Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_l.n.andreeva.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Л.Н.Андреев «Кусака»
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса литературы.
Задачи обучения:
- познакомить с творчеством Л.Н.Андреева;
- проиллюстрировать особенности его рассказа «Кусака»;
Задачи развития:
активизировать познавательные интересы обучающихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности;
Задачи воспитания:
продолжить работу над воспитанием индивидуальной, творчески личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей представлять продукт своей деятельности и объективно оценивающей собственную работу и работу одноклассников.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть и думаю, что наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопомощи.
Для того чтобы начать работу, предлагаю прослушать песню В. Шаинского и подумать, каким настроением она проникнута.
- Итак, какое настроение, впечатление возникло после прослушивания песни?
Почему? (пропала собака, девочка переживает, грустит по своему другу)
- А у вас есть такой друг (собака, кошка или другое животное)? Расскажите. – Но всегда ли мы настолько добры к животным, а может быть, бывает и по-другому. Дома вы прочитали рассказ Л.Андреева «Кусака». О чем он?
(о жестоком и равнодушном отношении к животным и об ответственном отношении к ним)
- Произведение написано в начале XX века. Но актуально ли оно сейчас?
- Знаете ли вы примеры других произведений, где герои были бы четвероногие?
- Итак, какая проблема объединяет все эти произведения? Раз проблема существует, мы должны её решать, что-то делать.
Что мы должны делать, чтобы проблема исчезла?
-Назовите ключевые вопросы (что? как? зачем?)
- Ребята, подумайте, после сегодняшнего урока, какие изменения хотели бы вы внести, в свое сердце, в свой характер?
Тогда сформулируйте цели нашего урока.
Тема: Л.Н.Андреев «Кусака».
Сегодня у нас урок-открытие, потому что имя Леонида Николаевича Андреева впервые звучит на уроке, и потому, что рассказ, который мы будем изучать содержит нравственные заповеди. Их-то нам и предстоит обнаружить и принять в свое сердце.
А что же такое нравственность? Уточните по толковому словарю значение этого слова. НА ДОСКУ!!!!!!!!!!!!!!!!!
Сколько времени вам понадобится? (1).
Работа со словарем. (1. совокупность норм поведения человека в обществе 2. внутренние качества человека, определяющие соответствие его поведения этим нормам)
- Действительно, отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности человека, т.е. критерием его поведения, морали.
Давайте обратимся к рассказу.
Героем его стала собака. Но сам Андреев писал так: ПРОЧИТАЙТЕ
В рассказе «Кусака» героем является собака,
ибо все живое имеет одну и ту же душу
и страдает одними и теми же страданиями...
Л.Н.Андреев
Эти слова и станут эпиграфом нашего урока.
Почему страдает Кусака? Проверим, насколько хорошо вы усвоили её историю. Восстановите последовательность событий. Задание 150, тетрадь ч.1.
Проверка. Документ-камера.
Очень кратко, опираясь на пункты задания 150, перескажите сюжет рассказа.
Работа в группах. Проведем исследование и посмотрим, кто и что является причиной изменений в жизни Кусаки. Для этого составим план исследования.
План.
1. Имя.
2. Внешность.
3. Состояние природы.
4. Отношение с людьми.
5. Иллюстрации
6. Место данного эпизода в композиции.
Сколько времени вам понадобится? Работа на листах.
- Ответы. Вопросы группам. Оценка.
- Ребята, какими словами заканчивается рассказ? Зачитайте.
- Вот такой печальный конец рассказа «Кусака». Как вы считаете, почему Кусака воет?
Придумайте свой конец рассказа «Кусака». 4-5 предложений. (3 мин)
- Давайте их послушаем.
- Делаем вывод: В основном вы придумали счастливый конец.
Давайте подберём к слову нравственность слова – ассоциации. Составим кластеры.
Обращение к проблеме!!! Эпиграфу. Чему учит нас рассказ Л.Н.Андреева?
- Мы познакомились с замечательным рассказом Л.Н.Андреева «Кусака», но пока ни слова не сказали о самом авторе. Как вы думаете, что за человек был Л.Андреев? Хотите узнать о нем больше? Откройте учебник стр.91. Посмотрите предложенный материал. Сколько времени вам понадобится?
Какие новые для себя сведения вы открыли?
Пришло время закрепить весь материал нашего урока. Откройте тетради ч.2 и выполните задание части А. Сколько времени вам понадобится?
Проверка. стр. 86.
13-15 – 5
10-12 -4
7-9 - 3
Домашнее задание.
1.Напишите письмо Лёле.
2.Рассмотрите памятники собакам – верным друзьям человека на стр. 80-82 в цветной тетради, ч.1. Подумайте, какой памятник можно поставить Кусаке.
3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Кусака», сопроводив её цитатами из текста.
НРАВСТВЕННОСТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Интегрированный урок обществознание — литература – история по рассказу Е.И. Носова «Кукла»
Урок проведен с компьютерным сопровождением. Презентация к уроку подготовлена самостоятельно. Цель урока: оценить мастерство Е. И. Носова в раскрытии проблем современности, привлечь внимание к ли...
Презентация к уроку по литературе "Пейзаж в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"
Презентация к уроку по литературе в 6 классе на тему "Картины природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"...
Урок по литературе "Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
Урок для учеников 6 класса по учебнику В.Я. Коровиной...
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...
Презентация к уроку родной литературы ( русской) по рассказу Ю Буйды "Продавец добра"
Презентация к уроку родной литературы (русской) по рассказу Ю. Буйды "Продавец добра"....
Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс
Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить сущность человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...
- Мне нравится (1)