Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Розгребельская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрена» на заседании МО учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол № 1 от 27 августа 2019 г. Руководитель МО __________ /Воскобойникова А.А./ | «Утверждаю» Директор школы ____________ /Сухорукова Н.Н./ Приказ № 46 от 29 августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родная литература (русская)»
для 8 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Программу разработала
учитель русского языка и литературы
Андросова Мария Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 8 класса
с учетом:
- «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
- «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;
- перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
2. Содержание учебного предмета
Русский фольклор
Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".
Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.
Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" – гимн супружеской любви и преданности. Литература XVIII века
Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских идеалов.
Литература XIX века
Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"-протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.
А.П.Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Хирургия", "Лошадиная фамилия". Тема духовного поражения в рассказе "Анна на шее".
Литература XX века
Традиции литературы XX века.
Литература 20 века. Творчество А.А.Блока. Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле "На поле Куликовом". Стихотворение "Россия".
И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина. "И цветы, и шмели, и трава...", "Гаснет вечер, даль синеет...", "Октябрьский рассвет". Красота человеческой души в рассказе "Сверчок".
К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки
К.Д.Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя". Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки. Уроки доброты и милосердия в рассказе "У кого поселяются аисты". Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе "Седой тополь"."Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.
Е.И.Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы". Образ защитников родной земли в повести "Усвятские шлемоносцы". Исторические и патриотические мотивы в рассказе Е.И.Носова "НЛО нашего детства".
Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Земля родная". Обзор книги "Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.
В.М. Песков. Образ России в очерке "Помнить о Родине", в очерках "Отечество", "Средняя полоса".
В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на реальных событиях.
Ю.П.Герман. Обзор произведений "Россия молодая", "Дорогой мой человек", "Дело, которому ты служишь".
Родная земля в произведениях курских поэтов
Н.Ю.Корнеев. Стихотворения "Снега серебро высокой пробы...", "Березы".
В.С.Алехин. Стихотворения "Отчий край", "Люблю весной зимы упрямство..."
Е.И.Полянский. Стихотворения "Антоновка", "Приглашение в Курск".
А.Ф.Шитиков. Стихотворения "Донные ключи", "Светись, родимая, светись!"
Ю.П.Першин. Стихотворения "Родник", "Корни хлеба".
В.Н. Корнеев. Стихотворения "Горячие травы июля", "Купание в сентябре", "Журавли".
3. Календарно-тематическое планирование "Родная литература" 8 класс (35 часов)
№ | Тема урока | К-во ч. | Дата | |||
По плану | По факту | |||||
1. | Устное народное творчество. Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. | 1 | ||||
2. | Особенности лирических песен Курского края. | 1 | ||||
3 | "Повесть о Петре и Февронии Муромских"-гимн супружеской любви и преданности. | 1 | ||||
4 | Литература 18 века. Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских идеалов. | 1 | ||||
5 | Литература 19 века. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. | 1 | ||||
6 | Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"-протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви. | 1 | ||||
7 | А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе "Анна на шее". Губительность торжества материального над духовным. | 1 | ||||
8 | Литература 20 века. Творчество А.А.Блока. Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле "На поле Куликовом". Стихотворение "Россия". | 1 | ||||
9 | И.А. Бунин. Красота человеческой души в рассказе "Сверчок". | 1 | ||||
10 | К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки. | 1 | ||||
11 | К.Д.Воробьев. Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе "Седой тополь"."Красное вино Победы". | 1 | ||||
12 | Исторические и патриотические мотивы в рассказе Е.И.Носова "НЛО нашего детства". | 1 | ||||
13 | Р.р. Сочинение по произведениям Е.И.Носова | 1 | ||||
14 | В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на реальных событиях. | 1 | ||||
15 | Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Письма о добром и прекрасном". | 1 | ||||
16 | В.М. Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерке "Помнить о Родине". | 1 | ||||
17 | Родная земля в произведениях курских поэтов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
РП по родной литературе в 5 классе...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....
Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса
Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса
Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях, освоение общекультурных навыков чтения, вос...