Духовно-нравственные ценности и религиозные традиции старообрядчества. Гуслицкий скит о. Леонтия
статья по краеведению на тему
Данная статья может быть отнесена к преподаванию истории ,краеведения,МХК.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственные ценности и религиозные традиции старообрядчества. Гуслицкий скит о.Леонтия.»
Учитель: Пшеничникова И.Г.учитель истории и обществознания
МБОУ « Мисцевская основная общеобразовательная школа №1»
Под кровом храма, здесь, мы все - родные,
Мы все - единая и дружная семья,
И старцы белые, и девы молодые,
Она и он, они и вы, и я.
Духовно-нравственные ценности старообрядчества являются важной темой в современном мире. В настоящее время эта тема обрела второе рождение в связи с общим вниманием к истории России и значимости исследования такого культурно-исторического феномена, как церковный раскол и его духовной культуры. Я представляю Орехово-Зуевский район, так как наша школа расположена рядом с одним из удивительных мест связанных с историей старообрядчества.
Это Гуслицкое селение Беливо, которое является одним из самых интересных и с исторической, и с культурной точки зрения местом. Истари оно было важнейшим старообрядческим центром Гуслицкого края, именно рядом с Беливо располагался самый крупный из гуслицких монастырей-обитель старца Леонтия. Помимо нее в окрестных лесах, на «гривах» - лесистых островах среди топких болот, существовали и другие монастыри.
Для древнеправославных иноков здесь было самое спокойное место. Этому спокойствию способствовала и самая дикая, не тронутая до второй половины XIX столетия природа, пограничье этой местности с Покровским уездом Владимирской губернии, а также практически сплошное старообрядческое окрестное население. В селении Беливо стояли «с самых времен раскола» старообрядческие общественные храмы-моленные. Беливо с одной стороны было обычным старообрядческим селением, одним из десятков входивших в знаменитые Гуслицы.
С другой стороны, с самого начала никоновского раскола Беливо было важным духовным центром гуслицкого, да и не только гуслицкого староверия. В приход входило восемь населенных пунктов: Беливо, Загряжская, Тереньково, Смолево, Новое, Стенинская, Дуброво и Заволенье, с 5 тысячами прихожан.
Самым известным мужским монастырем в Гуслицах, основанный приблизительно вскоре после никоновского раскола во второй половине XVII столетия, монастырь о. Леонтия. Но не смотря на известность обители, информации о ней весьма мало. Этот старинный духовный центр фактически никогда серьезно не изучался. Сведения о нем составлены на основе публикаций прошлого, рассказов старожилов, собранных автором и исследователем-краеведом В.Д. Огурцовым. В 1910 году в старообрядческом журнале «Златоструй», в двух выпусках, был опубликован любопытный материал, посвященный нескольким самым известным гуслицким монастырям в районе Беливо.
« В трех верстах от селения Белево Богородского уезда,- на границе трех губерний: Московской, Владимирской и Рязанской, на гористой местности, покрытой сосновым, некогда непроходимым лесом, в 1671 году был основан старообрядческий мужской монастырь. Существовавшие в монастыре стройное пение и выразительное чтение, строгое исполнение церковного устава, суровая жизнь братии - все это привлекало толпы богомольцев из окрестных селений и снискало монастырю заслуженное уважение и любовь гусляков. Год от года монастырь рос с невероятной быстротой. Число братии достигло более 150 человек. Были выстроены: монастырская гостиница, здание библиотеки и мн. другое.
Одной из больших заслуг монастыря перед старообрядческим миром является монастырская школа славянского чтения и крюкового пения, которая существовала при монастыре более 100 лет. В конце XVII столетия монастырь находился в полном расцвете. При монстырской гостинице в праздничные дни велись духовно- нравственные беседы, послушать которые собирались жители изо всех селений Гуслиц в огромном количестве.
С монастырской колокольни раздавался прекрасеный сильный звон, созывающий на молитву братию и окрестных крестьян-старообрядцев. В это время настоятелем моастыря был о. Иерон. Он имел много знакомства среди старообрядческого купечества Москвы, которое помогало материально монастырю.
Новым настоятелем монастыря стал инок о. Леонтий, на которого пал жребий, был из числа братии этого же монастыря.Иноком о. Леонтий много путешествовал по монастырям русским и несколько раз бывал в Иерусалиме. Но недолго пришлось править монастырем новому настоятелю о. Леонтию: над монастырем нависли грозные тучи. Врагу рода человеческого было противно, что здесь так истово славилось имя Божье. По повелению императора Николая первого монастырь был полностью разрушен, братия разбежалась по лесам, некоторые были схвачены властями и заключены в темницы, где и пострадали за веру Христову, перенося тяжкие томления…
Но святое место не было забыто. Селение Беливо, с его приходом, располагавшимися в окрестных лесах монастырями и их духовной ролью в старообрядческих Гуслицах, ныне стали историей. В настоящее время Беливо еще можно считать старообрядческим, однако деревня как и большинство других селений Гуслиц, постепенно превращается в поселок , куда приезжают в основном летом на дачу. Но всю эту историю нам нужно помнить, чтить и уважать. То далекое пошлое должно служить примером для молодого поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника, направленного на духовно-нравственное воспитание дошкольников в православных традициях «Пасху радостно встречаем, Вас на праздник приглашаем!».
Данное мероприятие рассчитано на детей средних и старших возрастных групп дошкольного учреждения, а также разновозрастных групп малокомплектных детских садов....
Духовно – нравственные основы семь и народные традиции в семейном воспитании.
духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры. Справиться семье с такой ...
Статья "«Духовно-нравственное воспитание через культуру и традиции старообрядцев.»
На всем протяжении существования человечества у каждого народа материнский язык, традиции, обычаи, духовно- нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Различными народами в процес...
Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время увеличился интерес к духовной сфере жизни человека, проблема духовно-нравственного воспитания школьников становится одной из наиболее актуальных. Это получило отражение и в программн...
Проект духовно-нравственного направления "Ценности, которым нет цены..." (в рамках городского проекта Компетентные родители)
Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности...
Духовно –нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни. Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение зна...