МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
статья
C введением в отечественную науку термина «концепт» в аппарате современной лингвистики стали разрабатываться, апробироваться и совершенствоваться методики концептуального анализа. Как замечает В. Телия, «смысл концептуального анализа – проследить путь познания смысла концепта и записать результат в формализованном семантическом языке» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezis_metodicheskiy_aspekt_izucheniya_kontseptov.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 821.161.1
Н.Н. Ралдугина
(магистрант 1 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «Языковое и литературное образование», Институт филологии, массовой информации и психологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Предметом анализа является методика изучения концептов, актуальная при подготовке к итоговому метапредметному сочинению. Владея современными когнитивными методами обучения, педагог-словесник может эффективно решить задачу подготовки учащихся к аттестации.
Концепт, концептуальное исследование, контекстуальный анализ, ассоциативный эксперимент, рецептивный эксперимент.
C введением в отечественную науку термина «концепт» в аппарате современной лингвистики стали разрабатываться, апробироваться и совершенствоваться методики концептуального анализа. Как замечает В. Телия, «смысл концептуального анализа – проследить путь познания смысла концепта и записать результат в формализованном семантическом языке» [Телия 1996: 97].
В зависимости от того, какие концепты подлежат рассмотрению, исследователь обращается как к наивной, так и к научной картине мира говорящего. Если речь идёт о концептах, за которым стоят конкретные предметы объективной деятельности, большее значение приобретает внеязыковая направленность, наблюдение и интуиция исследователя [Вежбицкая 1996: 11].
Как отмечают З.Д. Попова и И.А. Стернин, вся совокупность речевых средств, репрезентирующих концепт в языке на данном этапе его развития, не может дать полной картины его развития, однако именно через языковые средства можно лучше всего получить доступ к концепту: «слово является средством доступа к концептуальному званию» [Попова, Стернин 2007: 79].
Считается, что «чем больше методов и приёмов использует исследователь, тем больше признаков концепта он выявит, тем ближе к истине будет построенная модель концепта» [Попова, Стернин 2001: 152].
Предпочтение в методике отдаётся анализу языковых единиц, однако, в ряде случаев привлекаются и неязыковые данные. Например, современная культурология оперирует языком визуальных конценптов.
В качестве метода концептуального исследования активно используется анализ словарных дефиниций тех или иных слов, объективирующих конкретный концепт культуры. В лексикографических определениях часто сконцентрирована важная характеристика концепта, их изучение даёт важную, с точки зрения культурологии, информацию для исследователя [Попова, Стернин 2001: 14]. Семантика ключевой лексемы, именующей концепт, лучше всего отражает ядро концепта. Анализ дефиниций синонимов ключевого слова пополняет содержание концепта при помощи дополнительных дифференциальных признаков.
Эффективным приёмом при подготовке к итоговому сочинению является изучение устойчивых единиц языка – фразеологизмов, пословиц, поговорок, составляющих интерпретационное поле концепта и позволяющих судить о ценностном компоненте концепта (в терминах В.И. Карасика). По мнению В.Н. Телии, «в корпусе фразеологии, паремиологическом фонде, в системе устойчивых сравнений запечатлены образы-эталоны, характерные для данного языкового коллектива» [Телия 1996: 96]. Особо значимым источниками фразеологический и паремиологический фонды языка становятся при исследовании концепта в его диахронном аспекте.
Весьма информативными для исследования концепта становится контекстуальный анализ различных типов дискурса (публицистического научного, художественного, рекламного и т.д.). Изучение фрагментов актуальных публицистических и рекламных текстов дают представление о ценностной составляющей концепта на современном этапе.
Кроме того, в концептуальных исследованиях оказывается эффективным рецептивный эксперимент, проводимый методом анкетирования, в котором испытуемых просят привести субъективную дефиницию имени концепта. Указанный приём позволяет получить обильную информацию о восприятии и интерпретации исследуемого концепта сознанием. Полученные результаты обобщаются, подобно результатам ассоциативных экспериментов, и исследователь получает набор концептуальных признаков, упорядоченных по яркости и сознании носителей того или иного языка.
Описание концепта, по В.И. Карасику, – это специальные исследовательские процедуры толкования значения его имени и ближайших обозначений: 1) дефинирование (выделение смысловых признаков); 2) контекстуальный анализ (выделение ассоциативно связанных смысловых признаков); 3) этимологический анализ; 4) паремиологический анализ; 5) интервьюирование, анкетирование, комментирование [Карасик 2002:92]. Эта процедура определяет алгоритм работы с концептом в рамках школьной программы.
Список литературы:
- Вежбицкая А. «Язык. Культура. Познание» М.: Pуcские словари, 1996.
- Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
- Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001.
- Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ. Воронеж: Истоки, 2007.
- Телия В. Школа «Языки русской культуры», М.: 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе
В данной статье рассматриваются лингвистический и методический аспекты мзучения текста в школе.Необходимость комплексного анализа текста на уроках русского языка и литературы в средней школе осо...
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера — сочинение-рассуждение на заданн...
Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов
В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении....
Формирование метапредметных умений в аспекте интеграции различных предметных областей на уроках математики при подготовке к ЕГЭ.
В работе рассмотрены особенности интегрированного урока, виды, планируемые результаты, примеры проведения интегрированных уроков....
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ
Статья посвящена методическому анализу в рамках подготовки к метапредметному сочинению. Новое содержание эта работа приобретает в среднем школьном звене – с 5-го класса. Очевидно, что навыки смы...
Система подготовки к итоговому метапредметному сочинению в 11 классе на примере концептов «Честь» и «Бесчестие»
Конспекты уроков (подготовка к метапредметному сочинению)...
Методическая разработка по русскому языку "Подготовка к итоговому сочинению" (8-9 классы)
Работа с текстом на уроке русского языка....