Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 классы
рабочая программа по литературе (8 класс)
Рабочая программа по родной (русской) литературе литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев 2010год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodn_lit_8kl.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудиноваг. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено Руководитель МО ________/__Морозова Т.В. ФИО Протокол № ___ от «___» _______ 2019г | Согласовано Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ № 10 ________/ ФИО от «___» августа 2019г | «Утверждено» Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
(русской)
8 а,б классы
Соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования
(Пр. № 1897 от 17.12.2010)
Кусакина Марина Леонтьевна
(первая категория)
Ф.И.О. учителя, категория
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев 2010год). Программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перчень учебно-методического обеспечения Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном миреДеятельностный подходотражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающего важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Перечень учебно-методического обеспечения.
В 2016-2017 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина а также в соответствии с Информационно-методическими материалами по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово».\ Москва, «Русское слово». 2017год.
Учебник «Литература. 8 класс.» автор-составитель: МеркинГ.С.,\ Москва, «Русское слово», 2017 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования .
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Родная (русская) литература» в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 рабочие недели согласно учебному плану) Срок реализации рабочей программы – 1 год
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»
Введение. 1ч
Смоляне в древнерусской литературе - 4 часа "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть)
Война 1812 года - 3 часа Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы. Денис Давыдов на Смоленской земле.
Декабристы-смоляне -2 час"Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).
Для самостоятельного чтения Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской".
19 ВЕК -4ч
А.С.Грибоедов Прототипы комедии «Горе от ума» Усадьба Хмелита
А.С.Пушкин
Н.В.Гоголь
А.Н.Островский
20век 18ч
А.Беляев - основоположник советской научной фантастики -2час
Своеобразие личности и творчества фантаста. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.
М.Булгаков - 2 час "Записки юного врача", Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.
М.Пришвин - 2 часа Жизнь и творческая деятельность Пришвина. М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.
И.С.Соколов-Микитов - 1часХудожественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки").
Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти»Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.
Произведения о Великой Отечественной войне 5ч
Повторительный обобщающий урок - 1 час
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п\п | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
3. | Древнерусская литература | 4 |
5. | Литература 19 века | 11 |
6. | Литература 20 века | 18 |
ИТОГО | 34 |
Приоритетные формы работы с обучающимися:
- беседы по материалам уроков
- практикумы
Приоритетные формы контроля:
- письменный и устный анализ литературных произведений
- тестирование
Календарно-тематическое планирование уроков по родной русской литературе 8А, 8Б КЛ. КУСАКИНА М.Л.
№ урока | Тема урока | 8А | 8Б |
1 | Введение. | ||
2 | «Сказание о Борисе и Глебе» | ||
3 | «Повесть о Меркурии Смоленском» | ||
4 | «Житие Авраамия Смоленского» как образец духовной литературы. | ||
5 | Контрольная работа (входной контроль) | ||
6 | Произведения об Отечественной войне 1812 года на Смоленщине. Н. Дурова «Кавалерист-девица» | ||
7 | Произведения об Отечественной войне 1812 года на Смоленщине. Д. Давыдов «Записки партизана» | ||
8 | Ф. Глинка. «Письма русского офицера» | ||
9 | «России верные сыны». Декабристы на Смоленщине, их литературное творчество | ||
10 | И.Д.Якушкин | ||
11 | Контрольная работа | ||
12 | А.С.Грибоедов Прототипы комедии «Горе от ума» Усадьба Хмелита | ||
13 | Выразительное чтение монологов комедии | ||
14 | А.С.Пушкин»»Роль пейзажа в повести «Капитанская дочка» | ||
15 | Н.В.Гоголь и театр. Комедия «Женитьба» | ||
16 | А.Н.Островский Пьесы Островского на сцене театра | ||
17 | А.Р.Беляев . Роман «Человек- амфибия». | ||
18 | А.Р.Беляев Роман «Человек- амфибия». Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана. | ||
19 | М.Булгаков и Смоленщина. «Записки юного врача». | ||
20 | «Записки юного врача». Художественные особенности рассказов. | ||
21 | М.Пришвин. Жизнь и творческая деятельность. Очерк «Школьная робинзонада» | ||
22 | Тема добра в творчестве М. Пришвина. Очерки «Охота за счастьем», «Мирская чаша». | ||
23 | Природа и люди в творчестве И.С.Соколова-Микитова. Рассказы «Медовое сено», «Глушаки». | ||
24 | Н.Рыленков Страницы жизни и творчества | ||
25 | Смоленские страницы жизни и творчества М.Исаковского. Исаковский – поэт-песенник. | ||
26 | А.Т.Твардовский. Малая и большая Родина в творчестве поэта. | ||
27 | Контрольная работа | ||
28 | Б Васильев «А зори здесь тихие» | ||
29 | Б Васильев «А зори здесь тихие» Женщина и война | ||
30 | Б Васильев «В списках не значился» | ||
31 | Военные дороги Смоленщины в произведениях К.Симонова | ||
32 | «Строка, оборванная пулей». Стихи поэтов, погибших на Смоленщине в годы ВОВ. Н Майоров, В. Стрельченко, Б.Богатков. | ||
33 | Контрольная работа | ||
34 | Подведение итогов | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова
г. Вязьмы Смоленской области
Рассмотрено Руководитель МО ________/__Морозова Т.В. ФИО Протокол № ___ от «___» _______ 2019г | Согласовано Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ № 10 ________/ ФИО от «___» августа 2019г | «Утверждено» Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной русской литературе
8 а,б классы
Кусакина Марина Леонтьевна
(первая категория)
Ф.И.О. учителя, категория
2019/2020 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по родному русскому и родной литературе 7 класс
Тематический план (родной...
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...
Рабочая программа Родная литература (русская). Программа составлена учителем русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения "Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа" Бердниковой Алевтиной Васильевной.
Программа составлена с учетом НРЭО...
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....
Формирование читательской грамотности при обучении предметам «Русский родной язык» и «Родная литература (русская)»
Читательская грамотность — это умение обучающегося воспринимать тексты любого стиля и типа, пересказывать их, а затем использовать полученную информацию на практике. Читательская грамотность фор...