к сказкам, выставка книжек – малышек с загадками, плакат-путаница с жанрами детского фольклора.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Представление  учащимися жанров детского фольклора:
  • загадки;
  • песня;
  • сказки;
  • игра, считалки;
  • представление альбома «Детский фольклор».
  1. Итог урока.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя: В начале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и попробуем передать его с помощью красок в тетрадях. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее. Выберите для этого подходящие, с вашей точки зрения, цвета. Можете пользоваться фломастерами или цветными карандашами, цветными ручками. А теперь перейдем к теме самого урока, у меня родились строчки, которые сложились в такую вот загадку. Послушайте ее и отгадайте, а отгадав, назовете тему нашего урока.

                 

Он знаком вам с детских лет,

                В нем есть чудо, есть и смех.

                Он – смекалка, мудрость он.

                В нем найдет себя любой,

                Хоть певец он иль танцор,

                Есть другие жанры в нем.

                Или вами создан он,

                Иль рукою дядь и теть.

Вы узнаете его

                Очень быстро и легко.

                Это же, конечно, он:

                Детский, близкий вам …

                                (фольклор)

С детским фольклором вы знакомы с детского сада. Но ваши познания были невелики. Готовясь к уроку, вы должны были провести поисковую работу и найти как можно больше жанров детского фольклора, познакомиться с  их особенностями, а потом, разбившись на группы, подумать, как представить на уроке один из жанров. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

2.  Представление жанров детского фольклора малыми группами учащихся.

1 группа.

Загадки

А начнем с этого уютного уголка. Кто его хозяин? (В углу класса имитация угла избы: стол, на нем самовар, чайные пары; на стеллаже выставка книжек – малышек с загадками.)

Сценка «В гости к загадке»

Ведущий: В этом доме живет Загадка. (Представляет ее зрителям). Она приветлива, гостеприимна, любит веселить всех, кто приходит к ней. Но только говорит она так, что не каждый понимает. (Выходит Догада – переводчик и разыгрывается сценка.)

Догада: Загадка, где ты живешь?

Загадка: А вот в этой «книге-раздвиге о четырех листах, где середка пуста». (Догадка переводит: «А вот в этой избе».)

Догада:   Загадка, где ты живешь?

Загадка: Проходите там, где «два стоят, два лежат, а один бегает».

Догадка: Проходите в дверь. Почему так светло в доме?

Загадка: Привела я солнце за свое оконце,

             К потолку повесила, стало в доме весело.

Догада: Электрическая лампочка освещает избу.

Загадка: Присаживайтесь там, где «стоят четыре брата под крышею одной, предружные ребята и все равны длиной».

Догада: Присаживайтесь к столу.

Загадка: Тот, у кого «четыре ноги, два уха, один нос да брюхо», ждет вас.

Догада: Самовар ждет нас!        

Презентация книжек – малышек с загадками.

Леня К.: Я постарался оформить свою книжку – малышку так, как оформляют настоящие книги. Она вышла в частном издательстве «Детская литература» в серии «Развлекательные книги». Составитель и художественный оформитель Коробейников Леонид. Здесь указан и формат книжки, год издания, цена (для учителя бесплатно). В моей книжечке две главы: загадки и шарады, об этом можно узнать из содержания книги. И я хочу представить ребятам несколько загадок из моей книжки – малышки. (Загадывает несколько загадок).

Юля Т.: Свою книжку-малышку я сделала для моей младшей  сестры. Ей 4 года. Книжку купить сейчас очень сложно, и я решила оформить ее своими руками. Я не  только подобрала загадки для возраста своей сестры, но, чтобы ей интересно было ее смотреть, сделала к загадкам иллюстрации. Моя сестра была очень рада этой книжечке.

Учитель: А Женя П. очень ярко, красочно оформила альбомный лист с загадками (Женя представляет подобранные загадки). В чем  особенность твоих загадок, чем они отличаются от тех, которые собрала в своей книжечке Юля Т.?

Женя: У Юли загадки народные, а у меня авторские. Составила эти загадки Л. Ульяницкая. (Приводит примеры загадок).

2 группа

Жанр песни

Слово просят девочки. Они представляют песню «Уж я сеяла, сеяла ленок», рассказывают о том, что это за песня, когда ее пели.

Учитель: У меня вопрос к девочкам: сельским, крестьянским трудом занимались взрослые, а значит и песню эту скорей пели женщины, убирая лен. А вы представляете ее как жанр детского фольклора. Почему?

Девочки: Раньше дети с малых лет помогали взрослым, учились у них работать и вместе с ними могли петь эту песню. То есть дети, помогая взрослым, перенимали у них не только трудовой опыт, но и песни, танцы и другие жанры народного искусства.

3 группа

Сказки

Учитель: А вот здесь, на доске, у нас открылась целая картинная галерея. Как вы думаете, какой жанр детского фольклора представляют эти красочные иллюстрации?

(Учащиеся называют, к каким сказкам сделаны эти иллюстрации, народные или литературные это сказки. В случае затруднения помогает автор рисунка.)

Учитель: Вы прекрасно справились с заданием. Чувствуется, что сказка – один из любимейших ваших жанров. Сказки, о которых шла речь, написаны давно, они вошли в различные сборники сказок и многим из вас знакомы. А вот сейчас прозвучат сказки, которые до вас еще никто не слышал, они пока никому не известны. Авторами их являются ваши товарищи. Они решили сочинить к уроку свои сказки, и у них получился целый альбом. (Ученица представляет альбом «Сочиняем сказки» и читает свою сказку «Городок в калькуляторе».)

Сказка «Городок в калькуляторе»

Какая чудесная вещь – калькулятор! Он может очень быстро выполнять все арифметические действия. И я всегда хотела узнать, как же он устроен. Однажды мне приснился сон, как я оказалась внутри этой машины. Я попала в страну цифр и знаков, которой правили четыре грозных короля – Сложение, Вычитание, Деление, Умножение. По первому сигналу жители королевства должны были немедленно явиться перед королями и выстроиться в строгом порядке. Слуги десятки строго следят за порядком в королевстве.

Пуще глаза они охраняли таинственную красную кнопку. К этой  кнопке никого не подпускали. И мне хотелось узнать, в чем же здесь дело. Я дождалась ночи и пробралась к таинственной кнопке. Охрана меня не заметила. Только я коснулась этой кнопки, и все вокруг замерло и стало темно. В этот момент я проснулась. Теперь я знала, что красная кнопка выключает калькулятор.

4 группа

Игра, считалки

Наташа Ш.: Я хочу предложить ребятам игру «Бубенцы». Играющие встают в круг. На середину круга выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, другому завязывают глаза. Все поют: «Трынцы – брынцы, бубенцы, раззвонились удальцы: Диги – диги – дон, отгадай откуда звон!» После этих слов «жмурка» должен по звону бубенца поймать убегаемого от него участника с бубенцом.

 Учитель: А давайте, ребята, разыграем эту игру здесь, в классе. Выберем водящих. Что для этого нужно сделать? – Посчитаться.

Когда я была такой, как вы, и играла со своими подругами, у нас была такая считалка:

                На златом крыльце сидели:

                Царь, царевич, король, королевич,

                Сапожник, портной.

                Кто ты будешь такой?

                Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

А какие у вас сегодня считалки?

Дети предлагают варианты считалок.

5 группа

Представление альбома «детский фольклор»

Учитель: У нас осталась еще одна группа, которая проделала большую работу, нашла разные жанры детского фольклора и оформила их в красочном альбоме.

Далее ребятам предлагается зачитать из своего альбома произведения тех жанров, о которых еще не говорили на уроке, а класс должен определить, что это за жанр и указать его отличительные признаки (дети читают небылицы, потешки, дразнилки, пестушки…)

Обобщение, подведение итогов

Учитель: Каждая группа постаралась интересно представить выбранный жанр. Итак, что же такое детский фольклор, что вмещает  в себя это понятие, какие произведения его составляют?

Ответы: Это произведения, созданные для детей или самими детьми. Произведения о детях – это целый мир.

Учитель: А если бы вам пришлось изобразить этот мир, эту страну, какие бы вы использовали для этого краски? Почему?

Ответы ребят: Яркие краски, потому что этот мир добрый, искренний, веселый и счастливый.

Учитель: А соответствуют ли эти краски вашему настроению в конце урока? Покажите это настроение в тетрадях.

И в заключение давайте еще раз перечислим те жанры, которые дарят нам радость, скрашивают жизнь, для этого вам нужно распутать этот плакат – путаницу, правильно соединить части слов, записанных на нем.

        

                   Скоро        шка

                Иг              дка

                Пес            лица

                Зага           ра

                Ска            нилка

                Небы        ушка

                Поте         говорка

                Драз         талка

                Част         ня

                Счи          зка

- Какого жанра здесь нет? (Пестушка.)

- А какой жанр есть, но мы о нем не говорили? (Частушка.)

Задание на дом: Познакомиться с жанром частушки и попробовать сочинить частушки о своем классе, своих товарищах.

Урок русского языка в 11 классе (2 часа).

Тема: Сложное предложение

Цель: повторить, обобщить знания учащихся о сложных предложениях разных типов и пунктуации в них.

Задачи:

  • формирование умений определять структуру предложения, различать разные типы сложных предложений;
  • развитие пунктуационных навыков, коммуникативных компетенций учащихся;
  • воспитание чувства товарищества, формирование умения работать в команде.

Тип урока: урок – семинар.

Оборудование: наглядные пособия, подготовленные группами учащихся.

(Примечание: к семинарскому занятию учащиеся готовили по группам проекты выступлений по теме урока: нужно было не только найти теоретический материал по данной микротеме из разных источников, но и подготовить наглядный материал: таблицу, алогритм, схемы и т.д.)

Ход урока.

  1. Оргмомент

Учитель поясняет учащимся, как будет организована работа на уроке: каждая группа получает на карточке задание, которое состоит из домашнего задания (сообщение по теме урока) и мини – заданий, связанных с выступлениями других групп: составить вопросы на знание темы, вопросы на понимание материала, привести свои примеры, оценить выступление группы. Например:  Задание группе № 1.

  1. Сделать сообщение по теме: «Классификация сложных предложений».
  2. Составить вопросы на знание по сообщению 2 группы «Пунктуация в сложносочиненном предложении».
  3. Составить свои примеры (3 предложения) по сообщению 3 группы «Пунктуация в сложноподчиненном предложении».
  4. Составить вопросы на понимание по сообщению 4 группы «Пунктуация в бессоюзном сложном предложении».
  5. Оценить выступление 5 группы по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

Примечание: чтобы учителю легче было организовать и корректировать работу на уроке, он может отразить задания группам в таблице.

Группа

Сообщение по теме урока

Составить вопросы на знание материала по сообщению

Составить вопросы на понимание материала по сообщению

Привести свои примеры по теме сообщения

Оценка выступления

1 группа

Классификация сложных предложений

2 группы

4 группы

3 группы

5 группы

2 группа

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1 группы

5 группы

4 группы

3 группы

3 группа

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

5 группы

1 группы

2 группы

4 группы

4 группа

Пунктуация в бессоюзном предложении

3 группы

2 группы

5 группы

1 группы

5 группа

Сложные предложения с разными видами связи

4 группы

3 группы

1 группы

2 группы

  1. Выступление групп.

Работа организуется по следующей схеме: после сообщения одной группы, остальные отчитываются о выполнении своих мини-заданий по теме данного сообщения в такой последовательности:

  • задать вопросы классу на знание материала по теме сообщения;
  • задать вопросы на понимание материала;
  • зачитать свои примеры по данной теме;
  • оценить выступление группы.

  1. Практическая часть.
  1. Тест с последующей взаимопроверкой.

Тест.

  1. Указать номер сложных предложений (знаки не расставлены)
  1. В глубоком молчании дремлют холмы и курганы да узким полотном белеет дорога.
  2. В глубоком молчании дремлют холмы да курганы.
  3. То тут то там легонько шелестел ручеек.
  4. То скрипнет дверь то тихонько откроется калитка.
  5. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
  6. Анисья тотчас к ней явилась и дверь пред ними отворилась и Таня входит в дом пустой.
  1. Определить вид сложного предложения (знаки не расставлены).

А – сложносочиненное

Б – сложноподчиненное

В – бессоюзное

1) В лесу что – то страшно и сухо треснуло будто сломалась большая сосна.

2) Вокруг меня щелкают любопытные синицы они смешно надувают белые щеки шумят и суетятся.

3) В полях тает а в лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.

  1. В каких сложносочиненных предложениях не ставится запятая между простыми частями?
  1. Люди начали подниматься и на конном дворе слышалось сердитое ржанье лошадей.
  2. Откуда – то доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук.
  3. Сколько звезд на небе и какая тишина!
  4. Товарищ зайдет за мной или мы встретимся прямо на стадионе.
  1. Укажите, какой знак препинания нужно поставить между частями бессоюзного предложения.

А – запятую

Б – двоеточие

В – тире

1) Догорал апрельский вечер по лугам холодный сумрак лег.

2)  По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки отцветает черемуха.

3) Деревья гибнут лес не умирает.

4) У собак есть рыцарское правило лежачую или на привязи не трогают.

5) Влага под землей весной просочится выше поднимается в поле пшеница.

6) Зазвучали шорохи рассвета небо слабо начало светлеть.

  1. В каких предложениях нет пунктуационных ошибок?
  1. Матвей Костиевич объяснил, где закопаны шрифты, дал Лютикову задание тем или иным способом узнать, в сохранности ли шрифты и если будет возможность, перевести их в другое место.
  2. Хотя ветер стих и дождь перестал, хотя небо очистилось от туч и солнце сияло, было прохладно и давление низкое.
  3. Я ехал лесной тропой, и хотя неба мне не было видно, но потому, как хмурился лес, я чувствовал, что над ним тихо поднимается тяжелая туча.
  4. Басаргин подумал, что, если бы стих шум моторов, то, может быть, оттуда, с земли, долетело бы до самолета мерное и непрерывное жужжание тысяч ткацких станков.

Цель этого задания – проверка результативности урока. Сопоставляя правильность выполнения тестовых заданий с критериями достижения цели, каждый ученик может определить, достиг ли он цели урока или нет.

Ответы к тесту.

  1. 1, 4, 6
  2. 1Б, 2В, 3Ф
  3. 2, 3
  4. 1А, 2В, 3В, 4Б, 5В, 6Ф
  5. 2, 3

Критерии достижения  цели

  • Умение находить сложные предложения (задание 1).
  • Умение различать разные виды сложных предложений (задание 2).
  • Умение правильно ставить знаки препинания в
  • ССП (задание 3)
  • БСП (задание 4)
  • СПП (задание 5), сложных предложениях с разными видами связи
  • Умение определять структуру сложных предложений (задания 2, 3, 4, 5)
  1. Диктант «Проверь себя» с последующей самопроверкой.

Между тем псы заливались всеми возможными голосами: один, забросивши вверх голову, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалованье; другой отхватывал наскоро, как пономарь; промеж них звенел, как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно, молодого щенка, и все это, наконец, повершал бас, может быть, старик, наделенный дюжею собачьей натурою, потому что хрипел, как хрипит певческий контрабас, когда концерт в полном разливе: тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и все, что ни есть, порывается кверху, закидывая голову, а он один, засунувши небритый подбородок в галстук, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда свою ноту, от которой трясутся и дребезжат стекла.

(Пунктуация диктанта достаточно сложная. Допущенные ошибки определяют цель последующих уроков – отработка умений и навыков учащихся на более высоком уровне, решение сложных пунктуационных задач).

Домашнее задание: ребята должны составить карточку «Задание для товарища» по теме урока: из художественных произведений выписать 10 сложных предложений разных типов с пропуском знаков препинания.

Урок литературы  в 11 классе (2 часа)

Тема: Образ России в лирике А. Блока.

Цель: показать, как изменяется образ Родины в творчестве А. Блока.

Задачи:

  • познакомиться со стихотворениями Блока по данной теме;
  • выяснить, в каких обликах предстает Россия  в анализируемых стихотворениях поэта;
  • определить, какие слова – символы связаны у Блока с образом Родины;
  • выявить отношение лирического героя к Родине;
  • составить обобщающую таблицу по теме урока.

Оборудование: портрет А. Блока.

Методические приемы: анализ стихотворений в группах, беседа, работа со словарем.

Ход урока.

Этой   теме   я    сознательно

                                                                   и   бесповоротно   посвящаю

жизнь… Ведь  здесь – жизнь

                                               или смерть,  счастье  или

погибель

А. Блок – Станиславскому.

1908 г.

  1. Организационный момент.

               1. Вступительное слово учителя:

Тема Родины – сквозная тема в русской литературе. К этой теме обращались А. С. Пушкин,  М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов. Каждый поэт или писатель по – своему создает образ Родины, выражает свою любовь к ней, свою озабоченность о ее судьбе, о ее будущем.

Покажем, как эта тема раскрывается в творчестве А. Блока. Образ России в лирике поэта претерпевает своеобразную эволюцию. Отсюда сформулируйте цель нашего урока и определите  задачи, которые помогут достичь этой цели. (Формулируются цель и задачи урока).

2. Организация работы, распределение заданий:

а) Образовать 5 групп по 4 человека: группы получают задание проанализировать стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (1 группа), «Русь» (2 группа), «Россия» (3 группа), «Река раскинулась» (4 группа), «Скифы» (5 группа) по плану:

1) выразительно прочитать стихотворение;

2) определить какой видит Блок Россию в данном стихотворении, в каких образах она предстает перед нами;

3) раскрыть образ лирического героя, его внутренний мир;

4) заполнить свою графу в обобщающей таблице по теме урока (таблица начерчена на доске).

б) Индивидуальные задания:

1) Прочитать в кратком словаре литературоведческих терминов статью «Символ», найти в стихотворениях Блока, анализируемых на уроке, слова – символы, связанные у Блока с образом Родины, раскрыть их смысл, записать их в таблице.

2) Сделать обобщение по теме урока, используя таблицу на доске, раскрыть смысл эпиграфа к уроку.

3) Сделать подборку других стихотворений Блока о Родине.

 

  1. Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий.

  1. Отчет о проделанной работе.

1. Группы анализируют стихотворения, попутно заполняя таблицу.

        

Стихотворения

«Осеняя воля»

(1906)

«Русь»

(1906)

«Россия»

(1908)

«Река раскинулась»

(1908)

«Скифы»

(1918)

Образ Родины

Слова – символы, связанные с образом Родины

(Таблица показывает, как изменяется образ Родины у Блока: от хмельной Руси - темницы – Руси  в образе нищей таинственной девушки - простой женщины из народа – Руси – Жены, степной кобылицы до России – Сфинкса)

2. Индивидуальное задание № 1 (Слова – символы: ветер, простор, даль, путь, дорога)

  1. Итог урока. Обобщение по теме:

1. Индивидуальное задание №  2.

2. Индивидуальное задание № 3.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Россия».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»

Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школьное телевидение как способ проектной деятельности для формирования ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной»

Развитие и расширение использования проектной технологии и исследование проблемы эффективности предпрофильного и профильного обучения, включения учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность....

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.

Актуальность у значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс ...

«Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»

В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....