Рабочая программа по родной литературе (5 класс).
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_rodnoy_literature_5_klass.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»

Согласовано на

методическом объединении.

Протокол №1

от 28 августа 2020г.

Рук.ШМО_________

                                                                                      «Утверждаю»                                                                                       директор школы

_______ Салакаева Н.З.

 Приказ № 40

 от «31» августа 2020г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

5В КЛАСС

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

        Рабочую программу разработала: Деревянко Светлана Сергеевна

                       должность: учитель русского языка и литературы

                                 Подпись разработчика: ______

                                                               

                                                     2020 год

Нормативно – правовые основания разработки рабочей программы по учебному предмету «Родная литература»

   Рабочая программа по предмету «Родная литература» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6 ст.28, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

   Программа предусматривает 0,25 часа за курс 5 класса – 0,5 часа  (8 часов в год).

Пояснительная записка

   Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

   Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
  • функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

   Объект изучения в учебном процессе  литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

    Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного курса

   ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания        личности,        развития        ее нравственных качеств        и        творческих        способностей,        в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

    Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

    Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений)        родной        литературы,        помогающие школьнику        осмыслить        её непреходящую историко-культурную        и нравственно-ценностную роль.        Критерии        отбора  художественных произведений        для изучения:        высокая        художественная        ценность,        гуманистическая

направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование  нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•смысловое чтение;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления». 

Предметными результатами освоения обучающимися программы по родной литературе являются:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице);
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно

(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

                                «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (5 КЛАСС)

      №

   урока

Тема урока

             Дата

Литература XIX века

      1

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Проблематика басен, злободневность. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль.

       2

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго - своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.

       3

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки. Мир глазами ребѐнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире).

Литература XX века

       4

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки.

       5

В.А. Сухомлинский «Легенда о материнской любви».

       6

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Современная детская литература

      7

Л. Петрушевская «Котёнок Господа Бога»

      8

Д. Хармс «Черная вода», Л. С. Петрушевская  «Пуськи бятые».

           

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

                            «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (5 КЛАСС)

      №

   урока

                          Тема урока

                            УУД

Дата

Литература XIX века

       1

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Проблематика басен, злободневность. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль.

Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.  

Познавательные:   выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

       2

В.И. Даль Сказка «Что значит досуг?» Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго - своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.

Коммуникативные: умеют выразительно и эмоционально читать вслух и понимать прочитанное

Личностные: формирование мотивации к обучению; устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием; сознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формируют операционный опыт; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно).

       3

Н.Г. Гарин-Михайловский Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки. Мир глазами ребѐнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире).

Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.

Личностные: формирование эстетического восприятия

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов.

Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют.

Литература XX века

       4

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

       5

В.А. Сухомлинский «Легенда о материнской любви».

Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.  

Познавательные:   выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

      6

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.

Личностные: формирование эстетического восприятия

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов.

Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют.

Современная детская литература

      7

Л. Петрушевская «Котёнок Господа Бога»

Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.  

Познавательные:   выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

     8

Д. Хармс «Черная вода», Л. С. Петрушевская  «Пуськи бятые».

Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.  

Познавательные:   выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...