Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию.
статья на тему
Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_avgust_konferenciya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы школы по духовно – нравственному воспитанию.
Л.В. Седова.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной.
Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.
Глубокая духовность древнерусского образования обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры. В древнерусской литературе нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не могущей очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений.
Но происходит смена эпох. И новые потребности времени требуют своих систем, своих методов и подходов в воспитании.
В статье 1 «Закона об образовании» Российской Федерации четко прописано: «Образование – это есть целенаправленный процесс воспитания и обучения».
Подчеркну – воспитание стоит на первом месте.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.
Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи.
Педагогический коллектив нашей школы со всей ответственностью осознает необходимость решения вопросов духовности в учебно-воспитательном процессе с учетом всего лучшего, что достигнуто в русской, советской и мировой педагогике за предыдущие годы.
Духовно-нравственная сфера стала одной из главных составляющих воспитательной системы школы, всего воспитательного процесса.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.
«В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
С целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств коллективом школы была разработана и принята к действию воспитательная личностно – ориентированная программа «Я- гражданин России»
Цель Программы - гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе общечеловеческих ценностей, патриотических и культурно-исторических традиций России.
Основными направлениями воспитательной работы по программе «Я - гражданин России» являются:
Блоки | Основными воспитательными задачами этого блока являются | |
Я и Я | 1) Формирование духовно-нравственных ориентиров. Работая в этом направлении, классные руководители нашей школы проводят беседы, часы общения, уроки культуры поведения, уроки нравственности ориентируют учащихся на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что определяет смысл жизни человека и его непрерывное духовно-нравственное совершенствование. Классные коллективы активно принимают участие в Акциях: «День пожилого человека; «Милосердия» по сбору одежды, книг, игрушек для учащихся из многодетных и малообеспеченных семей; в сентябре была оказана помощь пострадавшим от пожаров предметами первой необходимости. | |
Я и Отечество | Основными воспитательными задачами этого блока являются 1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. . Ежегодно в рамках данного направления проходят неделя «Мы – дети Победы», посвященная победе в Великой Отечественной войне: в ходе которой проводятся митинги памяти, конкурсы рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!,в течении всего учебного года в школе проходят уроки мужества, смотры строя и песни, встречи с ветеранами, тружениками тыла, с теми, чье детство выпало на суровые годы войны. Наши дети приняли активное участие в районной акции «Свет в твоём окне», во всероссийских акциях «Полотно Победы» и «Вахта памяти», в прошлом учебном году мы организовали свою школьную акцию «Ветеран в моём классе», вместе с ветеранами наши учащиеся заложили Аллею Славы. Всё это способствовало воспитанию гражданских качеств личности, таких как патриотизм, ответственность, чувство долга, уважение и интерес к военной истории Отечества, к событиям и участникам войны. В рамках направления «Я и мое Отечество» появились новые формы работы, такие, как кадетское движение. Кадеты – гордость нашей школы. В рамках реализации воспитательных задач этого блока в школе создан Музей «Моя малая Родина», который был открыт в 2010 году к 65-летию победы в Великой Отечественной войне Открытию школьного музея способствовала многолетняя поисковая работа учителей и учащихся, начатая еще в 80-е годы. Экспозиция музея состоит из четырех разделов: «Наша школа. Становление и развитие», «История нашего посёлка», «Помните через годы, через века», «История развития совхоза ГУП ПНО Пойма» Это результат работы школьного краеведческого общества «Искатели» Результатом работы этого общества является не только пополнение фондов музея краеведческими материалами, но и развитие интереса к своему родному посёлку, к своим корням, истории предков. Таким образом, достигается главная цель краеведческой деятельности – воспитание истинных патриотов своей Родины. Краеведческо-исследовательские работы наших учащихся занимают призовые места не только на районных, но на областных и Всероссийских научно- краеведческих конференциях
| |
Я и здоровье | Основными воспитательными задачами этого блока являются 1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. Для реализации задач этого блока большое место отводится работе по организации пропаганды здорового образа жизни. В системе проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика перед началом уроков, дни Здоровья, спортивные соревнования по волейболу, пионерболу, баскетболу ,футболу, Биатлону, лыжам, «Веселые старты», В течении последних лет наша школа занимает неизменно 1 место в спартакиаде школьников Луховицкого района. В системе проводятся классные часы по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании среди детей и подростков, Дни профилактики. | |
Я и культура | Основными воспитательными задачами этого блока являются 1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. В рамках реализации воспитательных задач этого блока учащиеся школы принимают активное участие в школьных и районных выставках декоративно-прикладного творчества, Учащиеся принимают участие в районных и региональных выставках детского рисунка. Ежегодно проводим школьный фестиваль танцевальных коллективов. Организованно коллективное посещение учащимися Культурно-выставочного центра. Широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания открываются в курсе «Основы православной культуры». Этот кружок в начальных классах и в кадетском классе ведет настоятель Храма Пресвятой Богородицы «Спорительница Хлебов» протоиерей Виктор. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитывать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. На занятиях кружка Отец Виктор дает детям представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. Учащиеся узнают о житие святых, рассматривают изображения икон и картин, знакомятся с сюжетами Библии, с православными праздниками.
| |
Я и семья | Основными воспитательными задачами этого блока являются 1) Формирование представлений о семейных ценностях. Для реализации задач этого блока мы проводим интеграцию воспитательных усилий семьи и школы. Это имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе школы определенное место. Она не ограничивается проведением родительских собраний Школа видит свою цель в работе с родителями в том, чтобы, вооружив их психолого-педагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы. В течение учебного года работает лекторий для родителей, перед ними выступают педагоги, психолог школы, работники правоохранительных и здравоохранительных органов. Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих повседневных проблем. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
| |
Я и школа | Основными воспитательными задачами этого блока являются 1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. В рамках этого направления мы проводим следующие мероприятия «Первый школьный звонок», «День самоуправления», День учителя», «Дни духовности и культуры», «Новогодний маскарад», «Здравствуй, зимушка-зима», вечер встречи с выпускниками, конкурсные программы, посвященные Дню защитника Отечества», Международному женскому дню, «Смотр строя и песни» День матери и семьи», КВН, День славянской писменности и культуры», праздник «Последнего звонка», «Здравствуй, лето!», Выпускной бал. | |
Я и планета | Основными воспитательными задачами этого блока являются 1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
В рамках данного направления проводятся трудовые десанты по уборке школьного двора и посёлка, озеленение и эстетическое оформление помещений внеурочной деятельности учащихся, создание «зеленых зон отдыха». Учащиеся школы принимают активное участие в ежегодной экологической акции по уборке родника от мусора | |
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Наши педагоги, изучая все лучшее, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность.
Проводимые в школе интегрированные уроки и внеклассные мероприятия представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Духовность - это человеческий капитал, который позволяет чувствовать свою причастность к жизни на более высоком уровне. Воспитание духовно богатой личности - наша общая задача. Культура и духовность прививаются человеку с детских лет на исконно русских традициях, на гуманности, на классической литературе и музыке, на вере - в семье, дошкольных и школьных учреждениях.
В 2009 году в нашей школе был создан кабинет духовного краеведения, который стал центром духовного просвещения молодёжи. Это научно-методическое многофункциональное объединение, которое было создано при непосредственном участии управления системой образования Луховицкого района и благочинного церквей Луховицкого округа.
Предметом деятельности нашего кабинета является создание системы духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи на основе изучения и возрождения православных традиций национальной русской духовной культуры, формирование духовно-нравственных ориентиров, основанных на любви к ближнему и всему окружающему миру с опорой в воспитании личности на православные ценности, изучение, обобщение и распространение опыта работы педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания и просвещения детей.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что одним из решающих факторов, влияющих на духовно-нравственное воспитание учащихся, является создание комфортной психологической атмосферы равноправия, ненасилия, утверждающей внутренние гуманные отношения педагога и обучающихся. Большая роль в этом отводится учителю. Прав был Ш.А. Амонашвили, который сказал: "Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию
Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...
Из опыта работы школы по духовно-нравственному воспитанию
В документе представлен отчет о работе коллектива школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся....
Описание опыта работы по теме:"Духовно-нравственное воспитание учащихся"
Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....
Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся
laquo;Всё начинается с семьи -Призывный крик ребёнка в колыбелиИ мудрой старости докучливые стрелы…Всё начинается с семьи…Умение прощать, любить и ненавидеть,Уменье сострада...
Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников. Проблемы. Решения»
. Выбор темы понятен и обусловлен рядом причин. И основная причина – не развал экономики, не смена полит системы, а разрушение личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, вел...
Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»
В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...
Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»
Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа» ...