Рабочая программа по родной литературе (русской) для 10-11 классов
рабочая программа (10, 11 класс)

Пашикова Екатерина Андреевна

Данная программа будет востребована для проведения уроков родной литературы (русской) в 10-11 профильных классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rrl_dlya_10-11_klassov.docx61.09 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ:

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

I.Аннотация к рабочей программе.

1.1. Нормативная база и УМК.

Рабочая программа по предмету «Родная литература (родная) разработана на основе

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерством образования и науки Российской Федерации № 413 от 16.10.2009 г.

-Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06. 2016 г. № 2/16-з)

-Примерной программы по предмету «Литература» под редакцией В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева, 2019 г., базовый уровень

-Программы курса «Литература». 10–11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 48 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родной литературы (русской), которые определены стандартом.

В программе также учтена специфика работы в рамках реализации проекта «Медиакласс в московской школе», что позволяет расширить курс изучения литературы и изучить русскую литературу (родную) на более расширенном уровне.  

Родная (русская) литература, как и словесное творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской школе, который содействует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного.

Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Изучая художественную картину жизни, изображенную в литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и культурологические ценности народов России.

Рабочая программа родной (русской) литературы в 10-11 классах выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

         В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования и согласно учебному плану ГБОУ Школа № 1420 предмет «Родная литература (русская)» изучается с 10 по 11 класс в объеме 72 часов, в том числе:

в 10 классе — 36 часов,

в 11 классе — 36 часов.

Обучение ведется по следующим УМК:

Название документа

Автор, год издания, название

1

Программа по русской литературе (родной) для 10-11 классов

-

2

Учебник по русской литературе (родной) для 10-11 классов

-

3

Методические пособия (печатные)

Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углублённый уровень / Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская. – М.: Просвещение, 2017. – 737 с.

Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие. — 3-е изд., исп. и доп. — М.: ВАКО, 2004. — 368 с. — (В помощь школьному учителю).

Литература. Технологические карты уроков. 11 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Н. В. Шуваева. — М.: Просвещение, 2017. — 335 с.

Литература. Технологические карты уроков. 11 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Н. В. Шуваева. — М.: Просвещение, 2017. — 415 с.

4

Методические пособия (мультимедийные)

Квашнина Е.С., Коптяева Т.Е., Ромашина Н.Ф. Уроки литературы с применением ИКТ. 8-11 классы, выпуск 2, издание 2-ое, стереотипное + CD-диск. Планета, 2014 год. ФГОС

5

Образовательные электронные ресурсы

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 5 – 11 классы:

КМ-Школа - образовательная среда для комплексной информатизации школы (km-school.ru) 

Поликультурный Петербург. Медиаприложение:

Поликультурный Санкт-Петербург (ethnospb.ru)

Библиотека «Классическая литература»:

Вся русская классическая литература. (lit-classic.ru)

Хрестоматия по русской литературе XIX и XX в.:

Лаборатория Фантастики (fantlab.ru)

«Русская литература». Мультимедийная библиотека:

Бесплатная электронная библиотека онлайн "Единое окно к образовательным ресурсам" (window.edu.ru)

Видеосерия «В кругу великих имен»:

Дорога - документальное кино - Главная страница (ucoz.ru) 

Архив учебных программ и презентаций: http://www.rusedu.ru/ 

Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru:

http://interneturok.ru/ 

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»:

http://lit.1september.ru/ 

Сайт «Литература на 5»:

http://5litra.ru/ 

1.2. Цель и задачи учебной дисциплины.

Цель данной программы: воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры.

Задачи программы:

  • приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
  • осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
  • выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
  • получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
  • формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
  • формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.

1.3. Количество часов на изучение дисциплины.

Данная учебная дисциплина осваивается в размере 1 часа в неделю. Изучение предмета «Родная литература (русская)» в 10-11 классах предполагается в объеме 72 часов: в 10 классе — 36 часов, в 11 классе — 36 часов.

1.4. Основные разделы дисциплины.

Программа по родной литературе (русской) в 10 классе предполагает изучение следующих разделов:

- Влияние творчества   А.С. Пушкина на русскую литературу ХIХ века.

- Влияние творчества А. С. Пушкина на литературу ХХ века.

-Особенности творческого метода писателей русской литературы первой половины XX века.

-Тема любви в русской литературе XIX–XX вв.

Программа по родной литературе (русской) в 11 классе предполагает изучение следующих разделов:

-Смысловое чтение.

-Речевая деятельность.

-Культура речи.

-Стили речи.

-Текст.

1.5. Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль по предмету «Родная литература (русская)» осуществляется за счет проведения тестовых заданий, устных и письменных опросов, а также за счет подготовки и защиты проектов, проведения семинаров, конференций, аудирования, комплексного анализа текста,  написания рецензии, эссе.

Обязательная форма итогового контроля предусмотрена в 11 классе (написание эссе).

II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)».

2.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

2.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1.        Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–        самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

–        оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

–        ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

–        оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

–        выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

–        организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

–        сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–        искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

–        критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

–        использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

–        находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

–        выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

–        выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

–        менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3.        Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–        осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

–        при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

–        координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

–        развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

–        распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

2.3. Предметные результаты.

Выпускник научится:

– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

 – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

 –  навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа,

приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,

выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

–   осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

III.Содержание учебного предмета.

10 класс

1 модуль «Влияние творчества   А.С. Пушкина на русскую литературу ХIХ века»:

Роль А.С. Пушкина в русской литературе.        

Вариации Ф.И. Тютчева и А.А. Фета на тему пушкинского «Я помню чудное мгновенье...».

«Онегинский» сюжет в повести И.С. Тургенева «Два приятеля».

«Пиковая дама» А.С. Пушкина и «Маленький герой» Ф.М. Достоевского: заимствование детали.

Мотивы «Пиковой дамы» А.С. Пушкина в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Литературное эхо стихотворения А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».        

Литературное эхо стихотворения А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» в лирике XIX века.        

2 модуль «Влияние творчества А. С. Пушкина на литературу ХХ века»:

Литературное эхо стихотворения А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» в лирике ХХ века.

«Пророк» А.С. Пушкина и «Пророки» Н.С. Гумилева: сопоставительный анализ.        

Пушкинские реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда».

Пушкинские акценты в рассказе А. Грина «Крысолов».

Рассказ М. Осоргина «Человек, похожий на Пушкина».        

Попытка мистического продолжения жизни А.С. Пушкина в рассказе С. Черного «Пушкин в Париже».

Модернистская фантазия Георгия Иванова «Чекист-пушкинист».

Пушкинские строки в «Записках на манжетах» М.А. Булгакова.

«Ахматовский Пушкин» как один из персонажей поэтического мира Анны Ахматовой.

Анна Ахматова как своеобразный пушкинист.        

Образ А.С. Пушкина в лирике Марины Цветаевой.        

Авторская версия: эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин».

Авторская версия: стихотворение А. Дементьева «А мне приснился сон». Творческая работа.        

Эпиграфы из Пушкина в лирике А. Тарковского.        

«Мой Пушкин» как формула ХХ века. Работа над проектом «Мой Пушкин».        

Защита проекта «Мой Пушкин».

3 модуль «Особенности творческого метода писателей русской литературы первой половины XX века»:

Образ вочеловечившегося сатаны в романе Л. Андреева «Дневник Сатаны».        

Многоголосие как принцип построения повести М. Горького «Фома Гордеев».

4 модуль «Тема любви в русской литературе XIX–XX вв.»:

Формулы любви в сборнике И. Бунина «Темные аллеи».        

История любовная в жизни героя романа И.С. Шмелева «История любовная».

«Король, дама, валет» В. Набокова: «геометрия текста».        

Роман Г. Газданова «Эвелина и ее друзья» как роман о любви и дружбе.        

Поэтика заглавия. Рассказ В. Распутина «Рудольфио».        

Семинар.        

Столкновение мечты и реальности в рассказе Т. Толстой "Свидание с птицей».

Интертекст в рассказе Т. Толстой «Соня».

Поэтика повести Л. Улицкой «Сонечка».        

Библейские отсылки в рассказе О. Павлова «Конец века».        

Эссе.

11 класс

1 модуль «Смысловое чтение»:

М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва».

М. Зощенко «Обезьяний язык»; Э. Асадов «О скверном и святом»; Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (фрагменты).

А. Костюнин «Совёнок» из сборника «Ковчег души». Чтение рассказа (с использованием стратегий смыслового чтения).

М. Гелприн «Свеча горела». Чтение рассказа (с использованием стратегий смыслового чтения).

Аудирование с полным пониманием аудиотекста и с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации (на материале рассказов П. Столповского «Заповедный путник» и «Замор»).

2 модуль «Речевая деятельность»:

Основные виды речевого общения (устное и письменное, диалогическое и монологическое). Роль диалога в создании портретной характеристики героев в художественном произведении (на материале диалогов в романе Т. Толстой «Кысь».

Обсуждение как вид речевой деятельности. В. Голявкин «Я жду вас всегда с интересом».

Беседа как вид речевой деятельности. В.Солоухин «Кувшинка». П.С. Романов «У парома». Дискуссия по рассказу.

В. Распутин «Женский разговор». Типы речи в рассказе Их роль в произведении. Лексические особенности в рассказе.

3 модуль «Культура речи»:

М. Кронгауз о культуре нашей речи в книге «Русский язык на грани нервного срыва» (фрагменты). М.Зощенко «Честный гражданин».

Д.С. Лихачев о культуре речи в «Письмах о добром и прекрасном»: «Как говорить» (письмо 19), «Как выступать» (письмо 20), «Как писать» (письмо 21). Н. Галь «Слово живое и мертвое» (фрагменты). Н. Галь о лексических и стилистических нормах в нашей речи.

Б. Екимов «И в дождь, и в стужу…».

Л. Петрушевская – представитель постмодернизма. Черты постмодернизма в рассказе «Гигиена». Проявление интертекстуальности в рассказе.

Проблема осознания обществом важности сохранения своего родного языка для сохранения нации  в  книге К. Паустовского «Золотая роза» (главы).

Конференция «Гуманистические ценности, утверждаемые лучшими произведениями отечественной литературы» (на основе изученных текстов на уроках и прочитанных самостоятельно).

Чеховские «футлярные» герои в творчестве писателя спустя столетие. Самоизоляция героев от общества как особенность русского национального характера.

К. И. Чуковский «Живой как жизнь». А. Кнышев «О великий и могучий новый русский язык!».

4 модуль «Стили речи»:

Стили речи (разговорный, публицистический, художественный) в ситуации речевого общения. С.Алексиевич «Чернобыльская молитва». Жанр и стилистические особенности книги. Анализ главы «Одинокий человеческий голос».

Художественная публицистика В. Солоухина. Повесть «Черные доски» (выборочные главы).

В. Дёгтев. Рассказ «Выбор».

Рассказ А. Костюнина  «Рукавичка».

Комплексный анализ рассказа В. Набокова «Гроза».

Речевые ситуации в рассказе Б. Екимова «Говори, мама, говори…». Изображение взаимоотношений поколений в рассказе Б. Екимова «Говори, мама, говори…».

В. Шукшин «Чудик» (отрывок «Телеграмма жене»).

Стилистические особенности рассказа В. Шукшина «Критики». Проблема «отцов» и «детей» в рассказе В. Шукшина «Критики».

5 модуль «Текст»:

Текст и речь. Основные признаки текста (на материале стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Милостыня»).

Чтение и анализ рассказа В. Шаламова «Одиночный замер».

Способы и средства связи предложений в тексте в зависимости от цели высказывания (на материале рассказа В. Шукшина «Залетный»).

Понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации (на материале стихотворения М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»).

Чтение, анализ рассказа А. Толстого «Русский характер». Написание аннотации к рассказу А. Толстого «Русский характер».

Устное высказывание (сообщение) учащихся «Мое прочтение рассказа В. Ерофеева «Галоши». Нравственные проблемы в рассказе.

Комплексный  анализ текста  (на  основе  рассказа Ф. Искандера  «Гигант»).

Рецензия как жанр учебно-научного общения. Чтение и анализ рассказа Н. Куратовой  «Горсть солнца».  Написание рецензии на рассказ «Горсть солнца».

Конференция «Художественная модель мира» (на материале произведений отечественной литературы XIX – начала XXI в., прочитанных самостоятельно или изученных на уроках в рамках курса).

Написание итогового эссе.

IV.Тематическое планирование.

Предмет: родная литература (русская)

Класс: 10

Уровень изучения предмета: углубленный

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 36

Номер модуля

Название модуля, кол-во часов

Номер темы

Название

темы

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»

ЦОР

1.

Влияние творчества   А.С. Пушкина  на русскую литературу ХIХ века.

(7 часов)

1.

Роль А.С. Пушкина в русской литературе.

Создание ценностных отношений к своему отечеству, своей Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

1 сентбря – День знаний. Международный день грамотности.

МЭШ. Сценарий на тему «Русская литература XIX века»

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/471960/view 

МЭШ. Видео

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9758782?menuReferrer=catalogue 

Мособртв. Выпуск, посвященный дню рождения поэта:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/5098 

2.

Вариации Ф.И. Тютчева и А.А. Фета на тему пушкинского «Я помню чудное мгновенье...».

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации.

8 сентября – Международный день распространения грамотности.

МЭШ. Цдз:

https://uchebnik.mos.ru/exam/specification/224498/info 

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/app_player/285444 

3.

«Онегинский» сюжет в повести И.С. Тургенева «Два приятеля».

Формирование ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

Урок в Москве «Московскими переулками в Пушкинский круг. Путешествие в XIX век».

Урок в Москве «Эпоха в романе «Евгений Онегин».

Проект «Больше, чем урок». Видеолекция «Роль эпиграфов в романе «Евгений Онегин»: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/russkij-yazyk/videokonferentsii-vebinary-seminary-i-master-klassy/2-06-videolektsia-po-literature.html 

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/app_player/285487 

РЭШ. Сценарий урока:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2307/start/ 

4.

«Пиковая дама» А.С. Пушкина и «Маленький герой» Ф.М. Достоевского: заимствование детали.

  Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению.

Урок в Москве «Московскими переулками в Пушкинский круг. Путешествие в XIX век»

Урок в Москве «Тройка, семёрка, туз. Раскрываем тайны повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»»

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/app_player/164406 

МЭШ. Цдз:

https://uchebnik.mos.ru/exam/specification/261994/info 

 

5.

Мотивы «Пиковой дамы» А.С. Пушкина в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

5 октября – Международный день учителя.

Урок в Москве «Московскими переулками в Пушкинский круг. Путешествие в XIX век»

Урок в Москве «Тройка, семёрка, туз. Раскрываем тайны повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»»

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/exam/specification/225304/info

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9090538?menuReferrer=catalogue 

6.

Литературное эхо стихотворения А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

 Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

Урок в Москве «Московскими переулками в Пушкинский круг. Путешествие в XIX век».

МЭШ. Аудио:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3827288?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Видеоурок:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8641249?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/255564?menuReferrer=catalogue 

7.

Литературное эхо стихотворения А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» в лирике XIX века.

Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

Урок в Москве «Московскими переулками в Пушкинский круг. Путешествие в XIX век»

Международный день школьный библиотек (четвертый понедельник октября).

МЭШ. Тестовое задание:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7537956?menuReferrer=catalogue 

2.

Влияние творчества

А. С. Пушкина на литературу ХХ века.

(16 часов)

8.

Литературное эхо стихотворения А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» в лирике ХХ века.

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации.

4 ноября – День народного единства.

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/224560?menuReferrer=catalogue 

9.

«Пророк» А.С. Пушкина и «Пророки» Н.С. Гумилева: сопоставительный анализ.

 Создание ценностных отношений к своему отечеству, своей Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. 

10 ноября – Всемирный день науки.

МЭШ. Цдз:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7540245?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/22271?menuReferrer=catalogue 

10.

Пушкинские реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда».

 Инициирование обсуждения информации, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. 

Урок в московском музее «Берегите в себе человека. Жизнь и творчество А.П. Чехова».

16 ноября – Международный день толерантности.

МЭШ. Цдз:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/224641?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/57622/view 

11.

Пушкинские акценты в рассказе А. Грина «Крысолов».

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации.

День матери в России.

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8990418?menuReferrer=catalogue 

12.

Рассказ М. Осоргина «Человек, похожий на Пушкина».

  Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению. 

03 декабря - День добровольца (волонтера)

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/material/app/247780?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/114575?menuReferrer=catalogue 

13.

Попытка мистического продолжения жизни А.С. Пушкина в рассказе С. Черного «Пушкин в Париже».

Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию друг с другом.

12 декабря - День Конституции Российской Федерации.

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/225397?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2447150?menuReferrer=catalogue 

14.

Модернистская фантазия Георгия Иванова «Чекист-пушкинист».

 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

Единый урок «Права человека».

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/229283?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/material/app/250529?menuReferrer=catalogue 

15.

Пушкинские строки в «Записках на манжетах» М.А. Булгакова.

 Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению.

Урок в Москве «Образ булгаковской Москвы 30-х годов».

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/225511?menuReferrer=catalogue 

РЭШ. Урок:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4810/start/297316/ 

16.

«Ахматовский Пушкин» как один из персонажей поэтического мира Анны Ахматовой.

Формирование ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

27.01.1944 – День снятия блокады Ленинграда.

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2097564/view 

17.

Анна Ахматова как своеобразный пушкинист.        

Инициирование обсуждения информации, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

02.02.1943 – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2097564/view

Мособртв. Сюжет, посвященный А. Ахматовой:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/11130 

18.

Образ А.С. Пушкина в лирике Марины Цветаевой.

 Формирование ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

Урок в Москве «Жизнь и творчество Марины Цветаевой в период 1892–1922 гг.»

Предметная неделя русского языка и литературы: литературный квест «Жизнью правит лирика».

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/227282?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/app_player/288101 

19.

Авторская версия: эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин».

Формирование ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

3 февраля –День борьбы с ненормативной лексикой.

Мособртв. Сюжет о начале творчества М. Цветаевой:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/7338 

РЭШ. Сценарий урока:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5614/start/297347/ 

20.

Авторская версия: стихотворение А. Дементьева «А мне приснился сон». Творческая работа.

Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

8 февраля – День российской науки.

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/466978?menuReferrer=catalogue 

21.

Эпиграфы из Пушкина в лирике А. Тарковского.

Инициирование обсуждения информации, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

21 февраля – Международный день родного языка.

МЭШ. Изображение:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2086615?menuReferrer=catalogue 

22.

Мой Пушкин» как формула ХХ века. Работа над проектом «Мой Пушкин».

Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

 21 февраля – Международный день родного языка.

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1263989?menuReferrer=catalogue 

23.

Защита проекта «Мой Пушкин».

Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности. 

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1263989?menuReferrer=catalogue

3.

Особенности творческого метода писателей русской литературы первой половины XX века.

(2 часа)

24.

Образ вочеловечившегося сатаны в романе  Л. Андреева «Дневник Сатаны».        

 Создание благоприятных условий создания ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам.

Всероссийская неделя музыки для детей и юношества – 14.03. – 25.03.

МЭШ. Текст:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/440450?menuReferrer=catalogue 

25.

Многоголосие как принцип построения повести М. Горького «Фома Гордеев».

  Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению. Всероссийская неделя музыки для детей и юношества – 14.03. – 25.03.

РЭШ. Урок по произведению:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7527544?menuReferrer=catalogue 

4.

Тема любви в русской литературе XIX–XX вв.

(11 часов)

26.

Формулы любви в сборнике И. Бунина «Темные аллеи».

  Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению.

Всероссийская неделя детской и юношеской книги 24.03. – 30.03.

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/26163/view 

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3849722?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/material/app/105641?menuReferrer=catalogue 

27.

История любовная в жизни героя романа И.С. Шмелева «История любовная».

Создание благоприятных условий создания ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам.

12 апреля – День космонавтики.

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5726812?menuReferrer=catalogue 

28.

«Король, дама, валет» В. Набокова: «геометрия текста».

Инициирование обсуждения информации, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

Урок в Москве «Литературное метро».

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/224593?menuReferrer=catalogue 

29.

Роман Г. Газданова «Эвелина и ее друзья» как роман о любви и дружбе.

Создание благоприятных условий создания ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам.

9 мая – День Победы.

30.

Поэтика заглавия. Рассказ В. Распутина «Рудольфио».

  Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению.

15 мая – Международный день семьи.

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5608972?menuReferrer=catalogue 

31.

Семинар.

Инициирование обсуждения информации, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

32.

Столкновение мечты и реальности в рассказе Т. Толстой "Свидание с птицей».

Создание благоприятных условий создания ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам.

Урок в Москве«Два свидания с природой».

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5524347?menuReferrer=catalogue 

33.

Интертекст в рассказе Т. Толстой «Соня».

Инициирование обсуждения информации, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

22 мая – День государственного флага Российской Федерации.

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5524347?menuReferrer=catalogue

МЭШ. Сценарий:

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2192892/view 

34.

Поэтика повести Л. Улицкой «Сонечка».

  Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению.

24 мая – День славянской письменности и культуры.

МЭШ. Изображение:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1305704?menuReferrer=catalogue 

35.

Библейские отсылки в рассказе О. Павлова «Конец века».        

Создание ценностных отношений к своему отечеству, своей Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

 24 мая – День славянской письменности и  культуры

36.

Эссе.

Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/app_player/361862 

Предмет: родная литература (русская)

Класс: 11

Уровень изучения предмета: углубленный

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 36

Номер модуля

Название модуля и количество часов

Номер темы

Название

темы

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»

ЦОР

1.

Смысловое чтение.

(5 часов)

1.

М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва».

Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению.

1 сентября – День знаний. Международный день грамотности.

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/material/app/186892?menuReferrer=/catalogue.

2.

М. Зощенко «Обезьяний язык»; Э. Асадов «О скверном и святом»; Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (фрагменты).

Создание ценностных отношений к своему отечеству, своей Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

8 сентября – Международный день распространения грамотности.

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3906082?menuReferrer=/catalogue

МЭШ. Аудио:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10510660?menuReferrer=/catalogue

3.

А. Костюнин «Совёнок» из сборника «Ковчег души». Чтение рассказа (с использованием стратегий смыслового чтения).

Формирование ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

Проект «Больше, чем урок!». Видеолекция «Слово в языке и речи»:

http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/slovo-v-yazyke-i-rechi 

Сценарий урока:

https://urok.1sept.ru/articles/682130

4.

М. Гелприн «Свеча горела». Чтение рассказа (с использованием стратегий смыслового чтения).

Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию друг с другом.

Проект «Больше, чем урок!». Видеолекция «Русское слово в художественной речи»:

http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/russkoe-slovo-v-khudozhestvennom-tekste 

Сценарий урока:

https://urok.1sept.ru/articles/682130

5.

Аудирование с полным пониманием аудиотекста и с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации (на материале рассказов П. Столповского «Заповедный путник» и «Замор»).

Формирование ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

Сценарий урока:

https://infourok.ru/konspekt-i-prezentaciya-k-uroku-komi-literaturi-zamor-klass-2402960.html

2.

Речевая деятельность.

(5 часов)

6.

Основные виды речевого общения (устное и письменное, диалогическое и монологическое). Роль диалога в создании портретной характеристики героев в художественном произведении (на материале диалогов в романе Т. Толстой «Кысь».

Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию друг с другом.

5 октября – Международный день учителя.

МЭШ. Текст:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5558171?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2109351?menuReferrer=catalogue 

7.

Обсуждение как вид речевой деятельности. В. Голявкин «Я жду вас всегда с интересом».

Формирование ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

Проект «Больше, чем урок!». Видеолекция «Язык – духовная сила нации».

http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/yazyk-dukhovnaya-sila-natsii 

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/material/common/FizikonModule/15521?menuReferrer=catalogue 

8.

Беседа как вид речевой деятельности. В. Солоухин «Кувшинка».

Инициирование обсуждения информации, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

Международный день школьный библиотек (четвертый понедельник октября).

МЭШ. Текст:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5694?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Изображение:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/435296?menuReferrer=/catalogue

9.

П.С. Романов «У парома». Дискуссия по рассказу.

Инициирование обсуждения информации, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

4 ноября – День народного единства.

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7516463?menuReferrer=catalogue 

10.

В. Распутин «Женский разговор». Типы речи в рассказе Их роль в произведении. Лексические особенности в рассказе.

Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

Проект «Больше, чем урок!» Видеолекция «Лексика русского языка»: http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/leksika-russkogo-yazyka-lektsiya-4 

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/185135?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/material/common/FizikonModule/16211?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7530394?menuReferrer=catalogue 

3.

Культура речи.

(8 часов)

11.

М. Кронгауз о культуре нашей речи в книге «Русский язык на грани нервного срыва» (фрагменты). М. Зощенко «Честный гражданин».

Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению.

10 ноября – Всемирный день науки.

Проект «Больше, чем урок!» Видеолекция «Современный русский язык: от диалектов до интернет-стиля»: http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/sovremennyj-russkij-yazyk-ot-dialektov-do-internet-stilya 

МЭШ. Изображение:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10566537?menuReferrer=catalogue

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/40599?menuReferrer=catalogue 

РЭШ. Сценарий урока:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4822/start/30390/ 

12.

Д.С. Лихачев о культуре речи в «Письмах о добром и прекрасном»: «Как говорить» (письмо 19), «Как выступать» (письмо 20), «Как писать» (письмо 21). Н. Галь «Слово живое и мертвое» (фрагменты). Н. Галь о лексических и стилистических нормах в нашей речи.

Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению.

16 ноября – Международный день толерантности.

Проект «Больше, чем урок!» Видеолекция «Современный русский язык в интернете: деградация или развитие?»: http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/sovremennyj-russkij-yazyk-v-internete-degradatsiya-ili-razvitie

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/material/app/253473?menuReferrer=/catalogue 

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1092002/view 

13.

Б. Екимов «И в дождь, и в тьму…»

Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию друг с другом.

День матери в России.

МЭШ. Текст:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1046619?menuReferrer=catalogue 

14.

Л. Петрушевская – представитель постмодернизма. Черты постмодернизма в рассказе «Гигиена». Проявление интертекстуальности в рассказе.

 

Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

03 декабря - День добровольца (волонтера)

МЭШ. Текст:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4239907?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9402715?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1498427?menuReferrer=catalogue 

15.

Проблема осознания обществом важности сохранения своего родного языка для сохранения нации в  книге К. Паустовского «Золотая роза» (главы).

Создание ценностных отношений к своему отечеству, своей Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/70997?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/399030/view 

16.

Конференция «Гуманистические ценности, утверждаемые лучшими произведениями отечественной литературы» (на основе изученных текстов на уроках и прочитанных самостоятельно).

Создание ценностных отношений к своему отечеству, своей Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

Единый урок «Права человека».

17.

Чеховские «футлярные» герои в творчестве писателя спустя столетие. Самоизоляция героев от общества как особенность русского национального характера.

Создание благоприятных условий создания ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам.

Проект «Больше, чем урок!» Видеолекция «Слагаемые сценического образа: задача и сверхзадача. Часть 2. Создание художественного образа»: http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/slagaemye-stsenicheskogo-obraza-zadacha-i-sverkhzadacha-chast-2-sozdanie-khudozhestvennogo-obraza 

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/material/app/161355?menuReferrer=/catalogue 

18.

К. И. Чуковский «Живой как жизнь». А. Кнышев «О великий и могучий новый русский язык!»

Создание благоприятных условий создания ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам.

27.01.1944 – День снятия блокады Ленинграда.

Проект «Больше, чем урок!» Видеолекция «Культура современной речи: традиции и будущее»: http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/kultura-sovremennoj-russkoj-rechi-traditsii-i-budushchee 

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3363094?menuReferrer=catalogue 

Мособртв. Сюжет:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/10428 

Мособртв. Видео:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/10428 

4.

Стили речи.

(8 часов)

19.

Стили речи (разговорный, публицистический, художественный) в ситуации речевого общения. С. Алексиевич «Чернобыльская молитва». Жанр и стилистические особенности книги. Анализ главы «Одинокий человеческий голос».

Создание благоприятных условий создания ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам.

Урок в Москве «Стили речи».

02.02.1943 – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

МЭШ. Тестовое задание:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4359037?menuReferrer=/catalogue 

МЭШ. Текстовый материал:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9365636?menuReferrer=catalogue 

20.

Художественная публицистика В. Солоухина. Повесть «Черные доски» (выборочные главы).

Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению.

Предметная неделя русского языка и литературы: Своя игра «Как слово наше отзовется».

РЭШ. Сценарий урока:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5893/start/270968/ 

21.

В. Дёгтев. Рассказ «Выбор».

Формирование ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

3 февраля  – День борьбы с ненормативной лексикой.

МЭШ. Тестовое задание:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9667026?menuReferrer=catalogue 

22.

Рассказ А. Костюнина  «Рукавичка».

Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению.

8 февраля – День российской науки.

23.

Комплексный анализ рассказа В. Набокова «Гроза».

Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

21 февраля – Международный день родного языка.

МЭШ. Изображение:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7010769?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/app_player/255578 

24.

Речевые ситуации в рассказе Б. Екимова «Говори, мама, говори…». Изображение взаимоотношений поколений в рассказе Б. Екимова «Говори, мама, говори…».

Формирование ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

Проект «Больше, чем урок!» Видеолекция «Русское слово в художественном тексте»: http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/russkoe-slovo-v-khudozhestvennom-tekste 

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/material/app/256006?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1926436?menuReferrer=catalogue 

25.

В. Шукшин «Чудик» (отрывок «Телеграмма жене»).

Формирование ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

Всероссийская неделя музыки для детей и юношества – 14.03. – 25.03.

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/193502/task/1?registration=b7727188-1826-a5e3-ef66-213af361a0ad 

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/928864?menuReferrer=catalogue 

РЭШ. Сценарий урока:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7061/start/246898/ 

26.

Стилистические особенности рассказа В. Шукшина «Критики». Проблема

«отцов» и «детей» в рассказе В. Шукшина «Критики».

Формирование ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению.

Всероссийская неделя детской и юношеской книги 24.03. – 30.03.

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1012904/view 

МЭШ. Аудио:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4085443?menuReferrer=catalogue 

5.

Текст.

(10 часов)

27.

Текст и речь. Основные признаки текста (на материале стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Милостыня»).

Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию друг с другом.

12 апреля – День космонавтики.

МЭШ. Тест:

https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/9816/task/1?win=456&clid=2357546-0&from=dist_bookmark®istration=5b136170-b2a1-6da1-41f4-a05ac762ad57 

МЭШ. Аудио:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2393495?menuReferrer=catalogue 

28.

Чтение и анализ рассказа В. Шаламова «Одиночный замер».

Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию друг с другом.

30 апреля – Всероссийский урок «ОБЖ».

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2105918?menuReferrer=catalogue 

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9840923?menuReferrer=catalogue 

29.

Способы и средства связи предложений в тексте в зависимости от цели высказывания (на материале рассказа В. Шукшина «Залетный»).

Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию друг с другом.

9 мая – День Победы.

МЭШ. Тестовое задание:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5596149?menuReferrer=/catalogue 

 

30.

Понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации (на материале стихотворения М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»).

Инициирование обсуждения информации, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

9 мая – День Победы.

15 мая – Международный день семьи.

МЭШ. Аудио:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9652?menuReferrer=/catalogue 

РЭШ. Видеосюжет:

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/7338 

МЭШ. Сценарий урока:

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/42704/view 

31.

Чтение, анализ рассказа А. Толстого «Русский характер». Написание аннотации к рассказу А. Толстого «Русский характер».

Инициирование обсуждения информации, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

22 мая – День государственного флага Российской Федерации.

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/app_player/159340 

МЭШ. Аудио:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4749192?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Видео:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8712614?menuReferrer=catalogue 

32.

Устное высказывание (сообщение) учащихся «Мое прочтение рассказа В. Ерофеева «Галоши».

Инициирование обсуждения информации, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

24 мая – День славянской письменности и культуры.

МЭШ. Тестовое задание:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/125481257?menuReferrer=catalogue 

33.

Комплексный  анализ текста  (на  основе  рассказа Ф. Искандера  «Гигант»).

Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

24 мая – День славянской письменности и культуры.

Проект «Больше, чем урок!» Видеолекция «В. И. Даль. Живое слово дороже мертвой буквы»: http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/v-i-dal-zhivoe-slovo-dorozhe-mjortvoj-bukvy 

МЭШ. Тестовое задание:

https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/36991/task/1?registration=ab071e52-a9d5-9581-edfc-10665515cfaa 

МЭШ. Изображение:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1641661?menuReferrer=catalogue 

МЭШ. Изображение:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3563210?menuReferrer=catalogue 

34.

Рецензия как жанр учебно-научного общения. Чтение и анализ рассказа Н. Куратовой «Горсть солнца».  Написание рецензии на рассказ «Горсть солнца».

Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

24 мая – День славянской письменности и  культуры

МЭШ. Тестовое задание:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8743461?menuReferrer=catalogue 

35.

Конференция «Художественная модель мира» (на материале произведений отечественной литературы XIX – начала XXI в., прочитанных самостоятельно или изученных на уроках в рамках курса).

Создание благоприятных условий для опыта самостоятельного приобретен новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности.

36.

Написание итогового эссе.

Формирование ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека.

МЭШ. Приложение:

https://uchebnik.mos.ru/app_player/361862


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса

Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...