Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".
план-конспект урока (5 класс)

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК 6: Ю.Я.ЯКОВЛЕВ «ЦВЕТОК ХЛЕБА». БЕДА И РАДОСТЬ; ЗЛОЕ И ДОБРОЕ НАЧАЛО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ; ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ, СВОЕОБРАЗИЕ ЯЗЫКА.

Цели урока:

Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного образа; обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; уважение к старшему поколению

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, ;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Ход урока:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

1. Стадия вызова

-Ребята, вы любите отгадывать загадку? Ну, тогда слушайте.

Из нарядной яркой чашки 
Угощаются букашки. (Цветок)

И пшеничный, и ржаной,

Пахнет он землёй родной (Хлеб)

-Ребята, на доске написано словосочетание «цветок хлеба». Как вы себе представляете этот цветок? Может быть, кто-нибудь из вас видел, как цветет хлеб?

- Сегодня речь пойдет о рассказе «Цветок хлеба», автор которого Юрий Яковлев.

-Давайте мы вместе попробуем определить, какова же цель нашего урока? (оценить

поступки героя и выяснить, какие жизненные уроки извлек мальчик в сложившихся обстоятельствах)

   Юрий Яковлевич родился в 1922 году в Петрограде (ныне Санкт – Петербурге) в семье служащего. Совсем юным он попал на фронт, где работал во фронтовой печати. В детскую литературу Ю. Яковлев пришел сразу после окончания ВОВ. Многие его произведения, посвящены жизни ваших сверстников в стране и за рубежом – «Мальчик с коньками»; «Собирающий облака»; «Где стояла батарея»; «Цветок хлеба» и другие – некоторые из них вы видите на нашей выставке. А рассказы и повесть «Станция»; «Мальчики»; «Мальчик с коньками» - рассказывают читателям о становлении характера ребенка, о человеческой чуткости, о верной памяти павших в боях. Ю. Яковлеву принадлежат несколько сценариев, по которым сняты детские кинофильмы.

2. Стадия осмысления

-Какие же факты в биографии Ю.Яковлева могли послужить причиной для создания рассказа «Цветок хлеба»? (Ответы учеников)

-Дома вам предложено было прочитать это произведение и повторить литературные термины. Кто готов прокомментировать термины, которые понадобятся нам на уроке?

- Что такое рассказ?

    РАССКАЗ - малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера

- Сюжет рассказа?

    Сюжет - художественно целесообразная система описываемых событий, которые автор излагает в такой последовательности и с использованием таких литературных форм и приемов, которые наиболее полно отвечают его творческой задаче. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог

-Каков сюжет рассказа «Цветок хлеба»?

Составляем цитатный план сюжета рассказа (работаем в группах).

-Найдем элементы сюжета. Но чтобы подойти к решению этого вопроса, ответьте на несколько вопросов:

- Как Коля ест хлеб, когда его угощают автоматчики?

- Как поедает корж, который испекла ему бабушка?

- Почему Коля бережет корж, который несет деду?

- Почему не выпрашивает хлеб у старика?

Делаем вывод:

Экспозиция: Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

Завязка действия: Мать посеяла на огороде полоску пшеницы.

Развитие действия: ожидание урожая пшеницы, урожай собран, бабушка испекла два коржа

Кульминация: Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запеченную корочку.

Развязка: Коля сполз со скамейки и пошел прочь…

-На сколько частей и какие можно поделить рассказ?

Рассказ можно поделить на две части

1.Коля до момента взросления. Какой он?

а)Коля как голодный волчонок, который ищет «добычу».

б)Ест пищу жадно мгновенно.

2. Духовное взросление Коли. Какой он теперь?

а)В Коле развивается терпение.

б)Он начинает справляться со своими минутными слабостями(например, когда он устоял и не съел хлеб, а донёс его дуду.

в)В нём развивается незнакомое чувство(совесть, уважение к деду, к его заслугам)

3.Лингвосмысловой анализ 

1.Что вас удивило в этом рассказе? (обратите внимание на название)

2.Рассказ называется «Цветок хлеба», а говорится не о цветке, даже описания его нет. А что есть? (Есть ожидание мальчиком этого цветка.)

3.Каким он его представляет? Найдите в тексте. (Ожидание прекрасных красивых цветов.)

4.Почему? (Потому что мальчик был постоянно голодным, а солдаты его угостили настоящим хлебом, и лучшего вкуса он не знал. Ему казалось, что всё прекрасное связано с едой, с хлебом.)

5.Почему он был голодным? На кого он похож? (Шла война. Похож на волчонка, потому что постоянно выискивает «добычу» (так говорит автор, как о животном), т.е. еду (щавель, ягоды, корни)).

6.Что они ели дома? (Хлеб (но к муке добавляли веники проса, и хлеб похож на глину) и то не досыта.)

7.Почему? (Продукты все отправляют на фронт, главное – победить врага, себе – только самое необходимое. 

8.Подтвердите текстом, что он с нетерпением ждёт появления хлебного цветка? (Когда появились всходы, он берёт хлебную травинку и жуёт, но хлебного вкуса нет, трава как трава. Когда сказали, что скоро зацветёт, он смотрит на него, но цветка так и не

увидел.)

9.Наконец хлеб испечён.  Как называет автор этот хлеб, которого ждёт мальчик? («завидное угощение» от слова гость)

10.Каковы его чувства после того, как он съел свой корж? (Ему хочется ещё: «Второй…улыбался всей своей рожицей»)

11.Коля несёт хлеб деду. Как теперь называет автор хлеб? (Дорогая ноша, гостинец (боится, что отнимут ребята, они тоже голодные)).

Гостинец – товар, привезённый купцом – подарок гостя – подарок.

12.Принёс. На что надеется? (Что дед разломит корж пополам.)

13.Дед что делает с хлебом? (Нюхает)

14.Ему хочется есть? (Да)

15.Что делает дед с хлебом дальше? (Относит в шалаш)

16.Что думает об этом внук? (Деду не хочется делиться, он потом съест один.)

17.Что интересует деда? (Как чувствует себя Бабка, т.е. заботится о её здоровье.)

18.Давайте посмотрим, какое слово употребляет дед, говоря о земле, которая даёт такой вкусный хлеб. (Земля «родит».)

19.Какое значение имеет это слово?

Родиться – появиться на свет. Родить – общеславянское, образовано от слова

Родить – произвести на свет. «род» при помощи суффикса «ити».

Род от слова «рост». Однокоренные – род, родина, родной, родственники.

Следовательно, земля «родит» - даёт хороший урожай, хорошо растёт.

20.В каком значении употреблено слово «родит» в сочетании со словом «земля»: в прямом или в переносном? (В переносном.)

21.Как называется в литературе перенос качеств одушевлённого предмета на неодушевлённые? (Олицетворение.)

22.Значит, земля живая для деда, почему? Почему о земле такое слово? (Уважение к земле, к хлебу свойственно деревенским людям: ведь они знают, сколько нужно вложить труда, чтобы вырастить, а затем и испечь хлеб, т.е. перед нами речь хлебопашца. Он раньше работал на земле, теперь сил не стало, и он с такой же любовью занимается пчёлами. Они его не жалят, принимают за своего, потому что он постоянно с ними.)

23.Коля идёт обратно от деда. О чём он думает? (Что дед сейчас ест хлеб, что дед не захотел поделиться с ним, ему обидно, и поэтому он даже представляет, как перемалывает дед своим беззубым ртом запечённую корочку.)

   В сказках, былинах, песнях на дорогах происходят важные встречи, происходят важные события. У русских писателей «дорога» символизирует «жизненный путь». Мотив дороги содержит глубокий философский смысл. Философия – наука, которая изучает законы развития природы, общества. Давайте посмотрим, изменила ли дорога что-то в жизни Коли?

24.Бабушка выкладывает грязное бельё, а на дне котомки лежит завёрнутый в чистую тряпицу хлеб. Она положила гостинец перед внуком. Чем показался хлеб внуку? (Солнышком. Оно ослепило мальчика.)

25.Почему? (Он не ожидал, он плохо думал про деда, у него было плохое настроение.

Солнышком, потому что дед оказался таким добрым и щедрым: не то, что поделился, он отдал всё. А ведь он даже не попробовал его.)

26.Как ведёт себя Коля? (Если первый корж он съел, ни о ком не думая, то тут он протянул руку, и его удержало чувство сильнее голода, важнее хлеба.)

27.Какое? (Чувство доброты, ответственности за других, он впервые подумал о других.

Дед и бабушка не ели хлеба, они берегли ему. Он увидел то, чего раньше не

замечал: люди совершают поступки, не требуя за это платы, награды. Бабушка

испекла хлеб, но себе не оставила ничего, только ему и деду. Дед воевал с немцами, а медали ему не надо; работал на земле, теперь нет сил – занимается пчёлами, чтобы как-то помочь семье, но награды – еды, хлеба – за это не надо.)

28.Что делает Коля? (Коля берёт хлеб, заворачивает его в чистую тряпицу и кладёт в дедушкин сундук, т.е. это будет гостинцем для деда.)

29.О чём говорит такой поступок? (О взрослении героя, доброта порождает доброту.)

30.Какую роль сыграла дорога «К деду и обратно»? (научила внимательнее относиться к людям)

    Если в начале рассказа перед нами голодный мальчик, похожий на волчонка, теперь мы видим его повзрослевшим, способным на подвиг: ведь отказаться голодному от хлеба – подвиг.

    Токи доброты проникли в неокрепшую душу мальчика и сделали его сильнее. Совесть, уважение к деду, чувство долга перед дедом – первые гражданские чувства просыпаются в душе мальчика. Дорога сыграла большое значение, она дала мальчику жизненный опыт, может быть, первый, что если ты живёшь среди людей, то надо думать не только о себе, но и о других.

- Давайте вернёмся к названию рассказа. У писателей ничего не бывает случайным. Почему же именно так назвал Ю.Яковлев свой рассказ?

-Какой он, цветок хлеба? (незаметный, но он дорог людям, важен для них)

-Что у нас в рассказе важно для человека, но незаметно сразу, не бросается в глаза? (доброта, душевная щедрость)

-Получил Колька урок доброты, свой цветок хлеба? (Да, он тоже хочет угостить деда.)

-Что имеет в виду автор под названием «Цветок хлеба»? (Цветок хлеба – это доброта, душевная теплота, щедрость, которые не видны сразу, но дороги людям, как хлеб.)

4.Рефлексия.

1. Какие уроки жизни вы сегодня извлекли?

2. Какой урок мудрости вы получили из рассказа?

3.Подумайте, понадобятся ли вам полученные сегодня знания и как вы их можете применить?

- Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда нужно было чем-то пожертвовать ради мамы, папы, сестры, брата, друга?

-Почему этот рассказ назван «Цветок хлеба»? (Хлеб - это цветок жизни)

- На 3-м километре бывшей Дороги жизни, у посёлка Ковалёво, стоит памятник Цветок жизни. В центре композиции – наклонная плита с надписью: «Во имя жизни и против войны, детям – юным героям Ленинграда 1941 – 1944 гг.» белый каменный цветок на десятиметровом столбе возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце».

Составляем синквейн «Хлеб».


Порядок построения:


Правила написания


1 строчка – 1 слово (существительное) Называет объект


1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.


2 строчка – 2 слова (прилагательные) Характеристика объекта


2. Описание темы в 2 – х словах – прил. 


3 строчка – 3 слова (глаголы) Описание действия объекта


3. Описание действия в рамках этой темы 
3 –я словами – глаголы


4 строчка – 4 слова (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте


4. Фраза из 4 – х слов, показывающая отношение к теме – любая часть речи


5 строчка – 1 слово (любая часть речи)Вывод. Эмоциональное заключение


5. Вывод из одного слова, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи

1.Хлеб
2.Особенный, долгожданный
3.Ждали, радовались,удивлялись
4.Стал важным  уроком доброты
5.Важно!

Домашнее задание: Л. Петрушевская «Котёнок Господа Бога».

В войну, Коля не мог привыкнуть к чему? (к голоду)

На кого был похож Коля? (на исхудалого волчонка )

Чем пахло от хлеба? (сырой глиной )

Как один раз за войну, Коля наелся хлеба? (вдосталь)

Кто пришёл в хату и накормил Колю? (автоматчики )

Что испытал Коля , когда солдат дал ему хлеба? (закружилась голова )

Что посеяла мать в огороде? (полоску пшеницы )

Что испекла бабушка? (два коржа )

Где жил дед? (на пасеке)

Что хотел дед, вместо медали? (здоровья )

Какая надежда была у Коли, когда он дал корж деду? (что он разломит его пополам )

Что подумал Коля, когда дед отнес корж в шалаш? (что дед жадный )

Что было в котомке с бельём ? (корж)

Что сделал Коля с гостинцем? (положил в дедушкин сундук )

Вопросы по рассказу «Цветок хлеба» Юрия Яковлева.

1.В войну Коля не мог привыкнуть к чему?

2.На кого был похож Коля?

3.Что испытал Коля, когда солдат дал ему хлеба?

4.Что хотел дед, вместо медали?

5.Какая надежда была у Коли, когда он дал корж деду?

6.Что подумал Коля, когда дед отнес корж в шалаш?

7.Что сделал Коля с гостинцем?

Вопросы по рассказу «Цветок хлеба» Юрия Яковлева.

1.В войну Коля не мог привыкнуть к чему?

2.На кого был похож Коля?

3.Что испытал Коля, когда солдат дал ему хлеба?

4.Что хотел дед, вместо медали?

5.Какая надежда была у Коли, когда он дал корж деду?

6.Что подумал Коля, когда дед отнес корж в шалаш?

7.Что сделал Коля с гостинцем?

Вопросы по рассказу «Цветок хлеба» Юрия Яковлева.

1.В войну Коля не мог привыкнуть к чему?

2.На кого был похож Коля?

3.Что испытал Коля, когда солдат дал ему хлеба?

4.Что хотел дед, вместо медали?

5.Какая надежда была у Коли, когда он дал корж деду?

6.Что подумал Коля, когда дед отнес корж в шалаш?

7.Что сделал Коля с гостинцем?

Вопросы по рассказу «Цветок хлеба» Юрия Яковлева.

1.В войну Коля не мог привыкнуть к чему?

2.На кого был похож Коля?

3.Что испытал Коля, когда солдат дал ему хлеба?

4.Что хотел дед, вместо медали?

5.Какая надежда была у Коли, когда он дал корж деду?

6.Что подумал Коля, когда дед отнес корж в шалаш?

7.Что сделал Коля с гостинцем?

Вопросы по рассказу «Цветок хлеба» Юрия Яковлева.

1.В войну Коля не мог привыкнуть к чему?

2.На кого был похож Коля?

3.Что испытал Коля, когда солдат дал ему хлеба?

4.Что хотел дед, вместо медали?

5.Какая надежда была у Коли, когда он дал корж деду?

6.Что подумал Коля, когда дед отнес корж в шалаш?

7.Что сделал Коля с гостинцем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Антитеза как средство раскрытия образов главных героев» (по рассказу М.Горького "Челкаш")

Разработка урока по рассказу М.Горького "Челкаш" (план-конспект и презентация)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....

Урок-знакомство "Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя"

Данная разработка по ФГОС поможет учителю-предметнику провести урок литературы в 5 классе....

Роль "говорящих" фамилий в создании образа главного героя в рассказах А.П.Чехова.

В данной работе представлена методическая разработка к урокам литературы при изучении творчества А.П.Чехова...

Тема урока: «Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире).

Материалы к уроку по литературе 5 класс "Мир глазами ребенка в рассказе "Никита" (беда и радость; злое о доброе начало в окружающем мире)....

«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Урок «Чему учит  рассказ «Цветок хлеба?» (урок  родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)...

Конспект урока литературы в 5 классе. И.С.Тургенев. Реальная основа рассказа "Муму". Образ главного героя.

Знакомство с творчеством писателя, с историей создания рассказа "Муму", с портретом главного героя рассказа....