Модули к урокам истории в основной школе по реализации Концепции духовно - нравственного воспитания и развития.
календарно-тематическое планирование по истории по теме
Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации государства. Развитие современного общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» мною были разработаны и апробированы модули к урокам истории России для основной школы. Создана система работы в рамках реализации Концепции ДНРВ на уроках истории в основной школе (6-9 кл) с соблюдением принципа преемственности. В 6 классе предлагается модуль «Устроители земли Русской» (История Россия с древнейших времен до конца XVIвека). Объединить достаточно обширный материал, который должен представить Русь в ее разнообразии, возможно введением основных интегрированных тем: I. Русь Древняя. IX-XI вв. «Великие подвижники Земли русской»; II.Древнерусские княжества и земли в XII- XIIIвв. Русские «чудотворцы»; III. Русь Московская. XIV-XVIвв. «Собирание русских земель». 7 класс представлен модулем «Развитие российской цивилизации. (Россия в XVII –XVIII вв)». Этот период времени освещает историю России, когда XVII век был последним веком «старозаветной» Руси и временем, когда появились первые «новшества», повлекшие за собой решительные преобразования Петра I и Екатерины II.В 8 классе школьники работают с модулем «Восхождение к личности»(История России 19 века). Задача программы модуля - “погрузить” ребят в мир истории и культуры России XIX века. Многие темы посвящены жизни и деятельности выдающихся писателей, художников, ученых, мыслителей, государственных деятелей этого времени. Дети знакомятся с важными событиями столетия, обращаются к проблемам гражданственности и патриотизма, ответственности личности перед обществом и государством, перед личностью. Все события, происходящие в России, совершались в условиях широкого плюрализма мнений, столкновения различных идей, споров, при противостоянии политических систем. Старшеклассники проявляют интерес к данным вопросам, пытаются найти ответы. С этой целью был разработан модуль «Россия в XX – начале XXI вв: поиск новых ориентиров» для учащихся 9 класса по истории России.Данная работа была проведена после прохождения курсов на базе ИПК и ПРО г.Ростов н/Д по проблеме «Приоритеты духовно - нравственного развития личности в процессе освоения содержания школьного социально-гуманитарного образования» в 2009 году. Опыт работы по реализации Концепции ДНРВ был представлен в районном конкурсе «Инновации в образовании – 2011», награжден дипломом победителя конкурса. На областной научно-практической конференции по теме «ДНРВ гражданина России XXIвека» участвовала в работе предметной секциии представленным опытом заинтересовались коллеги Ростовской области. Участие в Девятом областном конкурсе творческих работ имени святителя Дмитрия Ростовского отмечено «Благодарственным письмом» оргкомитета Донской епархии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moduli_po_realizacii_koncepcii_dnvr_na_urokah_istorii_v_osnovnoy_shkole.rar | 107.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное календарно - тематическое планирование модуля «Устроители земли Русской» по реализации концепции духовно – нравственного развития и воспитания школьников. 6 класс. Учитель Коробка И.И.
№ | Раздел | Тема /проблема | Направления ДНВР | Основное содержание /понятия | Методы, приемы, способы деятельности на уроке | Предполагаемые результаты | УМК |
1. | I. Русь Древняя. IX-XI вв. | Русь богатырская. Что стоит за легендами? | Нравственный выбор. Духовный мир человека. Смысл жизни. | «Откуда есть пошла Русская земля». Легенды о русских богатырях. Личность в истории: Гостосмысл, Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, Дир, Аскольд, Рюрик. | Литературно-историческая викторина. Решение проблемы: «Что стоит за легендами?» | Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. | Тексты былин. Компьютерная презентация «Былинные герои». Вопросы викторины. |
2. | Первые правители Древней Руси. Великие подвижники Земли русской. | Служение Отечеству. Межэтнический мир и согласие. Ценности религиозного мировоззрения. | Устроительница Киевского государства княгиня Ольга. Владимир Святой. Христианство на Руси. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Понятия: древнерусский народ; «закон русский», язычество, христианство, мировоззрение, православие, крещение. | Учебное исследование: «Вклад первых князей в формирование Древнерусского государства». Почему правителям Руси были даны исторические прозвища? С какими качествами личности и поступками это связано? Составление «памяток» по теме учебного исследования. | Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. | §4,5,6,9 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. §5-10 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. (документы). §4,7-9 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. (документы). Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §1, задания №1-2,стр.19. | |
3. | Культура и быт Древней Руси: самобытность и новаторство. | Духовный мир человека. Поликультурный мир. Эстетическое развитие. | Особенности культуры. Влияние христианства на древнерусскую культуру. Самобытность устного народного творчества, литературы, ремесла, художественного искусства, зодчества и быта. Понятия: патриотизм, самобытность, жития, подвиг, былины, миниатюры, иконопись. | Презентация краткосрочного проекта по выбранной теме: 1.Первые христиане на Руси. 2. Первые просветители на Руси. 3.Провозвестие Андрея Первозванного. 4. Прикладное искусство. 5.Русское зодчество. 6.Первые города. 7. Повседневная жизнь населения Древней Руси. | Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. | §7-8 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. §13 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. (документы). §6 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. (документы). Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §2, задания по выбору на стр.25-30. Компьютерная презентация, плакаты, выставка рисунков и репродукций. | |
4. | II.Древнерусские княжества и земли в XII- XIIIвв. | Меч и дипломатия Александра Невского. | Патриотизм. Формирование национального самосознания. Духовность. Социальная солидарность. | Героическое и возвышенное в ратных подвигах русских людей в Невской битве и Ледовом побоище. Александр Невский – образец служения Отечеству. Понятия: подвиг, патриотизм, самоотверженность, народное ополчение. | Урок – дискуссия: «В годы Великой Отечественной войны советское правительство учредило орден, которым награждались офицеры, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость, а также за руководство успешной операцией, в результате которой врагу был нанесен большой урон. Как вы думаете, почему этот орден носил имя Александра Невского?» | Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать. | §13 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. §22 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. (документы). §23 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. проблема №7, стр.196. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §4, задания по выбору на стр.47 - 54. Компьютерная презентация. |
5. | Дмитрий Донской. «Московское государство родилось на Куликовом поле…» (Ключевский). | Формирование национального самосознания. Становление национального государства. Нравственный выбор. | Личность в истории. Национальный подъем. Литературные памятники «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Понятия: государство, свобода, единство, героизм. | Урок решения познавательных задач: 1.Почему литературные памятники, рассказывающие о Куликовском сражении, называются «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище»? 2. С какой целью князь Дмитрий посетил Троицкий монастырь? 3. Можно ли утверждать, что с победой русских войск на Куликовом поле прекратилась власть Орды над Русью? 4. Согласны ли вы с утверждением В.О. Ключевского: «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты». 5. Какие причины сделали неизбежным открытое военное столкновение Москвы и Орды? 6. Почему княжение Дмитрия Донского открывает новый этап в истории Московского княжества? | Свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями. | §18 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. вопр.№2 §27 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. вопр.№1. §27 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. Вопр.№4-8. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §6, задания по выбору на стр.82 - 92. Компьютерная презентация. | |
6. | Русские «чудотворцы». | Представление о вере, ценностях религиозного мировоззрения. Высоконравственная духовность. Толерантность. | Особенности великорусского сознания. Феофан Грек, Андрей Рублев, Сергий Радонежский. Понятия: вера, мировоззрение, толерантность, духовность. Чудотворец. | Урок-конференция по теме: « Духовная и политическая деятельность русских «чудотвоцев». | Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. | §28 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. документы на стр 160-163. §26 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §3, задания на стр.37 - 42. Компьютерная презентация. | |
7. | III. Русь Московская. XIV-XVIвв. | «Собирание русских земель». | Национальная консолидация. Закон и порядок. Верность своей стране. | Иван III. «Государь всея Руси». Создание национального государства. Понятия: централизованное государство, закон. | Урок-исследование по проблеме: «Существуют различные точки зрения на процесс объединения русских земель. В.О. Ключевский писал, что «завершение территориального собирания северо-восточной Руси Москвою превратило Московское княжество в национальное Великорусское государство». А историк Н.И. Костомаров называл процесс объединения не «собиранием», а «забиранием». В чем разница позиций двух историков? Какая позиция вам ближе? Свой ответ обоснуйте. | Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. | §20 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. §29 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. вопр.№6-7 на стр 181. §30 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §11, задания по выбору на стр.156 - 162. |
8. | Византийское наследство. | Сбережение и распространение христианства. Межконфессиональный диалог. Нравственный выбор. | Россия. Символы России. «Москва – третий Рим». Особая роль России в христианском спасении человечества от зла. Понятия: Россия, православный государь, доктрина, династические браки. | Документальный практикум-решение проблем: «Почему Московское княжество стало именоваться Россией, а символом великокняжеской власти стал двуглавый орел? Объясните слова старца Филофея: «Два Рима пали, а третий стоит, и четвертому не бывать…» В чем видится предназначение Русского государства, Русской церкви и русского народа?» | Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм, универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше». | §30-31 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. вопр.№4 на стр 181; вопр.№ 1 на стр.235. §32 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §7-9, задания по выбору. | |
9. | Русская православная церковь в 15 веке: Обретение самостоятельности. | Социальная солидарность. Духовность. Гуманизм. Духовный мир человека. | Святитель Стефан Пермский. Преподобные Кирилл Белозерский, Савва Сторожевский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский – служители государства и народа. Понятия: собор, монастыри, благотворительность, синодики, нестяжатели, иосифляне, старец. | Анализ документов и обсуждение вопросов: 1.Почему именно 14-15 века стали временем расцвета русской святости? В чем это проявилось? 2. Как на расцвет русской святости повлияли личности преподобных? 3. Какие личные качества были присущи русским подвижникам 14-15 веков? | Понимание и поддержание нравственных устоев семьи, таких категорий, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. Духовная, культурная и социальная преемственность поколений. | §22 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. §29 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. «История России» 6 класс. Черникова Т.В. документы «Религиозные споры» на стр 228-231. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §8 -10, задания по выбору. | |
10. | Общество Московской Руси. | Стремление к личной и национальной свободе. Свобода совести и веры. Целеустремленность. Толерантность. Нравственный выбор. | Складывание единой нации. Религиозное вольнодумство. Переосмысление прошлого страны, ее места в мировой истории. Максим Грек. Иван Пересветов. Андрей Курбский. Понятия: публицистика, Четьи минеи – церковно - литературные энциклопедии, «Домострой». | Урок - ролевой игры по темам: Быт и нравы Московской Руси. Иноземцы в Москве. Челобитные Ивана Пересветова юному Ивану Грозному. Спор Ивана Грозного и Андрея Курбского. «Поп – невежа» Сильвестр пишет письмо опальному князю Семену Ростовскому. | Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам. | §26 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России» 6 класс. Черникова Т.В. документы «Общественно-политическая мысль» на стр 223-235. Компьютерная презентация. | |
11. | Культура и быт Московской Руси: переосмысление традиций. | Эмоциональная и идейная наполненность творчества. Красота, гармония. Духовный мир человека. Сохранение нравственных ценностей. | Яркие образцы достижений в архитектуре, живописи, скульптуре, прикладном искусстве. Изменения быта русских людей. Понятия: летописание, жития, иконопись, кремль, киноварь. | Урок-экскурсия: «С середины 13 века наступил упадок русской культуры, в 14 веке – ее оживление, а в 15 веке произошел ее расцвет. С какими историческими событиями это было связано? Какие христианские подвиги совершили деятели культуры того времени (Дионисий, Феофан Грек, Андрей Рублев и др.)» | Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни многонациональной России. Наполнение конкретным содержанием таких понятий, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля». | §26-27 «История России» 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. §33 «История России» 6 класс. Перевезенцевы С.В. и Т. В. §40 «История России» 6 класс. Черникова Т.В. Л.Л.Шевченко «Православная культура», 6 год обучения, §13, задания по выбору. | |
12. | Итоговое занятие. | Особенности великорусского сознания. | Служение Отечеству. Национальная консолидация. Справедливость, милосердие. Уважение к труду, созиданию, творчеству. Свобода личная и национальная. Забота о семейных традициях. | Защита групповых проектов по выбранной теме: “Не в силе Бог, но в правде” Спасители Отечества и подвижники духа . Красота глазами человека Древней Руси. Что значит жить по “Домострою” . Русь какой ее видели иноземные путешественники. “Слава вам, братья, славян просветители”. | Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Реализация концепции духовно-нравственного воспитания на уроках литературы
В данной статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 63 Жирковой А.А. Основной акцент сделан на использование на уроках литературы...
Выступление на методическом объединении воспитателей " Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания"
доклад о реализации Концепции духовно-нравственного воспитания...
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России
Концепция духовно-нравственного воспитания...
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России....
«Педагогические технологии на уроках истории в основной школе: особенности, реализация, эффективность».
В статье рассматриваются педагогические технологии на уроках истории в основной школе...