Некоторые аспекты изучения античной литературы
статья по литературе по теме

Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ob_izuchenii_antichnoy_literatury.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

О нравственно-эстетических аспектах изучения античной литературы в школе.

Ступка Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ№2 г. Усть-Лабинска

 В современном мире, где технический прогресс получил бурное

развитие, оставив далеко позади духовные, нравственные искания общества, характерной тенденцией становится интенсивный рост его машинизированного интеллектуального сознания.

   В этих обстоятельствах огромное значение приобретает гуманитаризация образования, приоритет в школах гуманитарных дисциплин, способных воздействовать на эффективность учебно-воспитательного процесса и формирование нового мышления.

  Именно поэтому содержание, формы и методы преподавания литературы в школе, являясь началом нравственного, эстетического воспитания, приобретают огромное значение. Художественное слово расширяет эстетический кругозор человека, воспитывает его интуицию, которая лежит в основе всякого креативного труда, и которую нельзя заменить никакой машиной, даже самой совершенной.

 Изучение античной литературы в школе создает огромные возможности в   обогащении духовного потенциала учащихся, в формировании творческой личности.

   Роль всемирной литературы в интеллектуализации человека, развитии его креативного  мышления, укреплении научного мировоззрения и воспитании гуманистической направленности трудно переоценить.

  Задача изучения зарубежной классики выражается в том, что она помогает познать в художественных образах мир прошлого, оценить его красоту, гуманность, критически взглянуть на негативные стороны бытия, увидеть в изучаемом произведении отражение эпохи и собственную позицию автора.

     Об огромном воздействии произведений народной классики на формирование личности говорили выдающиеся деятели науки и культуры. «Мы одарены известными способностями, но своим развитием обязаны тысяче воздействий на нас великого мира…,признавался Гете. – Я за многое должен благодарить греков и французов; я бесконечно обязан Шекспиру, Стерну и Гольдомиту».

   А.С. Пушкин считал, что каждый образованный европеец должен «иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности».

Знакомя учащихся с художественными достоинствами лучших произведений античной литературы, важно делать акцент на нравственных, эстетических аспектах содержания этих произведений, на поднимаемых ими извечных вопросах о смысле бытия, о месте человека в обществе, о гармонии долга и чувства, о роли морали, разума, знаний …

  Вся современная культура, как западно-европейская, так и русская, построена на фундаменте античной культуры, в которой огромное место занимает мифология. Без знания древнегреческой мифологии невозможно постижение в полной мере и европейского, и русского искусства.

    Если исходить из этих предпосылок, представляется недостаточным объем изучаемых в школе произведений античных авторов.

    Необходимо отметить, что за последние несколько лет наметилась тенденция более глубокого изучения античной литературы в школе. В новых программах по литературе, например, для средней общеобразовательной школы  программе  Кутузова А.Г. предусматривается частичное знакомство с мифологией и жанрами античной литературы, с отдельными главами поэмы Гомера «Одиссея».

     Включение в программу 6 класса мифов народов древних славян, Древней Греции, Древней Индии, скандинавских стран и Северной Америки можно одобрить, но важно при этом избежать отрывочного, фрагментарного изучения этого материала в контексте мировой литературы, мировой художественной культуры. Знакомство с древними поэтическими сказаниями позволяет глубже проникнуть в мир нравственных и эстетических ценностей далеких эпох.

  Углубленное изучение античной мифологии, с которой начинается приобщение к античному искусству, предполагает правильное определение понятие «миф», которое имеет несколько разных толкований.

    Само слово «миф» заимствовано из греческого языка и обозначает «сказание», «повествование», «вымысел». Традиционное толкование сводилось к тому, что миф – это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека пыталась объяснить непонятные и грозные явления окружающего мира и найти ключ к овладению силами природы. Одним словом, мифы  воспринимались лишь как сказки о богах и героях. Словарь античности дает мифу следующее определение: «Это форма общественного сознания, возникшая в условиях сравнительно низкого уровня социального развития и отражающая в виде образного повествования фантастические представления о природе, обществе и личности».

     Между тем, по утверждению известного исследователя и историка античности А.Ф. Лосева, «миф есть сама жизнь», «миф есть само конкретное бытие», «миф есть реальность».

   То, что мифы о богах и героях имели своим источником реальную действительность, осознавалось еще в глубокой древности. Например, древнегреческий философ Эвгемер, живший в IVвеке до н.э., считал, что боги – всего лишь обожествленные современниками знаменитые люди, отличавшиеся от других своими способностями, героическими деяниями, умом…

    А наш современник Щербаков В.И., писатель и ученый, посвятивший ряд исследований Атлантиде, высказывает предположение, что олимпийские боги Древней Греции на самом деле являются потомками атлантов, працивилизации, существовавшей предположительно 12-15 тысяч лет назад, и о которой рассказал древнегреческий философ Платон.

   Более того, поверив в истинность содержания древнегреческих мифов, Щербаков в 70 – е годы пытается разложить «божественную амброзию», даровавшую бессмертие олимпийским богам, на составляющие ее химические элементы: теллур и три других, химические соединения которых в микродозах препятствуют окислению и полимеризации тканей тела и таким образом способствуют продлению жизни.

    По содержанию мифа о сыне бога солнца Гелиоса Фаэтоне, неудачно проехавшем на огненной колеснице отца по небосклону и вызвавшему на Земле многочисленные пожары, некоторые современные ученые-физики пытаются выявить причины прошлых глобальных катаклизмов на планете, а также вычислить сроки приближения к ней кометы Галлея.

     Сложно делать заключение о том, насколько реальны утверждения этих и других авторов столь смелых гипотез, ибо официальная наука не дает конкретного ответа. Но один из таких исследователей, наш соотечественник Генрих Шлиман, уверовав в реальность содержания гомеровских поэм, посвятил всю свою жизнь поискам легендарной Трои и раскопал-таки ее в конце прошлого века!

     Знакомство школьников с мифами народов мира в контексте мировой художественной культуры позволяет приобщиться к жизни предыдущих поколений, их мыслям, чувствам, представлениям об окружающем мире. И история литературы разворачивается в огромную панораму жизни человечества. Дети учатся мыслить планетарно, расширять свое сознание, что очень важно для нашей действительности, в которой человек, возомнивший себя царем Природы, пребывает в явной дисгармонии с окружающим миром. Между тем древние люди, греки, например, удивительно гармонично вплетались в окружающий мир, космос, ощущая себя его органичной частицей.

В заключение хотелось бы сказать, что античная литература - очень важная составляющая школьного курса литературы. Без подробного ее изучения невозможно воспитать лучшие человеческие качества, которые присущи героям произведений этого периода.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты изучения античной литературы

Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе...

Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности

Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...

Некоторые аспекты внедрения новых речевых технологий.Конспект урока литературы в 11 классе «Тайны поэтического ремесла».

Статья содержит краткое описание опыта работы по внедрению новых речевых технологий.В качестве примера предлагается конспект урока литературы в 11 классе с использованием лингвопоэтического анализа и...

Некоторые аспекты изучения темы "Логарифмы" 11 класс

Материал содержит описание изучения темы "Логарифмы", презентации к урокам "Понятие логарифма", "Свойства логарифма"...

Некоторые аспекты повышения эффективности изучения лексики иностранного языка

Автор анализирует способы повышения эффективности изучения новых слов иностранного языка. В статье даются рекомендации по применению действенных стратегий и устранению трудностей в освоении лексики....

Культурологический аспект изучения литературы в школе

ФГОС по литературе среди предметных результатов освоения программы предполагает, что ребенок должен научиться осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне...

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ «ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье предпринята попытка суммировать теоретические результаты изучения предшествовавшими исследователями относительно нового явления «дистанционное обучение». Был осмыслен и проанализи...