Рабочая программа по родной литературе (русской) 10-11 класс
рабочая программа (10, 11 класс)
Рабочая программа разработана по рекомендациям БОУ ДПО "ИРООО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_russkaya_10-11_klass.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛОГРАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТИХВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕННО» методическим объединением учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от ____ августа 2019 г. | «СОГЛАСОВАНО» зам.директора по УВР ______________Ю.С. Дынник «___»_____________2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Тихвинская СШ» ______________Е.А. Гермизеева Приказ № ________от «____»_________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (русская)» (базовый уровень)
на 2019-2020 учебный год
10-11 класс
Составитель
Дынник Юлия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
2019 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
- оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
− мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей отечественной литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание учебного предмета
10 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Даль Владимир Иванович (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского языка», сказки.
Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Д.В. Григорович Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика
Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Кто виноват?»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы «Карелия» и «Таинственная капля». «Духовные стихотворения».
В.М. Гаршин Рассказ «Красный цветок»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Г.И. Успенский Эссе «Выпрямила»
11 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
В.Я. Брюсов Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось»
Б.А. Ахмадулина
Л.Н. Мартынов
Ю.П. Казаков Рассказ «Во сне ты горько плакал»
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов Повесть «Усвятскиешлемоносцы»
Ю.В. Трифонов Повесть «Обмен»
А.Н. Арбузов Пьеса «Жестокие игры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
А.А. Фадеев Романы «Молодая гвардия»
Э.ВеркинПовесть «Облачный полк»
В.С. Маканин Рассказ «Кавказский пленный»
З. ПрилепинРоман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Н.А. Заболоцкий Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
Н.М. Рубцов Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны»
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Ю.О. Домбровский Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Личность (2 ч.) | ||||
1 | Даль Владимир Иванович «Толковый словарь живого великорусского языка»: человек-мыслитель и человек-деятель. Нравственная основа сказок В.И. Даля | 1 | ||
2 | Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор): человек перед судом своей совести, , я и другой, индивидуальность и «человек толпы» | 1 | ||
3 | Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя Мышкина. | 1 | ||
Личность и семья (5 ч.) | ||||
4 | Особенности драматургии А.В. Сухово-Кобылина. Трилогия «Свадьба Керчинского»: семейные и родственные отношения в комедии | 1 | ||
5 | Место человека в семье и обществе:Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича» | 1 | ||
6 | Истинные и ложные ценности в повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий» | 1 | ||
7 | Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова | 1 | ||
8 | А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности | 1 | ||
Личность – общество – государство (4 ч.) | ||||
9 | Д.В. Григорович рассказ «Гуттаперчевый мальчик»:влияние социальной среды на личность человека | 1 | ||
10 | Человек и государственная система; гражданственность и патриотизм в публицистике К.С. Аксакова | 1 | ||
11 | Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?» | 1 | ||
12 | Художественные особенности прозы А.Герцена | 1 | ||
Личность – природа – цивилизация (1 ч.) | ||||
13 | Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в поэзии Ф.Н. Глинки. «Духовные стихотворения». Поэтика рассказов В.М. Гаршина: цивилизация, ее проблемы и вызовы | 1 | ||
Личность – история – современность (2 ч.) | ||||
14 | Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница» | 1 | ||
15 | Семинар «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы 19 века». | 1 | ||
16 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 | ||
17 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | 1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
11 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Личность | ||||
1 | Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии В. Брюсова (Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»). | 1 | ||
2 | Человек перед судом своей совести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось». | 1 | ||
3 | Судьба человека, становление личности конфликт долга и чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной и Л.Н. Мартынова | 1 | ||
4 | Детство, отрочество, личность и мир в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал» | 1 | ||
Личность и семья | ||||
5 | Семейные и родственные отношения в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы». | 1 | ||
6 | Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова «Обмен» | 1 | ||
7 | Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры». | 1 | ||
8 | Валентин Григорьевич Распутин. «Дочь Ивана, мать Ивана». Смысл названия, женщина как связующее звено между поколениями. Ее предназначение – передать своим детям нравственные ценности, веру в добро и справедливость. Мотив народного понимания правды: месть злу для восстановления справедливости. | 1 | ||
Личность – общество – государство | ||||
9 | А.А. Фадеев «Молодая гвардия»: влияние социальной среды на личность человека | 1 | ||
10 | Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э.Веркина«Облачный полк» | 1 | ||
11 | В.С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и государственная система | 1 | ||
12 | Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З. Прилепина «Санька» | 1 | ||
Личность – история – современность | ||||
13 | Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» | 1 | ||
14 | Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых» | 1 | ||
15 | Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб для собаки» | 1 | ||
16 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 | ||
17 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
РП по родной литературе в 5 классе...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса
Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса
Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях, освоение общекультурных навыков чтения, вос...
Рабочая программа по родной литературе (русской) 5-9 класс
Рабочая программа составлена по рекомендациям БОУ ДПО "ИРООО"...