Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.
статья по технологии на тему
Актуальность у значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остаётся на прежнем уровне или повышается незначительно. Это определило актуальность выбранной темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_karpov.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ. |
Актуальность У значительной части умственно отсталых обучающихся наблюдается отсутствие или преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остаётся на прежнем уровне или повышается незначительно. Это определило актуальность выбранной темы
В век «электронного общества и информационной цивилизации» одной из компетенций выпускника коррекционной школы VIII вида должно быть умение осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, таких как всевозможные справочные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
Использование компьютерных технологий на уроках трудового обучения позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Формирование коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.
Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. С их помощью можно использовать компьютеры для индивидуализации учебного процесса и обратиться к новым познавательным средствам.
Модели мультимедийных программ легко вписываются в образовательный процесс коррекционной школы VIII вида и позволяют адаптировать традиционные методы, формы и виды обучения согласно требованиям образовательных стандартов и инновационным подходам в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь "зацепить" каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делает урок на порядок ярче. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам - фото, плакатам, видеофрагментам, что при определённых условиях способствует коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей.
Здесь я использую данные технологии, представленные в схемах, слайдах, видеороликах, текстах в следующих направлениях:
- название темы урока;
- сопровождение и иллюстрации объяснения;
- информационно-обучающее пособие;
- контроль и проверка знаний.
В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.
Для решения обучающей задачи на уроках на уроках трудового обучения используется презентация с видеороликом, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
При этом, учитель перекладывает роль образца на технику и тем самым, освобождая руки, выполняет одну из немаловажных своих функций – оказывает индивидуальную помощь.
При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся в программе тестов Microsft OfficeExcel. С их помощью можно:
- проверить большой объем изученного материала малыми порциями;
- быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым.
Таким образом уроки, проведенные с использованием ИКТ, способствуют решению одной из основных задач коррекционного образования - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном пространстве, обеспечению конкурентоспособности на современном рынке труда.
Кроме того, информационные технологии можно активно использовать во внеурочной деятельности. Модель использования ИКТ вне урока:
- поиск информации в Интернете и других источниках;
- фиксация записи в процессе проектной деятельности;
- подготовка выступления с использованием презентацийпри защите проектов и
исследовательских работ;
- кружковая деятельность (создание презентаций, буклетов, слайд-фильмов)
При этом задача учителя состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения компьютерных технологий в получении новых знаний, показать ребенку с ограниченными возможностями, что компьютер- это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнаётся новое.
Регулярное использование ИКТ вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в информационное общество.
Список использованных источников
- Афанасьева Л.В. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития — Волгоград: Учитель, 2010 с. 40-56
- Роберт И.В. Современные информационные технологии образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Школа-пресс, 1994. с . 112
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт «Применение ИКТ на уроках истории обществознания, как средство формирования ключевых компетентностей школьников и создание электронных учебных пособий».
Творческий отчёт по реализации темы по самообразованию....
Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...
Использование проектной технологии на уроках физической культуры как средство формирования социальной компетентности учащихся
использование проектной деятельности на уроках ФК...
исользование проектной технологии на уроках физической культуры как средство формирования социальной компетентности учащихся
Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных к...
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...
применение компьютерных обучающих программ на уроках трудового обучения, как средство развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ
применение компьютерных обучающих программ на уроках трудового обучения, как средство развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ...