Итоговая контрольная работа по родной (русской литературе)
методическая разработка (5 класс)
Форма проведения: комплексная итоговая контрольная работа по родной (русской литературе)
Цель: оценить уровень освоения основной образовательной программы основного общего образования по родной (русской) литературе за учебный год
Время выполнения: 40
Задание | Проверяемые элементы содержания |
---|---|
Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день» | |
Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день» | |
Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день» | |
Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день» | |
Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день» | |
Знание содержания рассказа А. Алексина «Самый счастливый день» | |
Знание произведений А.П. Гайдара | |
Знание произведений А.П. Гайдара: жанр (повесть) | |
Знание произведений А.П. Гайдара (теория литературы: портрет, интерьер) | |
Знание содержания произведений М.М. Пришвина «Остров спасения» и Е. Пермяка «Березовая роща» | |
Знание содержания произведений М.М. Пришвина «Остров спасения» и Е. Пермяка «Березовая роща»: теория литературы (пейзаж) | |
Знание содержания произведений М.М. Пришвина «Остров спасения» и Е. Пермяка «Березовая роща»: теория литературы (олицетворение, сравнение)) | |
Анализ поэтических текстов К. Бальмонта и Н. Рубцова | |
Анализ поэтических текстов К. Бальмонта и Н. Рубцова: средства выразительности (метафора) | |
Анализ поэтических текстов К. Бальмонта и Н. Рубцова: средства выразительности (олицетворение, сравнение) | |
Умение строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка |
0 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krrod_lit5a4_chetvert.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по родной (русской литературе)
Вариант 1
Часть 1
- Как звали учительницу из рассказа А. Алексина «Самый счастливый день»?
- Валентина Георгиевна
- Елена Алексеевна
- Тамара Петровна
- Что пожелала учительница детям?
- Хорошо учиться
- Быть здоровыми
- Наполнять каждый свой день хорошими событиями
- Когда поссорились родители главного героя?
- В ночь перед Новым годом
- В ночь перед Рождеством
- Перед возвращением мальчика из школы
- Как общались родители между собой после ссоры?
- Как и обычно
- Никак не общались
- Кричали друг на друга
- Что постоянно пытались показать родители ребёнку?
- Что он уже взрослый
- Что это он виноват в их ссоре
- Что их ссора не должна отражаться на отношениях с ребёнком
- Зачем мальчик притворился больным?
- Чтобы не идти в школу
- Чтобы помирить родителей
- Чтобы ему дали вкусную микстуру
Часть 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 7 – 9
… А в это время в комнате той самой дачи, где ночевала Женя, стоял высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой.
7. Укажите название произведения и автора.
8. К какому жанру относится это произведение?
9. Как называется средство характеристики героя, строящееся на описании его внешности?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 10 – 12
…Недолго пришлось нам дожидаться разлива. В одну ночь после сильного, очень теплого дождя воды прибавилось сразу на метр, и отчего-то невидимый ранее город Кострома с белыми зданиями показался так отчетливо, будто раньше он был под водой и только теперь из-под нее вышел на свет. Тоже и горный берег Волги, раньше терявшийся в снежной белизне, теперь возвышался над водой, желтый от глины и песка. Несколько деревень на холмиках были кругом обойдены водой и торчали, как муравейники.
10. Каким термином называется описание природы в художественном произведении?
11. Какое средство выразительности использует М.М. Пришвин в словосочетании «снежной белизне»?
12. Какое средство выразительности использует писатель в предложении: «Несколько деревень на холмиках были кругом обойдены водой и торчали, как муравейники»?
Прочитайте стихотворение и выполните задания 13 – 15
Заря
Брызнули первые искры рассвета,
Дымкой туманной покрылся ручей.
В утренний час его рокот звончей.
Ночь умирает... И вот уж одета
В нерукотворные ткани из света,
В поясе пышном из ярких лучей,
Мчится Заря благовонного лета
Из-за лесов и морей,
Медлит на высях обрывистых гор,
Смотрится в зеркало синих озер,
Мчится Богиня Рассвета.
Следом за ней
Легкой гирляндою эльфы несутся,
Хором поют: «Пробудилась Заря!»
Эхом стократных их песни везде отдаются,
Листья друг к другу с безмолвною ласкою жмутся,
В небе — и блеск изумруда, и блеск янтаря,
Нежных малиновок песни кристальные льются:
«Кончилась Ночь! Пробудилась Заря!»
1894 г.
13. Назовите автора стихотворения.
14. Какое средство выразительности использует поэт во фразах «Брызнули первые искры рассвета»?
15. Как называется художественное средство, используемое поэтом: «Заря … Смотрится в зеркало синих озер…»?
Часть 3
16. Какую художественную книгу взял бы ты с собой, отправляясь, говоря условно, на необитаемый остров.
Объясни свой выбор, докажи, что это очень важная для тебя книга, приведи как можно больше аргументов в пользу любимой книги. Можно говорить о героях книги, о событиях, о нравственных уроках, которые ты извлек для себя, читая эту книгу.
(Ответ на задание 16 необходимо дать в виде связного текста в объеме не менее 5 – 6 предложений)
Вариант 2
Часть 1
- Кто написал рассказ «Самый счастливый день»?
- Виктор Драгунский
- Александр Пушкин
- Анатолий Алексин
- Что задала учительница на дом?
- Написать сочинение
- Решить 2 задачи по математике
- Прочитать книгу
- О чём должны были написать дети?
- О том, как им нравится учиться
- О том, кем работают их родители
- О своём самом счастливом дне
- Как отразилась ссора родителей на их отношениях с ребёнком?
- Никак
- Они забыли о нём
- Они раздражались на него
- Какой день стал для мальчика самым счастливым?
- Когда родители помирились
- День рождения
- Конец каникул
- Что написал мальчик в сочинении?
- Про примирение родителей
- Про поход в галерею
- Про подарок деда Мороза
Часть 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 7 – 9
…Она заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нем чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа, возле кожаных автомобильных краг, лежал старый, ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля…
7. Укажите название произведения и автора.
8. К какому жанру относится это произведение?
9. Как в художественном произведении называется описание помещения?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 10 – 12
… Отгорело жаркое летечко. Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зелёное платье с берёз, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.
Отсеялась осень, поприкрыла жёлтым листом берёзовые семена, зиму кликать стала. А пока суд да дело, крапива с репейником тоже о своём роде-племени заботились. Тоже под листвяное одеяло семена высеяли.
Пришла зима, застлала белым пухом холодную землю, оборонила семена от лютых морозов: «Спите!»
Проспали семена до тёплых весенних дней и пошли в рост.
10. Каким термином называется описание природы в художественном произведении?
11. Какое средство выразительности использует Е. Пермяк в словосочетании «хлопотливая осень»?
12. Какое средство выразительности использует писатель в предложении: «Отсеялась осень, поприкрыла жёлтым листом берёзовые семена, зиму кликать стала…»?
Прочитайте стихотворение и выполните задания 13 – 15
Весна на море
Вьюги в скалах отзвучали.
Воздух светом затопив,
Солнце брызнуло лучами
На ликующий залив!
День пройдет — устанут руки.
Но, усталость заслонив,
Из души живые звуки
В стройный просятся мотив.
Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котенок,
Все скребется о причал...
1959 г.
13. Назовите автора стихотворения.
14. Какое средство выразительности использует поэт во фразах «Солнце брызнуло лучами»?
15. Как называется художественное средство, используемое поэтом: «Море тихо, как котенок, Все скребется о причал»?
Часть 3
16. Какую художественную книгу взял бы ты с собой, отправляясь, говоря условно, на необитаемый остров.
Объясни свой выбор, докажи, что это очень важная для тебя книга, приведи как можно больше аргументов в пользу любимой книги. Можно говорить о героях книги, о событиях, о нравственных уроках, которые ты извлек для себя, читая эту книгу.
(Ответ на задание 16 необходимо дать в виде связного текста в объеме не менее 5 – 6 предложений)
Ключи, критерии
Итоговая контрольная работа по родной (русской литературе)
5 класс
Задание | Ответ | Баллы | |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | 3 | 2 | |
3 | 1 | 1 | |
1 | 3 | 1 | |
2 | 1 | 1 | |
3 | 1 | 1 | |
2 | 2 | 1 | |
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда» | А.П. Гайдар. «Тимур и его команда» | 1 | |
повесть | повесть | 1 | |
портрет | интерьер | 1 | |
пейзаж | пейзаж | 1 | |
эпитет | эпитет | 1 | |
сравнение | олицетворение | 1 | |
К. Бальмонт | Н. Рубцов | 1 | |
метафора | метафора | 1 | |
олицетворение | сравнение | 1 | |
сочинение | сочинение | 1 |
Критерии оценивания задания 11 (часть 3) | Баллы |
1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов | |
а) учащийся даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, при необходимости формулирует свою точку зрения, аргументирует свои тезисы, подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют | 2 |
б) учащийся понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа, и/или искажает авторскую позицию, и/или ограничивается изложением своей точки зрения, и/или не все тезисы аргументирует, и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает одну-две фактические ошибки | 1 |
в) учащийся не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает более двух фактических ошибок | 0 |
2. Следование нормам речи | |
а) отсутствуют речевые ошибки или допущена одна речевая ошибка | 2 |
б) допущено не более двух речевых ошибок | 1 |
в) допущено более двух речевых ошибок | 0 |
Максимальный балл за задание 11: | 4 |
Максимальный балл за всю работу: | 20 |
Перевод баллов в оценку
«5» | «4» | «3» | «2» |
18б. – 20б. | 15б. – 17б. | 10б. – 14б. | 0б. – 9б. |
91 – 100% объёма работы | 70 – 90% объёма работы | 50 – 69% объёма работы | 0 – 49% объёма работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по родной русской литературе
Проблемные вопросы по литературе авторов 20 века: Г.Щербаковой, В.Солоухина, К.Симонова, А.Толстого, Б.Екимова....
Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку 5 класс
Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку 5 класс...
Итоговая контрольная работа по родной русской литературе в 8 классе
Итоговая контрольная работа для проведения промежуточной аттестации в 8 классе общеобразовательной школы (учебник п/р О.М.Александровой, М.А.Аристовой...). Цель - определение уровня подготовки обучающ...
Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе 8 класс
Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе 8 класс...
Контрольная работа по родной русской литературе по теме «Из литературы XIX века»
Форма проведения: комплексная контрольная работа по теме «Из литературы XIX века»Цель: оценить уровень освоения основной образовательной программы основного общего образования по родн...
Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку. 9 класс
Итоговая работа позволит осуществить контроль знаний, полученных в 9 классе по предмету "Родной (русский) язык"....
Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку
Задания разработаны с учётом изученного за год материала....