ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПОНЯТИЯМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ
методическая разработка
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПОНЯТИЯМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_priemy_raboty_s_ponyatiyami_duhovno-nravstvennogo_i_religioznogo_soderzhaniya.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПОНЯТИЯМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Русский язык, родная речь – это основа национального самосознания россиянина, независимо от того, где ему придется жить в дальнейшем. И учителя должны стараться на занятиях духовно-нравственного цикла формировать духовное отношение к русскому языку, глубокий и сердечный интерес к его изучению. В преподавательской деятельности важно научить детей говорить с учителем на одном языке. Искажение смысла слова влечёт за собой наполнение его новым содержанием. И если без осмысления подходить к значению понятий, имеющих отношение к базовым ценностям, то в результате поменяется и смысл всей человеческой жизни. Суть преподавания предметов духовно-нравственного цикла заключается, собственно, в одном – в необходимости объяснить обучающимся, что обозначают такие ценностные понятия, как «человек», «жизнь», «вечность», «душа», «успешность», «отцовство», «отечество» и др. Если класс поймёт учителя и начнёт говорить с ним на одном языке, это и будет показателем результативности преподавательской деятельности. Поэтому в основе методики работы с понятиями православной культуры лежит, во-первых, их правильное усвоение самим преподавателем, во-вторых, умение передать лексическое значение и духовный смысл слов ученикам. Осознание значения духовно-нравственных категорий чрезвычайно важно для воспитания молодого поколения, поскольку дает стимул развития всем внутренним силам человека.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПОНЯТИЯМИ
Серьезное отношение к словам необходимо формировать у учащихся на всех этапах работы с текстами духовно-нравственного содержания. Цели данной технологии: Научить школьников понимать каждое слово в предложении предоставляемых текстов духовно-нравственного содержания. Помочь учащимся осознать необходимость более внимательного отношения к каждому употребляемому, написанному слову; уяснить существование духовной интерпретации понятий «свобода», «любовь», «подвиг», «совесть», «нравственность», «добро» и др. Формировать умения сотрудничать в группе при выполнении задания, слушать и слышать другого. Формировать чувства личной ответственности, сопричастности к тому, что ученик говорит и слышит. Воспитывать у учащихся уважение к родному языку. Учитель начинает с объяснения того, что понимание слова – это представление (видение, слышание, осязание и т. п.) образов тех предметов или явлений, которые они обозначают. Но не только представление. В контексте Православной культуры полное понимание слова произойдет тогда, когда ученик осознает духовную, философскую составляющую этого слова. Выражаясь бытовым, мирским языком, поймет, для чего слово служит, что можно делать с предметом или явлением, обозначенным словом (о структурных особенностях не сказано, если бы было: какие значения содержатся в однокоренных словах, как меняется смысл слова, при изменении его морфемного состава и т. п., тогда можно говорить о структуре слова). Занятие проводится следующим образом:
1. Класс делится на малые группы.
2. Каждая группа получает текст, в котором поставлены вопросы духовного и нравственного содержания (периодическая литература, тексты из житийной литературы). Во всех группах тексты могут быть как одинаковыми, так и разными, при этом понятия, использованные в них, должны быть одинаковые.
3. Учитель сообщает, что необходимо найти непонятные слова в предложениях и выяснить их значение с помощью энциклопедического 93 словаря «Симфония. По творениям святителя Тихона Задонского» и других справочных изданий, представленных на уроке, а также с помощью консультаций учителя.
4. В группах идет работа над текстом. Учащиеся в совместной работе стараются найти незнакомые, непонятные слова и выяснить их значение.
5. После того, как задание выполнено, начинается «огонь по малой группе». Очередность групп, отвечающих и задающих вопросы, может определяться по жребию. Все группы задают по очереди вопрос вначале одной группе, потом второй и т. д. Например: Одна из групп задает вопрос. Представитель группы, которой задается вопрос, должен сразу ответить. Время на обдумывание давалось на третьем этапе. После ответа на вопрос одна из групп оценивает его правильность. Это могут быть баллы от 0 до 2. Может быть предложена и другая система оценок. Группа экспертов назначается поочередно, из числа групп, которые задают вопросы. Задается вопрос представителем другой группы. Звучит ответ, и дается оценка ответа экспертной группой, в роли которой может выступать любая группа, в том числе и та, которая задавала вопрос до этого. 6. Подведение итогов. Учитель может назвать группу, которая набрала больше баллов. Дается уточнение слов, значение которых понималось неправильно. Данная работа может иметь и другой сценарий. В качестве экспертов, оценивающих содержание вопросов, ответов, могут выступать учащиеся, которые были выбраны на эту «должность». Развивать духовно-нравственное самоопределение детей можно очень простыми способами, незаметно для самих учащихся, без высоких слов, от которых ребята очень устают. Можно использовать интересные приемы работы со словами духовно-нравственного содержания: Сформулировать определение понятия на основе уже имеющихся знаний и представлений о данном понятии. Сравнить различные определения одного и того же слова, выделяя характеристики, которые наиболее точно дают представление о нём. Из ряда предложенных слов и словосочетаний выбрать то, которое подходит для толкования данного понятия. Из предложенных (вразброс) слов и словосочетаний составить толкование понятия. Из нескольких определений выбрать то, которое содержит наиболее полное толкование изучаемого понятия. Если слово достаточно сложное для понимания или имеет несколько значений, можно организовать беседу по вопросам. Установить смысловую связь между понятиями, используя анализ схем. Разгадать кроссворд, составленный из основных понятий урока. Найти близкие и противоположные понятия. Выделить слова, выражающие смысл понятия. Проанализировать этимологию слова. Подобрать ассоциации к понятию, что поможет глубже раскрыть его суть. Перечисленные формы работы с понятиями, относящимися к православной культуре, можно успешно использовать на других уроках как элементы, наполняя их содержанием, соответствующим теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию.
Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...
Модули к урокам истории в основной школе по реализации Концепции духовно - нравственного воспитания и развития.
Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации государства. Развитие современного общества непосредственным образом зависит от гражданс...
Духовно-нравственные ценности и религиозные традиции старообрядчества. Гуслицкий скит о. Леонтия
Данная статья может быть отнесена к преподаванию истории ,краеведения,МХК....
Методы или приемы работы с понятиями на уроке биологии
В данной призентации раскрывается технология способа диалектического обучения при работе с понятиями на уроке биологии....
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...
Использование эффективных приемов в процессе формирования духовно-нравственной личности
Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменени...
Основные приемы работы с инструментами и приспособлениями для ручных работ
Основные приемы работы с инструментами и приспособлениями для ручных работ...