Рабочая программа по Родной литературе (6 класс)
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от __________ 2018г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 333 от «3» сентября 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
Классы 6 Б
Учитель: ОмарбековаСуваржат Владимировна
Количество часов
Всего – 16 часов
В неделю в 1 полугодии– 1 час
Плановых контрольных работ (в том, числе диктанты, сочинения, изложения) – 2
Учебная программа (автор): Примерная программа по учебным предметам. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. (авт.-сост.: В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин).М.: «Просвещение», 2015
Учебно-методический комплекс (автор, издательство, год издания):
В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 6 класс (в двух частях).М.: «Просвещение», 2015.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родная литература»
Устное народное творчество
Ученик научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Ученик получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литератураXIX–XXвв.
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
- Содержание учебного предмета
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки –малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки.
РР. Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)
РР. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (8 ч)
Александр Сергеевич Пушкин.
Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листок», «Утес». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия).Поэтическая интонация (начальные представления).
Федор Иванович Тютчев.
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» – символ краткой, но яркой жизни.
Р.Р. Устный и письменный анализ текста.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Р.Р. Устный и письменный анализ текста.
Родная природа в русской поэзии XX века.
ЕсенинС. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; Ахматова А. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Итого: 16 часов
Из них развитие речи – 2 ч.
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | По плану | Фактически | Тема урока | Примечание |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч) | ||||
1 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни | |||
2 | Художественные особенности календарно-обрядовых песен. | |||
3 | Пословицы и поговорки. | |||
4 | РР. Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора | |||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч) | ||||
5 | Русская летопись. «Повесть временных лет». | |||
6 | «Сказание о белгородском киселе». | |||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (8 ч) | ||||
7 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха | |||
8 | А.С. Пушкин «Повести Белкина» | |||
9 | М.Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс» | |||
10 | Переходные состояния природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…» | |||
11 | РР. Человек и природа в стихотворениях Тютчева «С поляны коршун поднялся…», «Листья» | |||
12 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» | |||
13 | А.А. Фет. «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | |||
14 | Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева иА.А. Фета | |||
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА (2 ч) | ||||
15 | С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». | |||
16 | А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 11 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по Родной литературе (9 класс)
Рабочая программа для 9 класса...
Рабочая программа по родной литературе 5 класс
Рабочая программа по родной литературе для 5 классов....