Материал к уроку родной литературы в 11 классе по рассказу ульяновского писателя В.Н. Сергеева "Рыжие берега".
методическая разработка (11 класс)
Рассказ В.Н. Сергеева позволяет включить в процесс преподавания родной литературы региональный компонент. Ребятам интересно прочитать про родные места, увидеть описание автором Волги и её предместий. Помимо этого, рассказ является замечательным материалом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.sergeev_ryzhie_berega.docx | 20.56 КБ |
v.n._sergeev_ryzhie_berega.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема урока: Изображение Симбирского края в рассказе В.Н. Сергеева «Рыжие берега».
Цель урока: формирование и развитие нравственных понятий в процессе целостного анализа текста художественного произведения.
Планируемые результаты
Предметные
Знания: содержание рассказа, проблематика произведения.
Умения: понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.
Метапредметные
Коммуникативные: К3.1.
Познавательные:П1.4
Регулятивные:Р1.1
Личностные: Л1.8.
Тип урока: изучение нового материала.
Межпредметные связи: история.
Материальное обеспечение урока: УМК Литература. 11 класс. Ю.В.Лебедев. М.: Просвещение, 2016; рассказ В.Н. Сергеева «Рыжие берега».
Задачи этапа | Планируемые результаты | Деятельность преподавателя | Деятельность суворовцев (ФОПД) | Технология, метод обучения | Контроль | Время | |
Организационный момент. | |||||||
Настроить на активную устную работу | Уметь организовывать рабочее место, выполнять команды дежурного. | Принимает рапорт | Дежурный сдает рапорт | 1 | |||
Мотивация суворовцев к учебной деятельности, определение темы и цели урока | |||||||
Формулировать учебную задачу | Организует начало урока посредством беседы. Любовь России к ней нетленна. | Определяют тему и цели урока; записывают в тетрадь | (ТРКМ, (стадия вызова), проблемный метод | СК | 2 | ||
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. | |||||||
Подготовка учащихся к объяснению нового материала | Уметь систематизировать изученный материал | Организует вступительную беседу Сергеев Виктор Николаевич родился 27 июня 1943 года в селе Чуфарово Майнского района Ульяновской области в крестьянской семье. Отец, Николай Иванович, шорник по специальности, пропал без вести в Великую Отечественную; мама, Анисья Петровна, осталась одна с тремя малыми детьми, работала в колхозе, как она говорила — «от тёмного до тёмного». Окончил Буйковскую среднюю школу в 1961 году. Детство, отрочество и юность прожил в Чуфарове. | Слушают преподавателя, записывают материал в тетрадь, высказываются (фронтальная ОПД) | ТРКМ (стадия вызова), частично-поисковый метод | КП | 5 | |
Изучение нового материала | |||||||
Выявление места и причины затруднения | Уметь выражать свою точку зрения; слушать текст с извлечением необходимой информации | Организует анализ рассказа «Рыжие берега». Никанор Вьюгов. Опишите его. Расскажите о семье Никанора. Почему, на ваш взгляд, сложно складываются отношения с братом? За что Пётр упрекал брата, когда приезжал в гости? Расскажите о семье Петра. Что случилось с Никанором на Волге, когда ждал брата с работы? Кто такой Вёсельник? Зачем этот герой включён в рассказ? Расскажите о жизни семьи до войны. Почему поговорить по душам братья пошли на берег Волги? Зачитайте эпизоды, в которых описывается великая река. Как вы считаете, изменится ли отношение друг к другу после этой встречи? | Отвечают на вопросы. Зачитывают фрагменты рассказа. Записывают выводы в тетрадь. | ТРКМ (осмысление) частично-поисковый метод | СК, ВК | 17 | |
Смена деятельности | Удерживать поставленную задачу | Организует проведение динамической паузы | Выполняют физические упр. | 2 | |||
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения | |||||||
Решение типовых заданий на новый способ действий в форме коммуникативного взаимодействия (в парах) | Уметь извлекать информацию из текста, формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять самоконтроль | Организует работу в группах: выявите спектр проблем, которые поднимаются в данном рассказе. Объясните смысл заглавия и идею.
| Работают с текстом, выявляя проблематику рассказа, авторскую позицию. | ТРКМ (стадия осмысления); частично-поисковый метод | СК, ВК, КП | 10 | |
Постановка задания на самоподготовку, инструктаж по его выполнению | |||||||
Осмысление задания на с/п | Формулировать и удерживать учебную задачу | Объясняет задание на с/п: подготовить материал о поэтах Ульяновска 20 века. | Слушают преподавателя, записывают задание на с/п, задают вопросы | Проблемный метод ТРКМ (Стадия рефлексии: расширение сферы своих знаний) | самоконтроль | 2 | |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. | |||||||
Подведение итогов урока, установление соответствия полученного результата поставленной цели. | Самооценка на основе критериев успешности | Организует подведение итогов занятия | Участвуют в обсуждении сформированных умений. Выставляют оценки. | Аналитический метод ТРКМ (Стадия рефлексии) | самоанализ | 1 |
Преподаватель ______________ И. Смолякова
Ресурсный материал
В городе Магнитогорске в профессионально-техническом училище получил профессию газоэлектросварщика. Работал на заводах и стройках. Любовь к литературе и нажитый жизненный опыт, когда появилось устойчивое желание поделиться наблюдениями, мыслями и чувствами, склонил автора к сочинительству. Прозаик, член Союза писателей России, автор нескольких книг: «Первый круг» (Саратов, 1985 год), «Родственники» (Москва, 1993 год), «Синее небо с белыми облаками» (Ульяновск, «Регион-Инвест», 2007 год), «Свидетельницы» (Ульяновск, «Вектор-С», 2008 год), «На полустанке Зелёном» (Ульяновск, «Печатный Двор», 2016), «Гуси на крыло» (Ульяновск, «Печатный Двор», 2019). Рассказы и повести публиковались также в местной периодике, в литературных журналах и альманахах Поволжья. По рассказу «Дупло» на Мосфильме в 1981 году снят короткометражный фильм.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любовь России к ней нетленна. К ней тянутся душою всей Кубань и Днепр, Нева и Лена, и Ангара, и Енисей. Люблю её всю в пятнах света, всю в окаймленье ивняка... Но Волга для России — это гораздо больше, чем река.... Е.Евтушенко , Волга, 1958
Сергеев Виктор Николаевич родился 27 июня 1943 года в селе Чуфарово Майнского района Ульяновской области в крестьянской семье. Отец, Николай Иванович, шорник по специальности, пропал без вести в Великую Отечественную; мама, Анисья Петровна, осталась одна с тремя малыми детьми, работала в колхозе, как она говорила — «от тёмного до тёмного». Окончил Буйковскую среднюю школу в 1961 году. Детство, отрочество и юность прожил в Чуфарове.
В городе Магнитогорске в профессионально-техническом училище получил профессию газоэлектросварщика . Работал на заводах и стройках. Любовь к литературе и нажитый жизненный опыт, когда появилось устойчивое желание поделиться наблюдениями, мыслями и чувствами, склонил автора к сочинительству.
Прозаик, член Союза писателей России, автор нескольких книг: «Первый круг », «Родственники », « Синее небо с белыми облаками », «Свидетельницы », «На полустанке Зелёном» , «Гуси на крыло ». Рассказы и повести публиковались также в местной периодике , в литературных журналах и альманахах Поволжья. По рассказу «Дупло» на Мосфильме в 1981 году снят короткометражный фильм.
Анализ рассказа «Рыжие берега». Никанор Вьюгов. Опишите его. Расскажите о семье Никанора. Почему, на ваш взгляд, сложно складываются отношения с братом? За что Пётр упрекал брата, когда приезжал в гости? Расскажите о семье Петра. Что случилось с Никанором на Волге, когда ждал брата с работы? Кто такой Вёсельник? Зачем этот герой включён в рассказ? Расскажите о жизни семьи до войны. Почему поговорить по душам братья пошли на берег Волги? Зачитайте эпизоды, в которых описывается великая река. Как вы считаете, изменится ли отношение друг к другу после этой встречи?
Групповая работа. 1.Проблемы текста. 2.Смысл заглавия. 3.Идея рассказа.
Задание на самоподготовку. Подготовить материал о поэтах и писателях Ульяновска 20 века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"
Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной....
Открытый урок родной литературы 7 класс
Техническая карта открытого урока родной литературы 7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...
Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"
В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа....
Конспект урока по литературе 6 класс по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок мудрости и доброты...
Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....
Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....
Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."
Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...