Рабочая программа по Родной литературе (9 класс)
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от __________ 2018г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 333 от «3» сентября 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
Классы 9
Учитель: Омарбекова Суваржат Владимировна
Количество часов
всего - 16 часов
в неделю в 1 полугодии – 1 час
Плановых контрольных работ (в том, числе диктанты, сочинения, изложения) – 1
Учебная программа (автор): Программа по литературе для 5–11 классов Г.И. Беленький. М.: «Мнемозина», 2011
Учебно-методический комплекс (автор, издательство, год издания) :
Г.И. Беленький, Э.А. Красновский и др. Литература 9 класс в 3-х частях. М.: «Мнемозина», 2012.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родная литература»
Выпускник научится:
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
– определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
– работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно
(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
2. Содержание учебного предмета.
Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с миро вой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII–XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературы XVIII века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Из литературы XIX века
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности.
Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве В.А. Жуковского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. Пушкин. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Пророк», «Поэт»,
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, письменный анализ стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...», «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк».
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Из литературы XX века.
«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского).
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Итого: 16 часов
Из них: К/р – 1 час
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | По плану | Фактически | Тема урока | Примечание | ||
Введение | ||||||
1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека. | |||||
| ||||||
2 | Литература Древней Руси. Общая характеристика | |||||
3 | «Слово о полку Игореве». Историческая основа рукописи. | |||||
4 | «Слово о полку Игореве». Основные образы. | |||||
5 | «Слово о полку Игореве» как высокохудожественное произведение | |||||
6 | Значение «Слова о полку Игореве». Тест по «Слову о полку Игореве». | |||||
2.Литература 18 века | ||||||
7 | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, жизни и просвещения. | |||||
8 | Г.Р. Державин.Поэт и гражданин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливой власти в стихотворении «Властителям и судьям». | |||||
9 | Н. М. Карамзин.Писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | |||||
3.Литература первой половины 19 века | ||||||
10 | В.А. Жуковский. Элегия «Море».Границы выразимого в слове чувстве. Возможности поэтического языка. | |||||
11 | А.С. Пушкин. Стихотворения«К Чаадаеву», «К морю». | |||||
12 | М.Ю. Лермонтов. Основные моменты лирики. Стихотворения «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»,«Поэт и общество». | |||||
4. Литература 20 века | ||||||
13 | А.А. Блок.Тема России в творчестве писателя. «Сольвейг», «Ты – как отзвук забытого гимна…». | |||||
14 | В. В. Маяковский. Жизнь и творчество поэта. «Необычайное приключение». «Разговор на Одесском рейде». | |||||
15 | С.А. Есенин. «Нераздельный образ родины, природы и человека». | |||||
16 | Итоговая контрольная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 11 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по Родной литературе (6 класс)
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной литературе 5 класс
Рабочая программа по родной литературе для 5 классов....