Разработка урока "Суффиксы прилагательных -к- и -ск-" 6класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6классе на тему "Суффиксы прилагательных -к- и -ск- " построен по технологии проблемного диалога. На уроке используется мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslova_t.v._stsenariy_uroka.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Маслова Татьяна Викторовна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное автономное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Минаевки Асиновского района Томской области
Предмет: русский язык
Тема: «Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-»
Класс: 6
Учебно-методическое обеспечение: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. Москва «Просвещение» 2012г.
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: совместно с обучающимися открыть правило «Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение правильно писать суффиксы -К- и -СК- в прилагательных;
разработать алгоритм объяснения данной орфограммы
Развивающие: научить различать на письме суффиксы -к- и -ск- прилагательных; познакомить с особенностями графического обозначения условий выбора на письме суффиксов -к- и -ск-.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Тип урока: постановка и решение учебных задач
Форма урока: урок-исследование
Оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет, проектор, экран.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный момент. Девиз урока: Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво. | 1
|
Языковая разминка (синтаксический разбор, морфология. орфография) | 4 |
Актуализация знаний (самостоятельная работа) | 4 |
Введение в тему. Постановка проблемы. Формулирование темы и цели урока. | 2 |
Поиск решения. Лингвистические эксперименты. | 4 |
Выражение решения. Составление мини- проекта (алгоритма) | 3 |
Реализация продукта (работа по исправлению ошибок, самостоятельная работа, игра «Не спутай кармашки», электронный тест) | 24 |
Рефлексия. | 2 |
Домашнее задание | 1 |
Ход урока:
I Организационный момент
Девиз нашего урока: «Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво (сл.2)
II Языковая разминка
Синтаксический разбор предложения (сл.3)
Однажды сентябрьским утром я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, вязкими берегами.
-Объясните лексическое значение слова вязкий(сл.4)
-Назовите имена прилагательные, определите их разряд и морфологические признаки.
-Объясните орфограмму в прилагательном (небольшом)
III Актуализация знаний
-Выделите суффиксы в прилагательных сентябрьским, вязкими
-Запишите словосочетания, заменив одно существительное прилагательным (с помощью суффиксов -К- и -СК- )
Улицы города, сети рыбака, инструмент плотника, язык немцев, французов, танец казахов, жилище эскимосов, погоны лейтенанта (сл.5)
Проверка записи
IV Введение в тему. Постановка проблемы.
-Какие суффиксы использовали при образовании прилагательных?
-к- и -ск-
-Все ли слова написаны правильно?
-Почему не смогли написать без ошибок? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия)
-Мы не знаем, когда в прилагательных пишется суффикс -к-, а когда –ск- (осознание противоречия)
-Над какой темой будем работать на уроке? (побуждение к формулированию темы)
-Запишем тему урока «Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и -СК-»
Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?
- Узнать условия выбора суффиксов -К- и -СК-.
- Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и СК.(сл.6)
V Поиск решения
1.Лингвистический эксперимент
-Какое из записанных прилагательных образует краткую форму?
Вязкий-вязок (сл.7)
_-Образуйте краткую форму от прилагательных: низкий, скользкий, дерзкий, близкий.
-Сделайте вывод
-Если прилагательное имеет краткую форму, то пишем суффикс –К-
2.Лингвистический эксперимент
-От каких существительных образовали прилагательные с помощью суффикса –К-?
Рыбака- рыбацкий, плотника- плотницкий, немцев- немецкий, ткач- ткацкий
-Сделайте вывод (обратите внимание на выделенные согласные)
-Если основа существительного оканчивается на -К, -Ч, -Ц, то пишем суффикс –К-
3.Лингвистический эксперимент
-Имеют ли краткую форму остальные прилагательные?
-Нет, не имеют
-От каких существительных образованы?
-Не на –К, -Ч, -Ц.
-Сделайте вывод
-Если прилагательные не имеют краткой формы и образованы от существительных не на –К, -Ч, -Ц, то пишем суффикс -СК-
VI Выражение решения
-Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно? (открытие нового знания.)
Работа с теоретическим материалом. Составление алгоритма работы с орфограммой №39.
Краткая форма
Есть Нет
Пиши -К- От какого сущ. образовано
Основа на -к.-ч,-ц не на -к,-ч,-ц
Пиши -К- Пиши -СК-
- Проговорим правило по алгоритму
- А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, послушайте стихотворение:
В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.
А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.
И еще даю совет:
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать,
Суффикс СК нужно писать!
VII Реализация продукта
1.Пользуясь алгоритмом и стихотворением, исправьте, если нужно, ошибки в прилагательных на доске:
Кузнецский, матросский, француский, узбекский, близский, рыбацский, вязский, кавказкий, индуский, таджикский, ткацский.
-Какие прилагательные не подчиняются правилу?
-Узбекский, таджикский.
-Это слова-исключения.
2.Заполнить таблицу примерами. Упр.327.(Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой)
3. Подберите определение к предмету. Объяснить орфограмму №39
Флаг урюпин…ий
Жук альпинист..ое
Ковёр пират…ий
Сталь колорад…ий
Орех персид…ий
Снаряжение вологод…ие
Треугольник грец…ий
Кружева бермуд…ий
Платки дамас…ая
4. Докажите, что в прилагательных, образованных от существительных бермуды и пират, не может писаться суффикс –К-. Объясните, почему можно сделать ошибку.
5. Игра «Не спутай кармашки»
На столе лежат карточки со словами: плотник, словак, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, киргиз, белорус, индус, тунгус, эскимос.
Задание: образовать от них прилагательные с суффиксами –К- и –СК- . Положить в соответствующий кармашек.
6. Электронное задание. Интерактивный тест «Правописание суффиксов прилагательных -к- и -ск-»
VIII Рефлексия
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились на уроке?
-Как будете различать суффиксы прилагательных -К- и -СК-?
IX Домашнее задание:
1. § 57, выучить алгоритм работы по теме, подготовить связный рассказ о различении суффиксов
2.Упражнение 329.
Список источников:
1.Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации. Авторы-составители: Н.М. Сулицкая, Н.Ю. Кадашникова. Издательство «Учитель». Волгоград.
2. Технологические карты уроков по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. Автор - составитель О.В. Чермашенцева. Издательство «Учитель». Волгоград.
3. Учебник «Русский язык» 6класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"
Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок составлен для изучения качественных прилагательных....
Урок - практикум -"Имя прилагательное",6класс
Систематизация знаний по теме. Используются методические приемы: реализация межпредметных знаний, тренировочные упражнения,работа в парах, группах, блиц-опрос, творческий проект....
Русский язык.6класс.Урок №1. Тема:Окончания прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Данный урок является одним из трёх в блоке уроков русского языка в программе 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....
Русский язык.6класс.Урок №1. Тема:Окончания прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Данный урок является одним из трёх в блоке уроков русского языка в программе 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....
Урок русского языка в 6классе по теме "Имя прилагательное"
Урок развития речи проводится как обобщающий урок в конце изучения данного раздела школьной программы....
Методическая разработка к уроку английского языка в 4-9 классах по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухсложных прилагательных)
Методическая разработка на презентации к уроку английского языка в 4 классе по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухс...
Методическая разработка «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных, двухсложных и многосложных прилагательных)
Методическая разработка на презентации к уроку английского языка в 4 классе по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных, двухсл...