Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Андросова Мария Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_lit_8.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Розгребельская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрена»

на заседании МО учителей

гуманитарно-эстетического цикла

Протокол № 1 от 27 августа 2019 г.

Руководитель МО __________

/Воскобойникова А.А./

«Утверждаю»

Директор школы ____________

/Сухорукова Н.Н./

Приказ № 46 от 29 августа 2019 г.

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по учебному предмету «Родная литература (русская)»

для 8 класса

на 2019 – 2020 учебный год

Программу разработала

учитель русского языка и литературы

Андросова Мария Юрьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 8 класса

с учетом:

  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
  • «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;
  • перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

2. Содержание учебного предмета

Русский фольклор

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе

Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" – гимн супружеской любви и преданности. Литература XVIII века

Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских идеалов.

Литература XIX века

Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"-протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

А.П.Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Хирургия", "Лошадиная фамилия". Тема духовного поражения в рассказе "Анна на шее".

Литература XX века

Традиции литературы XX века.

Литература 20 века. Творчество  А.А.Блока.  Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле "На поле Куликовом". Стихотворение "Россия".

И.А.Бунин. Неповторимые художественные образы родной природы в произведениях Бунина. "И цветы, и шмели, и трава...", "Гаснет вечер, даль синеет...", "Октябрьский рассвет". Красота человеческой души в рассказе "Сверчок".

К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки

К.Д.Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя". Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки. Уроки доброты и милосердия в  рассказе "У кого поселяются аисты". Испытание  человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе  "Седой тополь"."Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.

Е.И.Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы". Образ защитников родной земли в повести "Усвятские шлемоносцы". Исторические и патриотические мотивы в рассказе  Е.И.Носова "НЛО нашего детства".

Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Земля родная". Обзор книги "Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.

В.М. Песков. Образ России в очерке "Помнить о Родине", в очерках  "Отечество", "Средняя полоса".

В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на реальных событиях.

Ю.П.Герман. Обзор произведений "Россия молодая", "Дорогой мой человек", "Дело, которому ты служишь".

Родная земля в произведениях курских поэтов

Н.Ю.Корнеев. Стихотворения "Снега серебро высокой пробы...", "Березы".

 В.С.Алехин. Стихотворения "Отчий край", "Люблю весной зимы упрямство..."

Е.И.Полянский. Стихотворения "Антоновка", "Приглашение в Курск".

А.Ф.Шитиков. Стихотворения "Донные ключи", "Светись, родимая, светись!"

Ю.П.Першин. Стихотворения "Родник",  "Корни хлеба".

В.Н. Корнеев. Стихотворения "Горячие травы июля", "Купание в сентябре", "Журавли".

3. Календарно-тематическое планирование "Родная литература" 8 класс (35 часов)

Тема урока

К-во ч.

Дата

По плану

По факту

1.

Устное народное творчество.  Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия.

1

2.

Особенности лирических песен Курского края.

1

3

"Повесть о Петре и Февронии Муромских"-гимн супружеской любви и преданности.

1

4

Литература 18 века. Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная  проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских идеалов.

1

5

Литература 19 века. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева.

1

6

Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"-протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

1

7

А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе "Анна на шее". Губительность торжества материального над духовным.

1

8

Литература 20 века. Творчество  А.А.Блока.  Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле "На поле Куликовом". Стихотворение "Россия".

1

9

И.А. Бунин. Красота человеческой души в рассказе "Сверчок".

1

10

К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки.

1

11

К.Д.Воробьев. Испытание  человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе  "Седой тополь"."Красное вино Победы".

1

12

Исторические и патриотические мотивы в рассказе  Е.И.Носова "НЛО нашего детства".

1

13

Р.р. Сочинение по произведениям Е.И.Носова

1

14

В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на реальных событиях.

1

15

Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Письма о добром и прекрасном".

1

16

В.М. Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерке "Помнить о Родине".

1

17

Родная земля в произведениях курских поэтов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса

Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса

          Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях,  освоение общекультурных навыков чтения, вос...