Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Розгребельская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрена» на заседании МО учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол № 1 от 27 августа 2019 г. Руководитель МО __________ /Воскобойникова А.А./ | «Утверждаю» Директор школы ____________ /Сухорукова Н.Н./ Приказ № 46 от 29 августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родная литература (русская)»
для 5 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Программу разработала
учитель русского языка и литературы
Андросова Мария Юрьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русской литературы изучение русской литературы как родной. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русской литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русской литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русской литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса.
- Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся 8 – 9-х классов, выделяя среди них государственную итоговую аттестацию выпускников.
В результате изучения получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся; будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.
В ходе изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Обучающиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе являются следующие:
- самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;
- самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
- понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Предметными результатами выпускников основной школы являются следующие:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
- Содержание программы учебного предмета «Родная (русская) литература»
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
«Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой курса «Родная (русская) литература. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов.
ИЗ РУССКОЙ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ XX ВЕКА (20 часов)
Введение. Русская литература конца XIX – начала XX веков.
А.П.Чехов – писатель нового времени. Чтение юморески «Моя “она”» (2 часа)
Опорные понятия: юмореска.
Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему.
И.А.Бунин – певец русской природы. (2 часа) Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»
Развитие речи: эссе «А счастье всюду…»
Опорные понятия: звукопись, аллитерация, ассонанс, ритмика, строфика
Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром» (3 часа)
Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж».
Уроки-беседы по проблемным вопросам:
«Кого мы называем подлинными друзьями?»;
«В чём смысл жизни?»,
«Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?»
К.Г.Паустовский (3 часа) «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества. Смысл названия рассказа «Драгоценная пыль»
В.П.Астафьев (3 часа) Из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа».
Опорные понятия: лирическая миниатюра, герой-рассказчик, автор
Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?»
Г.И.Успенский (2 часа) «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы.
Урок-дискуссия: «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?»
Просмотр и обсуждение кинофильма (3 часа) по повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» в онлайн-кинотеатре (режиссёр Илья Фрэз. Длительность 86 минут). Анализ эпизодов из повести.
Беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?»
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (11 часов)
Обзорная лекция «Никто не забыт – ничто не забыто».
Стихи о войне. Образцы декламации: Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого; Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А.Домогаров; Ю.Друнина «Бинты», К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает Алиса Фрейндлих и др. стихотворения по выбору.
Проект «Читаем стихи о войне»
Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия.
Беседа «Как вы понимаете слова “жить без оглядки”»?
К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник». История подвига матери в рассказе.
РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?»
Экскурсия «Литературные места города Курска» или виртуальная экскурсия «По литературным местам Курской области»
Групповой проект «Литературные места города Курска» (2 часа)
Итоговое занятие – защита творческого проекта (2 часа)
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Русская литература конца XIX – начала XX веков. | 1 |
2 | А.П.Чехов – писатель нового времени. Чтение юморески «Моя “она”» | 1 |
3 | РР Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему. | 1 |
4 | И.А.Бунин – певец русской природы. Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель» | 1 |
5 | РР Эссе «А счастье всюду…» | 1 |
6 | Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром» | 1 |
7
| Чтение вслух миниатюры «Молодость – вся жизнь». Урок-беседа по проблемному вопросу «Кого мы называем подлинными друзьями?» | 1 |
8 | Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни, «Космический Эрмитаж». Урок-беседа по проблемным вопросам «В чём смысл жизни?», «Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?» | 1 |
9- 10 | К.Г.Паустовский. Книга «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества. | 2 |
11 | К.Г.Паустовский. Смысл названия рассказа «Драгоценная пыль» | 1 |
12 | В.П.Астафьев Фонограмма фрагмента из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа». | 1 |
13 | Беседа по прослушанному тексту В.П.Астафьева | 1 |
14 | РР Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?» | 1 |
15 | Г.И.Успенский «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы. | 1 |
16 | Урок-дискуссия: «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?» | 1 |
17- 18 | Просмотр и обсуждение кинофильма по повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» | 2 |
19 | Анализ эпизодов из повести. Беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?» | 1 |
20 | Обзорная лекция «Никто не забыт – ничто не забыто». | 1 |
21 22 | Стихи о войне. Образцы декламации: Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого; Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А.Домогаров; Ю.Друнина «Бинты», К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает Алиса Фрейндлих и др. по выбору. | 2 |
23 | Подготовка к проекту «Читаем стихи о войне» | 1 |
24 | Проект «Читаем стихи о войне» | 1 |
25 | Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия. | 1 |
26 | Беседа «Как вы понимаете слова “жить без оглядки”»? | 1 |
27 | К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник». | 1 |
28 | История подвига матери в рассказе. | 1 |
29 | РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?» | 1 |
31 | Групповой проект «Литературные места города Курска» |
|
32 | Групповой проект «Литературные места города Курска» | 1 |
33 | Итоговое занятие – защита творческого проекта «Виртуальная экскурсия по литературным местам Курской области» | 1 |
34 | Итоговое занятие – защита творческого проекта «Виртуальная экскурсия по литературным местам Курской области» | 1 |
35 | РЕЗЕРВНЫЙ ЧАС | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
РП по родной литературе в 5 классе...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....
Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса
Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса
Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях, освоение общекультурных навыков чтения, вос...