Рабочая программа по русскому языку для 5, 7, 9 классов
рабочая программа по русскому языку по теме
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
5 класс – 192 часа (УМК М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос)
7 класс – 140 часов (УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной)
9 класс – 68 часов (УМК М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Rab_programma_rus__57_9_kl__2010-2011.rar | 44.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №151»
Программа рассмотрена
на заседании МО учителей
русского языка и литературы
протокол №1
от___________________
Руководитель МО __________ А.В.Андреева
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №151
С.А.Жуков_______________
Утверждена решением
педагогического совета
(протокол №1
от__________________)
Рабочая программа
по русскому языку
5, 7 и 9 классы
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Андреева Алла Васильевна
Новосибирск
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 5 - 9 КЛАСОВ
2010 – 2011 учебный год
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как учебная дисциплина, он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях РФ:
- Формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
- Воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, о месте языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- Обеспечить усвоение определенного круга знаний в области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
- Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне в 5 – 9 классах структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В процессе обучения русскому языку в 5-9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы следующие умения и навыки:
5 класс
- По фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;
- По орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;
- По лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
- По морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова ( в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;
- По морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
- По орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; о – ё после шипящих в корне, чередующихся а-о, е-и в корнях типа –раст-//-рос-, -лаг-//-лож-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з-(с) (раз-//рас-, из-//ис-, и др.) и верно их писать; знать смешиваемые на письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
- По синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
- По пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.
7 класс
- Причастие: аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков; различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения – признака, который они обозначают; согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно; соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого; соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте; совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, неоправданных повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности при употреблении придаточных определительных с союзным словом который); правильно и уместно употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи;
- Деепричастие: аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям; соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и придаточным предложениям;
- Предлог: опознавать по совокупности признаков производные предлоги, отличать их от самостоятельных частей речи; употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания; правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки; употреблять предлоги в предложениях с однородными членами; пользоваться предлогами-синонимами с учетом их стилистической окраски в разных сферах и ситуациях речи;
- Союз: отличать союзы от других частей речи; выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями; пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи;
- Частица: отличать частицы от других частей речи; определять, к какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; использовать частицы для связи частей текста;
- Развитие связной речи: анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними; излагать повествовательный текст, осложненный диалогом; излагать и самостоятельно составлять повествовательный текст с элементами описания явлений природы; выборочно излагать текст; отбирать материал по одному источнику; писать сочинение с элементами художественного описания явлений природы и трудовых процессов (по картине или на основе воображения); писать сочинение типа описания на основе материала, собранного в результате длительных наблюдений (в художественном стиле); создавать текст аналогичного содержания в деловом стиле (заметка в газету); строить устные и письменные высказывания типа рассуждения на лингвистические темы.
9 класс
- По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- По лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно—политической и морально-эстетической тематики, правильно употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарем и словарем иностранных слов, антонимов;
- По морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе слов с иноязычными элементами) пользоваться этимологическим и словообразовательным словарем;
- По морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
- По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- По синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- По пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случая; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
5 класс – 192 часа (УМК М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос)
7 класс – 140 часов (УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной)
9 класс – 68 часов (УМК М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос)
При распределении часов по темам ориентировалась на программы, составленные В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной (для 7 класса), М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой (для 5 класса) (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост.Е.И.Харитонова.-М.: Дрофа,2010) и программу по русскому языку М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой для 9 класса (Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова. – М.:Дрофа, 2002)
Распределение часов по темам
5 класс
Тема курса | Количество часов |
О языке и речи | 5 |
Повторение изученного в начальных классах | 34 |
Фонетика. Графика. Культура речи | 8 |
Письмо. Орфография. Культура речи | 15 |
Строение слова | 6 |
Слово как часть речи | 5 |
Систематический курс русского языка | 146 |
Фонетика. Графика. Культура речи | 9 |
Лексика. Словообразование. Правописание. Культура речи | 27 |
Синтаксис и пунктуация. Культура речи | 39 |
Морфология. Правописание. Культура речи | 71 |
Глагол | 28 |
Имя существительное | 29 |
Имя прилагательное | 12 |
Резервные часы | 8 |
Итого | 192 |
7 класс
Тема курса | Количество часов |
Повторение изученного в 5-6 классах | 9 |
Систематический курс русского языка | 120 |
Морфология. Развитие связной речи | 114 |
Самостоятельные части речи | 57 |
Причастие | 41 |
Деепричастие | 16 |
Служебные части речи | 57 |
Предлог | 14 |
Союз | 14 |
Частица | 26 |
Междометие | 3 |
Повторение изученного в 5-7 классах | 4 |
Резервные часы | 11 |
Итого | 140 |
9 класс
Тема курса | Количество часов |
Общие сведения о русском языке, международное значение русского языка | 1 |
Язык. Правописание. Культура речи. Повторение пройденного в 5 – 8 классах | 9 |
Сложное предложение | 47 |
Сложное предложение | 4 |
Сложносочиненные предложения | 6 |
Сложноподчиненные предложения с одной придаточной связью | 28 |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | 3 |
Бессоюзные сложные предложения | 4 |
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 2 |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 2 |
Резервные часы | 5 |
Пробная экзаменационная работа | 4 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
Первая четверть – 36 часов
уроков развития речи - 9 контрольных уроков - 3
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактич-ая | ||||
1 | Знакомство с учебником | 1 | 1 неделя | ||
О языке и речи | |||||
2 | Зачем человеку нужен язык | 1 | 1 неделя | ||
3 | Что мы знаем о русском языке | 1 | 1 неделя | ||
4 | Что такое речь | 1 | 1 неделя | Развитие речи | |
5 | Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная | 1 | 2 неделя | Развитие речи | |
Повторение изученного в начальных классах | |||||
Фонетика. Графика. Культура речи | |||||
6 | Звуки и буквы. Алфавит | 1 | 2 неделя | ||
7 | Что обозначают буквы е, ё, ю, я | 1 | 2 неделя | ||
8 | Фонетический разбор слова | 1 | 2 неделя | ||
9 | Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста | 1 | 3 неделя | Развитие речи | |
10 | Повторение | 1 | 3 неделя | ||
11 | Контрольная работа | 1 | 3 неделя | Контрольная работа №1 | |
12,13 | Сочинение по картине | 2 | 3-4 неделя | Развитие речи | |
Письмо. Орфография. Культура речи | |||||
14 | Зачем людям письмо | 1 | 4 неделя | ||
15 | Орфография. Нужны ли правила? | 1 | 4 неделя | ||
16 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков | 1 | 4 неделя | ||
17 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков | 1 | 5 неделя | ||
18 | Сочетание букв жи –ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ | 1 | 5 неделя | ||
19 | Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов | 1 | 5 неделя | ||
20, 21 | Обучающее изложение | 2 | 5- 6 неделя | Развитие речи | |
22 | Разделительные ь и ъ | 1 | 6 неделя | ||
23 | От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | 1 | 6 неделя | Развитие речи | |
24 | Абзац как часть текста | 1 | 6 неделя | Развитие речи | |
25 | Не с глаголами | 1 | 7 неделя | ||
26 | Написание –тся, -ться в конце глаголов | 1 | 7 неделя | ||
27 | Повторение | 1 | 7 неделя | ||
28 | Контрольная работа | 1 | 7 неделя | Контрольная работа №2 | |
Строение слова | |||||
29-31 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. Как образуются формы слова | 3 | 8 неделя | ||
32 | Повторение | 1 | 8 неделя | ||
33, 34 | Контрольная работа | 2 | 8-9 неделя | Контрольная работа №3 | |
35, 36 | Резервные часы | 2 | 9 неделя |
Вторая четверть – 42 часа
уроков развития речи - 9 контрольных уроков - 3
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактич-ая | ||||
37 | Служебные части речи | 1 | 10 неделя | ||
Слово как часть речи | |||||
38 | Самостоятельные части речи | 1 | 10 неделя | ||
39 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 | 10 неделя | ||
40, 41 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван- царевич на сером волке» | 2 | 10 неделя | Развитие речи | |
Систематический курс русского языка | |||||
Фонетика. Орфоэпия. Культура речи | 9 | ||||
42 | Что изучает фонетика | 1 | 10 неделя | ||
43 | Звуки гласные и согласные | 1 | 11 неделя | ||
44 | Слог, ударение | 1 | 11 неделя | ||
46 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков | 1 | 11 неделя | ||
47 | Произношение согласных звуков | 1 | 11 неделя | ||
48 | Фонетический и орфоэпический разбор слова | 1 | 11 неделя | ||
49 | Что изучает стилистика | 1 | 11 неделя | Развитие речи | |
50, 51 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 2 | 12 неделя | Контрольная работа № 4 | |
Лексика. Словообразование. Правописание. Культура речи | |||||
52 | Как определить лексическое значение слова. Сколько лексических значений имеет слово | 1 | 12 неделя | ||
53 | Когда слово употребляется в переносном значении | 1 | 12 неделя | ||
54 | Как пополняется словарный состав русского языка | 1 | 12 неделя | ||
55 | Как образуются слова в русском языке | 1 | 12 неделя | ||
56 | Разговорная и книжная речь | 1 | 13 неделя | Развитие речи | |
57, 58 | Изложение «Барсучонок» ( Г.Скрябицкий) Упр. 373 | 2 | 13 неделя | Развитие речи | |
59 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | 1 | 13 неделя | ||
60, 61 | Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- - лож-, -рос- - -раст- (-ращ-) | 2 | 13 неделя | ||
62, 63 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов | 2 | 14 неделя | ||
64 | Художественная и научно-деловая речь | 1 | 14 неделя | Развитие речи | |
65, 66 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 2 | 14 неделя | Контрольная работа № 5 | |
67 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | 1 | 14 неделя | ||
68 | Что такое профессиональные и диалектные слова | 1 | 15 неделя | ||
69 | О чем рассказывают устаревшие слова | 1 | 15 неделя | ||
70 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | 1 | 15 неделя | ||
71, 72 | Правописание приставок | 2 | 15 неделя | ||
73 | Буквы ы-и после ц | 1 | 15 неделя | ||
74, 75 | Сочинение по картине И.И.Машкова «Клубника и белый кувшин» | 2 | 16 неделя | Развитие речи | |
76 | Повторение | 1 | 16 неделя | ||
77, 78 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 2 | 16 неделя | Контрольная работа № 6 | |
79 | Резервный урок | 1 | 16 неделя |
Третья четверть – 60 часов
уроков развития речи - 14 контрольных работ - 4
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||||
По плану | Фактич-ая | |||||||
Синтаксис и пунктуация | ||||||||
80 | Что изучают синтаксис и пунктуация | 1 | 17 неделя | |||||
81,82 | Словосочетание | 2 | 17 неделя | |||||
83 | Что такое тип речи | 1 | 17 неделя | Развитие речи | ||||
84, 85 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания | 1 | 17 неделя | |||||
86 | Восклицательные предложения | 1 | 17 неделя | |||||
87, 88 | Главные члены предложения | 2 | 18 неделя | |||||
89 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 18 неделя | |||||
90 | Описание, повествование, рассуждение | 1 | 18 неделя | Развитие речи | ||||
91, 92 | Сочинение-описание «Сухие стволы сосен» | 2 | 18 неделя | Развитие речи | ||||
93 | Резервный урок | 1 | 19 неделя | |||||
94 | Повторение | 1 | 19 неделя | |||||
95, 96 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 2 | 19 неделя | Контрольная работа № 7 | ||||
97 | Второстепенные члены предложения | 1 | 19 неделя | |||||
98 | Дополнение | 1 | 19 неделя | |||||
99 | Определение | 1 | 20 неделя | |||||
100 | Обстоятельство | 1 | 20 неделя | |||||
101 | Оценка действительности | 1 | 20 неделя | Развитие речи | ||||
102, 103 | Однородные члены предложения | 2 | 20 неделя | |||||
104 | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова | 1 | 20 неделя | |||||
105 | Обращение | 1 | 21 неделя | |||||
106 | Повторение | 1 | 21 неделя | |||||
107, 108 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 2 | 21 неделя | Контрольная работа № 8 | ||||
109 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | 21 неделя | |||||
110 | Строение текста типа рассуждения-доказательства | 1 | 21 неделя | Развитие речи | ||||
111, 112 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Русская зима» | 2 | 22 неделя | Развитие речи | ||||
113, 113 | Сложное предложение | 2 | 22 неделя | |||||
114 | Прямая речь | 1 | 22 неделя | |||||
115 | Диалог | 1 | 22 неделя | |||||
116 | Повторение | 1 | 23 неделя | |||||
117, 118 | Контрольная работа | 2 | 23 неделя | Контрольная работа № 9 | ||||
Морфология. Правописание | ||||||||
119 | Что мы знаем о частях речи | 1 | 23 неделя | |||||
Глагол | ||||||||
120 | Что обозначает глагол | 1 | 23 неделя | |||||
121 | Слитное и раздельное написание не с глаголами | 1 | 23 неделя | |||||
122 | Как образуются глаголы | 1 | 24 неделя | |||||
123 | Вид глагола | 1 | 24 неделя | |||||
124 | Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях | 1 | 24 неделя | Развитие речи | ||||
125, 126 | Обучающее изложение | 2 | 24 неделя | Развитие речи | ||||
127 | Корни с чередованием е – и | 1 | 24 неделя | |||||
128 | Неопределенная форма глагола (инфинитив) | 1 | 25 неделя | |||||
129 | Правописание –тся и –ться в глаголах | 1 | 25 неделя | |||||
130 | Наклонение глагола | 1 | 25 неделя | |||||
131 | Как образуется сослагательное наклонение | 1 | 25 неделя | |||||
132 | Повторение | 1 | 25 неделя | |||||
133, 134 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 2 | 25-26 неделя | Контрольная работа № 10 | ||||
135 | Строение текста типа повествование | 1 | 26 неделя | Развитие речи | ||||
136, 137 | Сочинение-повествование с описанием | 2 | 26 неделя | Развитие речи | ||||
138-140 | Резервные уроки | 3 | 26 неделя |
Четвертая четверть – 54 часа
уроков развития речи - 9 контрольных работ - 4
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактич-ая | ||||
141 | Как образуется повелительное наклонение глагола | 1 | 27 неделя | ||
142 | Времена глагола | 1 | 27 неделя | ||
143, 144 | Спряжение глагола. Лицо и число | 2 | 27 неделя | ||
145, 146 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 2 | 27 неделя | ||
147 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | 1 | 28 неделя | ||
148 | Повторение | 1 | 28 неделя | ||
149, 150 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 2 | 28 неделя | Контрольная работа № 11 | |
Имя существительное | |||||
151 | Что обозначает имя существительное | 1 | 28 неделя | ||
152 | Как образуются имена существительные | 1 | 28 неделя | ||
153 | Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- | 1 | 29 неделя | ||
154 | Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик- (-чик-) | 1 | 29 неделя | ||
155 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | 1 | 29 неделя | ||
156 | Строение текста типа описания предмета | 1 | 29 неделя | Развитие речи | |
157, 158 | Сочинение по картине | 2 | 29 неделя | Развитие речи | |
159 | Повторение | 1 | 30 неделя | ||
160, 161 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 2 | 30 неделя | Контрольная работа № 12 | |
162 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | 30 неделя | ||
163 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | 30 неделя | ||
164 | Соединение типов текста в речи | 1 | 30 неделя | Развитие речи | |
165 | Род имен существительных | 1 | 31 неделя | ||
166 | Существительные общего рода | 1 | 31 неделя | ||
167, 168 | Изложение | 2 | 31 неделя | Развитие речи | |
169 | Число имен существительных | 1 | 31 неделя | ||
170, 171 | Падеж и склонение имен существительных | 2 | 31 -32 неделя | ||
172, 173 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 2 | 32 неделя | ||
174 | Повторение | 1 | 32 неделя | ||
175, 176 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 2 | 32 неделя | Контрольная работа № 13 | |
177 | Употребление имен существительных в речи | 1 | 33 неделя | Развитие речи | |
178, 179 | Сочинение- описание «Ландыши» | 2 | 33 неделя | Развитие речи | |
Имя прилагательное | |||||
180, 181 | Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные | 2 | 33 неделя | ||
182 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | 33 неделя | ||
183 | Образование имен прилагательных | 1 | 34 неделя | ||
184 | Прилагательные полные и краткие | 1 | 34 неделя | ||
185 | Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных | 1 | 34 неделя | ||
186 | Как образуется сравнительная степень имен прилагательных | 1 | 34 неделя | ||
187 | Как образуется превосходная степень имен прилагательных | 1 | 34 неделя | ||
188, 189 | Повторение | 2 | 35 неделя | ||
190, 191 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 2 | 35 неделя | Контрольная работа № 14 | |
192 | Резервный урок | 1 | 35 неделя | ||
Итого: 192 часа Из них РР – 39 КР - 13 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
Первая четверть – 36 часов
уроков развития речи - 6 контрольных работ - 2
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
По плану | Фактич-ая | |||||
1 | Литературный русский язык | 1 | 1 неделя | |||
Повторение изученного в 5-6 классах | ||||||
2-5 | Повторение изученного в 5-6 классах | 4 | 1-2 неделя | |||
6, 7 | Контрольная работа и его анализ | 2 | 2 неделя | Контрольная работа № 1 | ||
8, 9 | Обучающее изложение и его анализ | 2 | 2-3 неделя | Развитие речи | ||
Систематический курс русского языка | ||||||
Причастие | ||||||
10, 11 | Понятие о причастии | 2 | 3 неделя | |||
12 | Признаки прилагательного у причастия | 1 | 3 неделя | |||
13 | Признаки глагола у причастия | 1 | 4 неделя | |||
14 | Причастный оборот | 1 | 4 неделя | |||
15 | Что такое текст | 1 | 4 неделя | Развитие речи | ||
16-18 | Причастный оборот | 3 | 4-5 неделя | |||
19 | Описание общего вида местности | 1 | 5 неделя | Развитие речи | ||
20, 21 | Правописание не с причастиями | 2 | 5 неделя | |||
22 | Действительные и страдательные причастия | 1 | 6 неделя | |||
23 | Описание общего вида местности | 1 | 6 неделя | Развитие речи | ||
24, 25 | Образование и правописание действительных причастий настоящего времени | 2 | 6 неделя | |||
26, 27 | Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени | 2 | 7 неделя | |||
28 | Описание общего вида местности | 1 | 7 неделя | Развитие речи | ||
29 | Словообразование и правописание действительных причастий прошедшего времени | 1 | 7 неделя | |||
30 | Словообразование и правописание страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 8 неделя | |||
31, 32 | Правописание гласных перед –нн- и –н- | 2 | 8 неделя | |||
33 | Повторение | 1 | 8 неделя | |||
34 | Контрольная работа | 1 | 9 неделя | Контрольная работа № 2 | ||
35, 36 | Резервный урок | 2 | 9 неделя |
Вторая четверть – 28 часа
уроков развития речи - 5 контрольных работ - 2
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
По плану | Фактич-ая | |||||
37, 38 | Описание действий | 2 | 10 неделя | Развитие речи | ||
39-41 | Краткие причастия | 3 | 10-11 неделя | |||
42- 44 | Правописание –н- и –нн- в причастиях | 3 | 11 неделя | |||
45, 46 | Описание действий | 2 | 12 неделя | Развитие речи | ||
47-49 | Повторение изученного в разделе «Причастие» | 3 | 12-13 неделя | |||
50, 51 | Контрольная работа и ее анализ | 2 | 13 неделя | Контрольная работа № 3 | ||
52-54 | Резервный урок по разделу «Причастие» | 1 | 13 неделя | |||
55 | Анализ домашнего сочинения | 1 | 14 неделя | Развитие речи | ||
Деепричастие | ||||||
56-58 | Понятие о деепричастии | 3 | 14 неделя | |||
59-61 | Деепричастный оборот | 3 | 15 неделя | |||
62, 63 | Контрольная работа | 2 | 15-16 неделя | Контрольная работа № 4 | ||
64 | Резервный урок | 1 | 16 неделя |
Третья четверть – 40 часов
уроков развития речи - 10 контрольных уроков - 3
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактич-ая | ||||
65, 66 | Рассказ на основе услышанного | 2 | 17 неделя | Развитие речи | |
67 | Словообразование деепричастий | 1 | 17 неделя | ||
68, 69 | Повторение изученного в разделе «Деепричастие» | 2 | 17-18 неделя | ||
70, 71 | Контрольная работа и ее анализ | 2 | 18 неделя | Контрольная работа № 5 | |
72 | Переход из одних самостоятельных частей речи в другие | 1 | 18 неделя | ||
Служебные части речи | |||||
73 | Общее понятие о служебных частях речи | 1 | 5 неделя | ||
Предлог | |||||
74, 75 | Понятие о предлоге | 2 | 19 неделя | ||
76-79 | Правописание предлогов | 4 | 19-20 неделя | ||
80, 81 | Сочетание разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге | 2 | 20 неделя | Развитие речи | |
82, 83 | Повторение изученного в разделе «Предлог» | 2 | 21 неделя | ||
84, 85 | Контрольная работа и ее анализ | 2 | 21 неделя | Контрольная работа № 6 | |
86, 87 | Отзыв о книге | 2 | 22 неделя | Развитие речи | |
88 | Резервный урок по разделу «Предлог» | 1 | 22 неделя | ||
Союз | |||||
89 | Понятие о союзе | 1 | 22 неделя | ||
90, 91 | Сочинительные союзы | 2 | 23 неделя | ||
92, 93 | Подчинительные союзы | 2 | 23 неделя | ||
94 | Правописание союзов | 1 | 24 неделя | ||
95, 96 | Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз | 2 | 24 неделя | Развитие речи | |
97, 98 | Повторим изученное в разделе «Союз» | 2 | 24-25 неделя | ||
99, 100 | Контрольная работа и ее анализ | 2 | 25 неделя | Контрольная работа № 7 | |
101 | Характеристика литературного героя | 1 | 25 неделя | Развитие речи | |
102 | Анализ типичных ошибок, допущенных при написании выборочного домашнего изложения | 1 | 26 неделя | Развитие речи | |
103, 104 | Резервные уроки | 2 | 26 неделя |
Четвертая четверть – 36 часов
уроков развития речи - 7 контрольных работ - 3
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактич-ая | ||||
Частица | |||||
105-107 | Понятие о частице | 3 | 27 неделя | ||
108 | Значение частиц | 1 | 27 неделя | ||
109 | Публицистический стиль речи | 1 | 28 неделя | Развитие речи | |
110, 111 | Правописание не и ни | 2 | 28 неделя | ||
112, 113 | Контрольная работа и ее анализ | 2 | 28-29 неделя | Контрольная работа № 8 | |
114, 115 | Интервью – жанр публицистики | 2 | 29 неделя | Развитие речи | |
116, 117 | Правописание не и ни | 2 | 29-30 неделя | ||
118 | Правописание не с существительными, прилагательными и глаголами | 1 | 30 неделя | ||
119 | Правописание не с причастиями и прилагательными, перешедшими из причастий, а также со словами состояния | 1 | 30 неделя | ||
120 | Правописание не с местоимениями | 1 | 30 неделя | ||
121, 122 | Повторение по разделу «Русская речь» | 2 | 31 неделя | Развитие речи | |
123, 124 | Сочинение по картине А.А.Рылова «Зеленый шум» | 2 | 31 неделя | Развитие речи | |
125, 126 | Повторение изученного в разделе «Частица» | 2 | 32 неделя | ||
127, 128 | Контрольная работа и ее анализ | 2 | 32 неделя | Контрольная работа № 9 | |
129, 130 | Грамматическая работа и ее анализ | 2 | 33 неделя | ||
131, 132 | Переход из самостоятельных частей речи в служебные | 2 | 33 неделя | ||
Междометие | 3 | 34 неделя | |||
133-135 | Понятие о междометии | 3 | 34 неделя | ||
Повторение изученного в 5-7 классах | |||||
136-137 | Повторение изученного в 5-7 классах | 1 | 35 неделя | ||
138, 139 | Контрольная работа и ее анализ | 2 | 35 неделя | Контрольная работа № 10 | |
140 | Резервный урок | 1 | 35 неделя | ||
Итого: 140 часов Из них РР – 28 КР - 10 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
Первая четверть – 18 часов
уроков развития речи - 4 контрольных работ - 2
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактич-ая | ||||
1 | Русский язык – национальный язык русского народа | 1 | 1 неделя | ||
Язык. Правописание. Культура речи Повторение изученного в 5-8 классах | |||||
2 | Повторение изученного: фонетика, орфоэпия, графика | 1 | 1 неделя | ||
3 | Повторение изученного: лексика, морфемика, словообразование | 1 | 2 неделя | ||
4 | Повторение изученного: морфология, синтаксис | 1 | 2 неделя | ||
5, 6 | Орфография и пунктуация | 2 | 3 неделя | ||
7,8 | Контрольная работа и ее анализ | 2 | 4 неделя | Контрольная работа № 1 | |
9 | Повторение: типы и стили речи | 1 | 5 неделя | Развитие речи | |
10 | Сжатый пересказ | 1 | 5 неделя | Развитие речи | |
11 | Резервный урок | 1 | 6 неделя | ||
Сложное предложение | |||||
12 | Типы сложных предложений и средства связи между частями | 1 | 6 неделя | ||
13 | Текст. Способы и средства связи | 1 | 7 неделя | Развитие речи | |
14 | Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения | 1 | 7 неделя | Развитие речи | |
15, 16 | Контрольная работа и ее анализ | 1 | 8 неделя | Контрольная работа № 2 | |
17, 18 | Резервные уроки | 2 | 8 неделя |
Вторая четверть – 14 часа
уроков развития речи - 4 контрольных работ - 2
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактич-ая | ||||
Сложносочиненное предложение | |||||
19 | Понятие сложносочиненного предложения | 1 | 9 неделя | ||
20, 21 | Виды сложносочиненного предложения | 2 | 9-10 неделя | ||
22 | Использование ССП в речи | 1 | 10 неделя | Развитие речи | |
23, 24 | Контрольная работа и ее анализ | 2 | 11 неделя | Контрольная работа № 3 | |
Сложноподчиненное предложение | |||||
Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью | |||||
25 | Понятие сложноподчиненного предложения. Виды сложноподчиненного предложения | 1 | 12 неделя | ||
26 | Художественный стиль речи, язык речи и язык художественной литературы | 1 | 12 неделя | Развитие речи | |
27, 28 | Эссе: понятие о жанре | 2 | 13 неделя | Развитие речи | |
29 | Контрольная работа | 1 | 14 неделя | Контрольная работа №4 | |
30, 31 | СПП с придаточным определительным | 2 | 15 неделя | ||
32 | Резервный урок | 1 | 16 неделя |
Третья четверть – 20 часов
уроков развития речи - 3 контрольных работ - 3
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
По плану | Фактич-ая | |||||
33, 34 | СПП с придаточным изъяснительным | 2 | 17 неделя | |||
СПП с придаточными обстоятельственными | ||||||
35 | СПП с придаточным места | 1 | 18 неделя | |||
36 | СПП придаточным времени | 1 | 18неделя | |||
37 | Путевые заметки | 1 | 19 неделя | Развитие речи | ||
38, 39 | СПП с придаточным сравнительным | 2 | 19-20 неделя | |||
40, 41 | СПП с придаточным образа действия и степени | 2 | 20-21 неделя | |||
42 | СПП с придаточным цели | 1 | 21 неделя | |||
43, 44 | Контрольная работа | 2 | 22 неделя | Контрольная работа № 5 | ||
45 | СПП с придаточным условия | 1 | 23 неделя | |||
46 | СПП с придаточным причины и следствия | 2 | 23-24 неделя | |||
47 | Рецензия. Понятие о жанре. Деловая речь | 1 | 24 неделя | Развитие речи | ||
48 | Контрольная работа. Рецензия | 1 | 25 неделя | Контрольная работа № 6 Развитие речи | ||
49 | СПП с придаточным уступительным | 1 | 25 неделя | |||
50 | Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 | 26 неделя | |||
51, 52 | Контрольная работа | 2 | 26-27 неделя | Контрольная работа № 7 |
Четвертая четверть – 16 часов
контрольных работ - 2
№ п\п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Фактич-ая | ||||
СПП с несколькими придаточными | |||||
53, 54 | Понятие СПП с несколькими придаточными | 2 | 28 неделя | ||
55 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными | 1 | 29 неделя | ||
56-59 | Пробная экзаменационная работа | 4 | 29 неделя | Контрольная работа № 8 | |
Бессоюзное сложное предложение | |||||
60 | Понятие БСП | 1 | 30 неделя | ||
61 | БСП со значением перечисления и причины, пояснения, дополнения | 1 | 30 неделя | ||
62 | БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия | 1 | 31 неделя | ||
63 | Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | 31 неделя | ||
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | |||||
64-65 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 2 | 32-33 неделя | ||
66 | Итоговое повторение | 1 | 33 неделя | ||
67 | Контрольная работа | 1 | 34 неделя | Контрольная работа № 9 | |
68 | Резервный урок | 1 | 34 неделя | ||
Итого: 68 часов Из них РР – 12 КР -9 |
Литература
- Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы – М.:Дрофа, 2009
- Русский язык. Практика. 7 класс/под ред. С.Н.Пименовой.-М.: Дрофа, 2009
- Никитина Е.И.Русский язык. Русская речь. 7 класс. М.: Дрофа, 2009
- Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2002.
Для учителя
- Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
- Букчина В.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. — М., 1998.
- Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. — М., 1979.
- Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
- Валгина Н. С. Современный русский язык: Пунктуация. — М., 1989.
- Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. — М., 1980.
- Тригорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.
- Иванова В. Ф. Современная русская орфография. — Л., 1991.
- Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе.— М., 1985.
- Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. — Л., 1990.
- Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. — М., 1992.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 кл. —М., 1991.
- Колесов В. В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. — СП6., 1998.
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
- Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.
- Львова С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991.
- Львова С. И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. — М., 1995.
- Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. — М., 1989.
- Павлова В. П. Обучение конспектированию: Теория и практика. — М., 1989.
- Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
- Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
- Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1987.
- Скобликова Г. П. Обобщающая работа по орфографии. — М., 1994.
- Финтисова О.А. Уроки русского языка в 5 класс: поурочные планы (по программе Разумовской М.М.). – Волгоград: Учитель, 2006.
Школьные словари русского языка
1. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Карашева Н.Б. Школьный толковый словарь русского языка. - М.,
1998.
2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. - М.,
1994.
3. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. -
2-е изд. - М., 1998.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд. - М., 1998.
5. Орфографический словарь русского языка. Для учащихся средней школы. - 41-е изд. - М., 1990.
6. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произве-
дениям русских писателей XVIII-XX вв.) - М., 1996.
7. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - 2-е изд. - М., 1991.
8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и
происхождение слов. - М., 1997.
9. Школьный словарь иностранных слов ( под ред. В.В. Иванова). - 4-е изд. - М., 1999.
10.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. - М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой
Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...