Разработка урока-путешествия "Качественные прилагательные"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) на тему
Урок изучения учебного материала в занимательной форме игры - путешествия по станциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_provedeniya_uroka_na_temu.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения урока на тему: «Качественные прилагательные»
Урок объяснения нового материала в форме игры – путешествия по станциям.
Цель урока:
- Формирование умения выделять качественные прилагательные среди других прилагательных, умения доказать правильность ответа.
- Развитие активности и самостоятельности учащихся в работе.
- Воспитание интереса к изучению русского языка.
- На доске изображён путь в виде железной дороги по станциям «Привокзальная», «Лесная», «Дальняя», «Секретная».
- К доске прикрепляется паровозик из картона, фигурки диспетчера, дежурного по стации.
- У станции «Секретная» помещается лист с правилом – опорной схемой, перевёрнутый обратной стороной.
Ход урока.
- Организационный момент. Оформление работы в тетрадях.
- Вступительное слово учителя о предстоящем путешествии, о задачах урока.
- Путешествие начинается с вокзала. Станция «Привокзальная». Для того, чтобы начать путешествие, мы должны заполнить «путевой лист» диспетчера.
- Словарная работа. Отгадаем загадки диспетчера, иначе он не выпустит наш поезд в путешествие.
1. Он на вокзалах есть всегда, 2. На большие расстоянья
К нему подходят поезда. Мчится он без опозданья
Двойное «р» содержит он, Пишется в конце два «с»
И называется …(перрон). Называется…(экспресс)
Запишем отгадки в столбик в тетрадях:
- Вокзал
- Перрон
- Поезд
- Экспресс
- Лексическая работа. Подобрать к словам определения.
Вокзал – небольшой, большой, красивый, городской, старый, чистый, светлый, шумный, железнодорожный, современный и т.д.
Поезд – скорый , пассажирский, товарный, почтовый, пригородный, утренний, вечерний , ночной, скоростной и т.д.
Перрон – чистый, мокрый, удобный и т.д.
Экспресс - международный.
- Грамматический разбор. Обозначить главные слова в образовавшихся
словосочетаниях.
- Докажите, что слова, которые вы подобрали, являются прилагательными.
- Образуйте степени сравнения от образованных прилагательных. От каких прилагательных не получилось образовать степени сравнения?
- Значит, имена прилагательные не все одинаковые. Они делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные.
Сегодня мы будем учиться выделять сред всех имён прилагательных качественные имена прилагательные.
Итак, мы заполнили «путевой лист» и можем выезжать к станции «Лесная». ( картонный паровозик перемещается к следующей станции).
На доске написано предложение рядом с изображением вокзала:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края.
Хорошие соседи,
Весёлые друзья!
Найдём прилагательные в этом предложении. Образуем от них краткую форму, если это возможно (далёк, хорош, весел).
Составим словосочетания образованных слов с наречиями, определим в словосочетаниях главные слова.
- недостаточно хорош, слишком далёк, очень весел.
Вывод: имёна прилагательные способны образовывать краткую форму и словосочетания с наречиями.
- От всех ли имён прилагательных может быть образована краткая форма? Приведём примеры.
- Все ли имена прилагательные сочетаются с наречиями?
Вывод: не все имена прилагательные могут образовывать краткую форму и сочетаются с наречиями.
Мы продолжаем наше путешествие и прибываем к станции «Лесная». (картонный паровозик перемещается к станции).
На доске пейзаж, написано предложение:
Всё в тающей дымке: холмы, перелески.
Здесь краски не ярки и звуки не резки.
- от слова «лесная» можно образовать краткую форму? Нет.
- можно ли сочетать слово «лесная» с наречием? Нет.
Задание: Определить синтаксическую роль кратких прилагательных.
Вывод: Краткие прилагательные в предложениях выполняют роль сказуемых.
Прибываем к станции «Дальняя» (картонный паровозик перемещается).
Даль глубоко прозрачна, чиста
Месяц полный плывёт над дубравой
И господствуют в небе цвета
Голубой, беловатый, лиловый.
Задания:
- найдите прилагательные в тексте.
- обозначьте краткие прилагательные.
-от полных прилагательных образуйте краткие.
- можно ли от этих прилагательных образовать степени сравнения?
- возможно ли сочетание их с наречиями?
Если мы смогли это сделать, значит перед нами качественные прилагательные. Какими ещё признаками обладают качественные прилагательные? Почему они называются «качественными» мы выясним дальше.
Задание.
- Образуйте от прилагательных, которые есть в тексте, сложные путём повтора. Получается? Полный – полный, белый – белый и т.д.
- Образуйте от данных прилагательных прилагательные с уменьшительно – ласкательным суффиксом (-еньк-) ( беленький, полненький, чистенький и т.д.)
Вывод: Если прилагательные имеют все перечисленные выше способности, они называются качественными. Они обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть выражен в предмете в большей или меньшей степени. И это главный секрет нашего урока. Открываем лицевой стороной опорную схему – алгоритм рассуждения:
Качественные прилагательные (какой?) Большая или меньшая степень
прилагательные
уменьшительно – ласкательную форму (-еньк-)
|
Заключение. Мы прибыли на станцию «Секретная».
Задание. Вставить в текст прилагательные. Опираясь на алгоритм рассуждения, доказать, что вставленные прилагательные являются качественными.
И стоит берёза в _________тишине,
И горят снежинки в _________огне.
На ________ветках __________ каймой
Распустились кисти ____________бахромой.
( слова для справок: снежная, белая, сонная, пушистая, золотая).
Проверка. Вопросы:
- В этом тексте только качественные прилагательные?
- Как мы это докажем?
Домашнее задание.
Перепишем текст для домашней работы. Доказать, что имеющиеся в нём прилагательные являются качественными.
Текла, извивалась, блестела
Река меж зелёных лугов,
А стала недвижной и белой
Чуть – чуть голубее снегов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Имя прилагательное"
Урок расчитан на учащихся 6 класса....
Разработка урока "Имя прилагательное" с позиции ФГОС
Урок разработан для учащихся 5 класса. Разработка урока содержит технологическую схему, отражающую деятельность учителя и ученика. Содержит описание УУД....
Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"
Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...
Разработка урока "Суффиксы прилагательных -к- и -ск-" 6класс
Урок русского языка в 6классе на тему "Суффиксы прилагательных -к- и -ск- " построен по технологии проблемного диалога. На уроке используется мультимедийная презентация....
разработка урока "Имя прилагательное" 3 класс
разработка урока...
Методическая разработка урока "Имя прилагательное. Повторение."
Методическая разработка урока в 5 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение". урок составлен в соответстви с требованием ФГОС....
методическая разработка "Степени сравнения прилагательных"
Данная разработка объясняет и отрабатывает образование степеней сравнения в английском языке...
Комментарии
Развитие интереса к учению