Функционально-стилистический аспект изучения союзов
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Данная презентация показывает основные этапы работы по теме "Союз как часть речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Prezentaciya_opyta.ppt | 336.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Учебно-познавательные умения: а) опознавать союз по совокупности его признаков в тексте и отличать его от знаменательных и других частей речи; б) квалифицировать союзы; в) определять «общее» и «индивидуальное» дифференцированное значение союзов; г) проводить морфологический разбор союзов; д) определять функции союза в тексте; е) распознавать союзы – синонимы в предложении и тексте. . 2. Правописные: а) различать написание производных союзов от омонимичных им частей речи; б) пунктуационно оформлять различные синтаксические конструкции с союзами. 3. Речевые: а) правильно употреблять союзы в синтаксических конструкциях; б) использовать союзы в качестве средства межфразовой связи и для выражения смысловой зависимости предложений в тексте; в) употреблять союзы с учётом функционально – стилистической задачи; г) совершенствовать текст в соответствии с коммуникативной задачей.
Функции союзов Текстообразующая Выразительная Стилеобразующая
Речевые ошибки и недочеты учащихся, вызванные непониманием функции союзов логические ошибки (употребление союзов, не соответствующих смысловым отношениям в предложении и в тексте); излишнее употребление союзов; нецелесообразные повторы союзов; употребление союзов, не соответствующих стилю изложения; отсутствие необходимых союзов.
1 этап – умение находить союзы в данных текстах и определять их роль. Мой город Над Ахтубой, где голубые плесы И жгучее дыхание ветров, Растёт мой город На крутом откосе, Горя в зелёном пламени садов. И смотрит вдаль задорными глазами: Его просторы атакуют степь. И на земле, тоскующей веками, Взметнулась гордо новостроек цепь. (Ю. Логинова)
* * * Некогда в прилегающей к озеру степи кочевал бедняк, славившийся на всю округу своей справедливостью и радушием. Всякого заехавшего к нему гостя, будь то знатный бай или бедный чабан, он неизменно сажал на почётное место и угощал всем, что имел. Часто он и сам посещал своих земляков. И всегда его встречали как дорогого гостя. «Баскунчак», то есть главный гость, - так прозвал народ своего земляка. Так стали называть кочевье, где жил этот уважаемый человек. Позже это название перешло к озеру ,на побережье которого он кочевал. (Андреева Е.В.)
Ⅱ этап – творческое списывание текста. Задание: вставьте необходимые союзы. Я люблю на своей великой Родине всё: … её печальные тундры, … её реки, где суровый ум ЧЕЛОВЕКА и неутомимые руки воздвигли ажурную красоту шлюзов и плотин, … её новостройки, волшебно оживляющие бе…плодные недавно пустыни, … её дремучие леса, сохр…няющие исконное оч..рование пр..роды. … душа этой моей любви – «тот уголок земли» на берегу, матушки Волги, … я впервые познал ар..мат цветов … сотового мёда, с..неву весны … золото осени, блеск снега … холодок родниковой воды. (Н.Смирнов)
Ⅲ этап – редактирование текста Соль, дающая силы, стала считаться одним из источников жизни. И приравненная по своему значению к огню и солнцу, соль стала священной. Но с другой стороны, человек видел, что на почве, пропитанной солью, не растут и деревья, и травы и что в густосолёной воде не живут рыбы и раковины. Обилие соли уничтожает и жизнь.
Ⅳ этап – конструирование микротекста Подумайте, может ли ответ ученика на уроке географии начинаться с предложения «Наша область также граничит с Калмыкией». Почему? Напиши начало предложения и текста.
Речевое упражнение. Игра «Корректор» С успехом выступали как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля. В своем романе Толстой не только рисует картины великих сражений, но и мирный быт семьи Ростовых. Алеша спросил, что сплю я или хочу ли слушать его рассказ. Он купил не только учебники, а также тетради.
Дидактический материал Задание 1 Закончите пословицы, употребляя противительные союзы. 1. Не по словам судят… 2. На взгляд-то он хорош … 3. Мягко стелют … Задание 2 Составьте предложения, в которых были бы слова: За то зато За тем затем Итак итак От чего отчего Задание 3 Переведите с древнерусского: 1. Рече же им Ольга, яко мстила уже обиду. 2. Бысть гром велик, яко слышали в избе сидящи. 3. Сдумаша, яко изгонити князя своего.
Таблицы, используемые при изучении теме «Союз». Таблица № 1. РАЗЛИЧАЙТЕ. СОЮЗЫ ПИШУТСЯ В ОДНО СЛОВО. СОЧЕТАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ ИЛИ НАРЕЧИЙ С ПРЕДЛОГАМИ И ЧАСТИЦАМИ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО. 1. Тоже = также =и Вы тоже были вчера на спектакле? (= и вы были на спектакле?) Сегодня получилось то же самое, что было вчера. 2. Также = тоже = и Работайте также добросовестно. Ребёнок делал всё так же , как взрослые. 3. Чтобы В наше время, чтобы дружить, надо или жить вместе, или вместе работать. Что бы ни случилось, он всё равно придёт. 4. Зато = но Она не очень красива, зато добра и умна. Берись за то , к чему ты годен. 5. Итак (в значении вводного слова) Итак , вы ничего не хотите признавать? Он не подготовил уроки, и так он поступает уже не первый раз. 6. Причём, притом = в добавлении к этому, к тому же Она очень умна и притом привлекательна . При чём тут я? При том магазине работают разные киоски.
Таблица № 2. Данную таблицу учащиеся составляют сами по аналогии с таблицей № 1. ЗАПОМНИ. СОЮЗЫ. СОЧЕТАНИЯ СЛОВ С ДРУГИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ. Он не врал, зато часто фантазировал. Не за то волка бьют, что овцу съел (предлог + местоимение в винительном падеже) Итак , товарищи, начнём. И так было каждый день (наречие). Мы обрадовались, оттого что пришли. От того дома ничего не осталось.(предлог + местоимение в родительном падеже). Я закрыл глаза, потому что свет ярко вспыхнул. По тому , что ты делаешь, можно понять и цель твою. (предлог + местоимение в дательном падеже) Он не ужинал без Авдотьи, она также не ужинала без него. Он, так же как и раньше, посещает занятия (наречие + частица) Чемоданчик был грубый, притом фанерный. Это было ещё при том директоре (предлог + местоимение в предложном падеже) Я хочу жить, чтобы мыслить и страдать. Что бы вы не решили, я всё равно уеду (местоимение в винительном падеже + частица) Он сел в машину, чтобы уехать. Что бы придумать, чтобы не было скучно (местоимение в винительном падеже + частица)
Таблица № 3 С О Ю З Ы Простые И, но, если Составные Как будто, так как, потому что Сочинительные Соединительные [ 〇 и 〇 ] . [ ] , и [ ] . [ Как 〇 , так и 〇 ] . 2. Противительные [ 〇 , а 〇 ] . [ ] , а [ ] . Но, зато = но, однако, да = но 3. Разделительные [ 〇 или 〇 ] . [ ] , или [ ] . [ или 〇 , или 〇 ] . Подчинительные [ ] , (потому что …). [ ] , (когда …). [ ], (чтобы …)
Сочинительные Подчинительные Обозначают соединение: И Ни – ни Также, тоже Обозначают противопоставление: А Но Зато Обозначают причину: Потому что Оттого что Так как Обозначают время: Лишь только С тех пор как По мере того как Обозначает пояснение : То есть Обозначает цель : Чтобы Таблица № 4. Усвоение определения союза может облегчить данная таблица, на которой учащиеся, прежде всего, увидят различные группы тех слов, которые называются союзами, и осмысливают их значение и роль в предложении на примерах, данных в таблице. СОЮЗЫ
Занимательный материал по теме «Союз » Задание 1 Впишите союзы:
Задание № 2 ШАРАДЫ Две ноты, союз, Мой первый слог – на дереве. Все вместе – игра, Второй мой слог – союз. В которую любит А в целом я материя Играть детвора. И на костюм гожусь. (До – ми - но) (Сук - но)
Работы учащихся. Монологическое высказывание на тему «Язык – душа народа». Задание: в своем выступлении использовать различные виды союзов и их функции. Язык – эта душа народа. Язык – эта душа народа. Язык из века в век шел вместе с русским народом. И развивался, и совершенствовался вместе с ним. Какие-то слова появлялись, какие-то исчезали. Некоторые народы заимствовали слова из нашего языка, так же как мы брали слова из латинского, греческого и других языков. С веком открытий в наш язык пришли такие слова, как «механика», «мотор», «машина» и другие. Когда в жизнь приходят новые технологии, то в языке появляются новые слова. Одни из них модернизировались, иные остались, но не часто используются. Язык шел и менялся вместе с народом, но если не станет народа, то некому будет на нем говорить. Сейчас судьба русского языка в руках русского народа. Помните: пока у народа есть душа, язык жив. Ржавитин Денис, ученик 7А класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты изучения античной литературы
Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе...
Некоторые аспекты изучения античной литературы
Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе...
Аспекты изучения рассказа А.П.Чехова "Тоска" в 9 классе
Статья поможет подробно рассмотреть рассказ, обратив внимание учащихся на его стилистические, сюжетные, нравственные особенности. Малый по объёму, но объёмный по содержанию рассказ воспитывает душу, б...
Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности
Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...
Система изучения морфологии в функционально-стилистическом аспекте
Наша работа еще одна из попыток разработки методического обеспечения для реализации функционально-стилистического подхода на уроках морфологии.Целью данной научно-методической разработки является созд...
Теоретические аспекты изучения познавательной мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста
Понятие учебной мотивации, структура и виды....
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
C введением в отечественную науку термина «концепт» в аппарате современной лингвистики стали разрабатываться, апробироваться и совершенствоваться методики концептуального анализа. Как заме...
Комментарии
Очень полезный материал.