Разработка урока-путешествия "Качественные прилагательные"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) на тему

Урок изучения учебного материала в занимательной форме игры - путешествия по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_provedeniya_uroka_na_temu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                   План проведения урока на тему: «Качественные прилагательные»

         Урок  объяснения нового материала в форме игры – путешествия по станциям.

Цель урока:

 

  1. Формирование умения выделять качественные прилагательные среди других прилагательных, умения доказать правильность ответа.
  2.  Развитие активности и самостоятельности учащихся в работе.
  3. Воспитание интереса к изучению русского языка.

  1. На доске изображён путь в виде железной дороги  по станциям  «Привокзальная», «Лесная», «Дальняя», «Секретная».
  2. К доске прикрепляется паровозик из картона, фигурки  диспетчера, дежурного по стации.
  3. У станции «Секретная» помещается лист с правилом – опорной схемой, перевёрнутый обратной стороной.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Оформление работы в тетрадях.
  2. Вступительное слово учителя о предстоящем путешествии, о задачах урока.
  3. Путешествие начинается с вокзала. Станция «Привокзальная». Для того, чтобы начать путешествие, мы должны заполнить «путевой лист» диспетчера.

 - Словарная работа. Отгадаем загадки диспетчера, иначе он не  выпустит наш поезд в путешествие.

1. Он на вокзалах есть всегда,                             2. На большие расстоянья

     К нему подходят поезда.                                     Мчится он без опозданья

     Двойное «р» содержит он,                                  Пишется в конце два «с»

     И называется …(перрон).                                    Называется…(экспресс)

                     Запишем отгадки в столбик в тетрадях:

  • Вокзал
  • Перрон
  • Поезд
  • Экспресс

- Лексическая работа. Подобрать к словам определения.

Вокзал –  небольшой, большой, красивый, городской, старый, чистый, светлый, шумный, железнодорожный, современный и т.д.

Поезд –  скорый , пассажирский, товарный, почтовый, пригородный, утренний, вечерний , ночной, скоростной и т.д.

Перрон – чистый, мокрый, удобный и т.д.

Экспресс  - международный.

- Грамматический разбор. Обозначить главные слова в образовавшихся                      

словосочетаниях.

-  Докажите, что слова, которые вы подобрали, являются прилагательными.

-  Образуйте степени сравнения от  образованных прилагательных. От каких прилагательных не получилось образовать степени сравнения?

- Значит, имена прилагательные не все одинаковые. Они делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные.

Сегодня мы будем учиться  выделять сред всех имён прилагательных качественные имена прилагательные.

          Итак, мы заполнили «путевой лист» и можем выезжать к станции «Лесная». ( картонный паровозик перемещается к следующей станции).

На доске написано предложение рядом с изображением вокзала:

                             Мы едем, едем, едем

                             В далёкие края.

                             Хорошие соседи,

                             Весёлые друзья!

Найдём прилагательные в этом предложении. Образуем от них краткую форму, если это возможно (далёк, хорош, весел).

Составим словосочетания образованных слов с наречиями, определим  в словосочетаниях главные слова.

              - недостаточно хорош, слишком далёк, очень весел.

Вывод: имёна прилагательные способны образовывать краткую форму и             словосочетания с наречиями.

- От всех  ли имён прилагательных может быть образована краткая форма? Приведём примеры.

- Все ли имена прилагательные сочетаются с наречиями?  

Вывод: не все имена прилагательные могут образовывать краткую форму и сочетаются с наречиями.

Мы продолжаем наше путешествие и прибываем  к станции «Лесная». (картонный паровозик  перемещается к станции).

                   На доске пейзаж, написано предложение:

                                      Всё в тающей дымке: холмы, перелески.

                                      Здесь краски не ярки и звуки не резки.

 - от слова «лесная» можно образовать краткую форму? Нет.

 - можно ли сочетать слово «лесная» с наречием? Нет.

      Задание: Определить синтаксическую роль кратких прилагательных.

Вывод: Краткие прилагательные в предложениях  выполняют  роль сказуемых.

      Прибываем к станции «Дальняя» (картонный паровозик перемещается).

                              Даль глубоко прозрачна, чиста
                             Месяц полный плывёт над дубравой

                              И господствуют в небе цвета

                              Голубой, беловатый, лиловый.

Задания:

- найдите прилагательные в тексте.

- обозначьте краткие прилагательные.

-от полных прилагательных образуйте краткие.

- можно ли от этих прилагательных образовать степени сравнения?

- возможно ли сочетание их с наречиями?

Если мы смогли это сделать, значит перед нами качественные прилагательные. Какими ещё признаками обладают качественные прилагательные? Почему они называются «качественными»  мы выясним дальше.

Задание.

- Образуйте от прилагательных, которые есть в тексте, сложные путём повтора. Получается? Полный – полный, белый – белый и т.д.

- Образуйте от данных прилагательных прилагательные с уменьшительно – ласкательным суффиксом (-еньк-) ( беленький, полненький, чистенький и т.д.)

Вывод: Если прилагательные имеют все  перечисленные выше способности, они называются качественными. Они обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть выражен в  предмете в большей или меньшей степени. И это главный секрет нашего урока. Открываем лицевой стороной опорную схему – алгоритм рассуждения:

                             

                                                Качественные прилагательные

                                                                   (какой?)

                                                Большая или меньшая степень 

  • Степень сравнения
  • Краткая форма
  • Сочетаются с наречием
  • Образуют сложные

         прилагательные

  • Могут иметь приставку –НЕ
  • Могут образовывать

         уменьшительно –

      ласкательную форму (-еньк-)

  • Могут иметь антонимы

Заключение.      Мы прибыли на станцию «Секретная».

Задание.  Вставить в текст прилагательные. Опираясь на алгоритм рассуждения, доказать, что вставленные прилагательные являются качественными.

              И стоит берёза  в _________тишине,

              И горят снежинки  в _________огне.

              На ________ветках __________ каймой

              Распустились кисти ____________бахромой.

  ( слова для справок: снежная, белая, сонная, пушистая, золотая).

Проверка.  Вопросы:

- В этом тексте только качественные прилагательные?

- Как мы это докажем?

Домашнее задание.

     Перепишем текст для домашней работы. Доказать, что имеющиеся в нём прилагательные являются качественными.

                                 Текла, извивалась, блестела

                                 Река меж зелёных лугов,

                                 А стала недвижной и белой

                                 Чуть – чуть голубее снегов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Имя прилагательное"

Урок расчитан на учащихся 6 класса....

Разработка урока "Имя прилагательное" с позиции ФГОС

Урок разработан для учащихся 5 класса. Разработка урока содержит технологическую схему, отражающую деятельность учителя и ученика. Содержит описание УУД....

Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

Разработка урока "Суффиксы прилагательных -к- и -ск-" 6класс

Урок русского языка в 6классе на тему "Суффиксы прилагательных -к- и -ск- " построен по технологии проблемного диалога. На уроке используется мультимедийная презентация....

Методическая разработка урока "Имя прилагательное. Повторение."

Методическая разработка урока в 5 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение". урок составлен в соответстви с требованием ФГОС....

методическая разработка "Степени сравнения прилагательных"

Данная разработка объясняет и отрабатывает образование степеней сравнения в английском языке...


 

Комментарии

Данный урок поможет развивать интерес ребёнка к учению, в занимательной форме изучить сложную тему урока,поможет наладить отношения с одноклассниками в процессе общего дела, мотивировать ребёнка на успех.