Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Максименко Лариса Михайловна

В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_l.n.andreeva.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н.Андреев «Кусака»

Тип урока: Урок общеметодологической направленности


Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса литературы.

Задачи обучения:

  • познакомить с творчеством Л.Н.Андреева;
  • проиллюстрировать особенности его рассказа «Кусака»;

Задачи развития:

активизировать познавательные интересы обучающихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности;

Задачи воспитания:

продолжить работу над воспитанием индивидуальной, творчески личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей представлять продукт своей деятельности и объективно оценивающей собственную работу и работу одноклассников.

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть и думаю, что наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопомощи.

Для того чтобы начать работу,  предлагаю прослушать песню В. Шаинского и подумать, каким настроением она проникнута.

- Итак, какое настроение, впечатление возникло после прослушивания песни?

 Почему? (пропала собака, девочка переживает, грустит по своему другу)

- А у вас есть такой друг (собака, кошка или другое животное)? Расскажите. – Но всегда ли мы настолько добры к животным, а может быть, бывает и по-другому. Дома вы прочитали рассказ Л.Андреева «Кусака». О чем он?

(о жестоком и равнодушном отношении к животным и об ответственном отношении к  ним)

- Произведение написано в начале XX века. Но  актуально ли оно сейчас?

  • Знаете ли вы примеры других произведений, где герои были бы четвероногие?

- Итак, какая проблема объединяет все эти произведения? Раз проблема существует, мы должны её решать, что-то делать.

Что мы должны делать, чтобы проблема исчезла?

-Назовите ключевые вопросы (что? как? зачем?)

  • Ребята, подумайте, после сегодняшнего урока, какие  изменения хотели бы вы внести, в свое сердце, в свой характер?

Тогда сформулируйте цели нашего урока.

Тема: Л.Н.Андреев «Кусака».

Сегодня у нас урок-открытие, потому что имя Леонида Николаевича Андреева впервые звучит на уроке, и потому, что рассказ, который мы будем изучать содержит нравственные заповеди. Их-то нам и предстоит обнаружить и принять в свое сердце.

А что же такое нравственность? Уточните по толковому словарю значение этого слова. НА ДОСКУ!!!!!!!!!!!!!!!!!

Сколько времени вам понадобится? (1).

Работа со словарем. (1. совокупность норм поведения человека в обществе 2.  внутренние качества человека, определяющие соответствие его поведения этим нормам)

- Действительно, отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности человека, т.е. критерием его поведения, морали.

Давайте обратимся к рассказу.

Героем его стала собака. Но сам Андреев писал так: ПРОЧИТАЙТЕ

    

В рассказе «Кусака» героем является собака,

ибо все живое имеет одну и ту же душу

и страдает одними и теми же страданиями...

Л.Н.Андреев

Эти слова и станут эпиграфом нашего урока.

Почему страдает Кусака? Проверим, насколько хорошо вы усвоили её историю. Восстановите последовательность событий. Задание 150, тетрадь ч.1.

Проверка. Документ-камера.

Очень кратко, опираясь на пункты задания 150, перескажите сюжет рассказа.

Работа в группах. Проведем исследование и посмотрим, кто и что является причиной изменений в жизни Кусаки. Для этого составим план исследования.

План.

1. Имя.

2. Внешность.

3. Состояние природы.

4. Отношение с людьми.

5. Иллюстрации

6. Место данного эпизода в композиции.

Сколько времени вам понадобится? Работа на листах.

- Ответы. Вопросы группам. Оценка.

- Ребята, какими словами заканчивается рассказ? Зачитайте.

- Вот такой печальный конец рассказа «Кусака». Как вы считаете, почему Кусака воет?

Придумайте свой конец рассказа «Кусака». 4-5 предложений. (3 мин)

- Давайте их послушаем.

- Делаем вывод: В основном вы придумали счастливый конец.

Давайте подберём к слову нравственность слова – ассоциации. Составим кластеры.

Обращение к проблеме!!! Эпиграфу. Чему учит нас рассказ Л.Н.Андреева?

- Мы познакомились с замечательным рассказом Л.Н.Андреева «Кусака», но пока ни слова не сказали о самом авторе. Как вы думаете, что за человек был Л.Андреев? Хотите узнать о нем больше? Откройте учебник стр.91. Посмотрите предложенный материал. Сколько времени вам понадобится?

Какие новые для себя сведения вы открыли?

Пришло время закрепить весь материал нашего урока. Откройте тетради ч.2 и выполните задание части А. Сколько времени вам понадобится?

Проверка. стр. 86.

13-15 – 5

10-12 -4

7-9 - 3

Домашнее задание.

1.Напишите письмо Лёле.

2.Рассмотрите памятники собакам – верным друзьям человека на стр. 80-82 в цветной тетради, ч.1. Подумайте, какой памятник  можно поставить Кусаке.

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Кусака», сопроводив её цитатами из текста.

НРАВСТВЕННОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обществознание — литература – история по рассказу Е.И. Носова «Кукла»

Урок проведен с компьютерным сопровождением. Презентация к уроку подготовлена самостоятельно. Цель урока: оценить мастерство Е. И. Носова в раскрытии проблем современности, привлечь внимание к ли...

Презентация к уроку по литературе "Пейзаж в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе  на тему "Картины природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Презентация к уроку родной литературы ( русской) по рассказу Ю Буйды "Продавец добра"

Презентация к уроку родной литературы (русской) по рассказу Ю. Буйды "Продавец добра"....

Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс

Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить  сущность  человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...