Методы или приемы работы с понятиями на уроке биологии
презентация к уроку на тему

Герасимова Надежда Юрьевна

В данной призентации раскрывается технология способа диалектического обучения при работе с понятиями на уроке биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_ili_priemy_raboty_s_ponyatiyami.pptx663.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа: Методы или приемы работы с понятием на уроке биологии Герасимова Надежда Юрьевна, МОУ Школа с. Белоярск , Приуральского района, ЯНАО, Учитель биологии

Слайд 2

План темы Тезаурус слова «Понятие» или « термин» Классификация биологических понятий Категории специальных понятий Состав понятия Методы или приемы работы с понятием на уроке биологии

Слайд 3

Тезаурус слова «понятие » или «термин» Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам . ( Философский словарь. — СПб. 1911. — С. 205 ) Научные понятия — это слова, которые ребёнок узнаёт в школе, термины, встроенные в систему знаний, связанные с другими терминами . ( Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. Гл. 5; Сахаров Л. С. О методах исследования понятий. «Психология », 1930) Термин - единица конкретной терминологической системы, поэтому терминология-это система взаимосвязанных терминов, обозначающих систему понятий какой-либо области знаний . Термин , как правило, выполняет две функции: служит названием понятия и отражает содержания понятия.

Слайд 4

Классификация биологических понятий Группы понятий Определение группы Примеры Простые Первичные понятия, соответствующие отдельным элементам основных наук. Фотосинтез Смежные Более обобщенные понятия включающие в себя ряд простых Лист-орган цветкового Смежные включающие в себя ряд растения. Специальные Понятия развивающиеся в пределах одного школьного курса. Понятия о растительном организме, об организме человека Общебиологические Сквозные понятия, включающие знания о биологических закономерностях строения, жизнедеятельности и развития живой природы Обмен веществ и превращение их энергии, эволюционное развитие мира

Слайд 5

Категории специальных понятий

Слайд 6

Фрагмент сборника понятий по теме «Цветок и плод» № п / п Понятие Содержание Объем 1 Цветок Сложный орган растения, состоящий из цветоножки, цветоложа, околоцветника, тычинок и пестика. Видоизмененный укороченный побег, развивающийся из цветочной почки. По наличию околоцветника 1.1. С околоцветником 1.2. Без околоцветника Околоцветник Совокупность чашечки и венчика По строению 1.1. Простой 1.2. Двойной Простой околоцветник Околоцветник, в состав которого входят листочки только одного типа Например: щавель Двойной околоцветник Околоцветник в состав которого входят чашелистики и лепестки Например: вишня Без околоцветника Растения, цветки которого лишены околоцветника Например: ива плакучая

Слайд 7

Осведомленность Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа: Главная часть цветка … Односемянные плоды (костянка) имеет …

Слайд 8

Определение понятий Отметьте знаком «+» правильное содержание понятий, знаком «-» неправильное

Слайд 9

Деление понятия Найди лишнее понятие и объясни свой выбор

Слайд 10

Обобщение понятий Обобщите понятие, указав ближайшее родовое понятие

Слайд 11

Аналогия Из трех понятий, указанных под буквами А, Б, С, выпишите только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных понятий

Слайд 12

Отношения между понятиями. Круги Эйлера. Отразите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера А – завязь; Б – пестик; В – цветок; Г – плод.

Слайд 13

Найти противоположность Сочный Многосемянной Невскрывающийся Зерновка Цепляющиеся Рогоз Черемуха Односемянной Костянка Сухой Мятлик Летучие Лопух Вскрывающийся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приемы работы с текстом на уроках биологии и географии"

В данной статье описаны приемы работы с текстом, необходимые при формировании УУД. В основе представленных приемов лежат технологии развития критического мышления с небольшими изменениями, позволяющим...

Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации

Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информаци...

Инновационные методы и приемы работы с учащимися на уроках профильного труда (швейное дело)

Инновационные методы и приемы работы на уроках профильного трудаУчителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это ст...

Разработка мастер-класса с применением приемов работы с обучающимися на уроках биологии.

Представлена разработка мастер-класса по теме "Новые подходы в обучении биологии"...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...