Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 320 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
города Бийска Алтайского края
Открытый урок по литературе
«Васютка в зеркале природы.
Уроки мудрости и доброты»
(по рассказу
В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Составитель: учитель русского языка и литературы
Максименко Лариса Михайловна
Тема урока: «Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты» (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Цель: создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.
Оборудование:
- компьютер
- проектор
- рейбуки
- учебник
- Рабочая тетрадь, ч.II
Ход урока
I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал
И по какой распутице,
Дорога та, что САМ искал,
Вовек не позабудется!
-О чем это стихотворение? На что оно двигает?
Я желаю всем вам активно работать на уроке, чтобы собственные выводы помогли найти дорогу к знаниям.
В течение урока каждый из вас будет заполнять собственный оценочный лист по заданным критериям, и уже первый этап вы можете оценить.
Этапы урока | Критерии оценки | Количество баллов |
1. Мотивация. Рассказ о своей дороге. | Я ответил полно, грамотно – 2 б. Я ответил кратко – 1 б. Я не ответил – 0 б. | |
2. Целеполагание. | Я ответил полно, грамотно – 2 б. Я ответил кратко – 1 б. Я не ответил – 0 б. | |
3.Знакомство с биографией В.П.Астафьева. | Я ответил полно, грамотно – 2 б. Я ответил кратко – 1 б. Я не ответил – 0 б. | |
4. Работа в группе. Термин АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ рассказ. | Я ответил полно, грамотно – 2 б. Я ответил кратко – 1 б. Я не ответил – 0 б. | |
5. Характеристика литературного героя | Я ответил полно, грамотно – 2 б. Я ответил кратко – 1 б. Я не ответил – 0 б. | |
6. Самостоятельная работа. Тест. | Я не сделал ни одной ошибки – 2 б. Я допустил 1-3 ошибки – 1 б. Я допустил больше 4 ошибок – 0 б. | |
7. Рефлексия | Я ответил полно, грамотно – 2 б. Я ответил кратко – 1 б. Я не ответил – 0 б. | |
За урок я ставлю себе оценку _________, потому что |
II. Постановка учебной задачи. Целеполагание.
Гаснет свет.
- Ой, что это? Куда это мы попали?
Учитель называет признаки русской тайги, ученики отвечают.
- О чем идет речь? (Действительно, это тайга).
Демонстрация документального фильма «Секреты тайги. Фильм о красотах и величии» 0,34 сек.-1,35 сек.
Далее краткая характеристика главного героя, противопоставленная сильному и величественному образу тайги.
Кто это? (Васютка)
-Какой прием положен в основу? (АНТИТЕЗА)
- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”
Обратимся к лексическому значению слова ПОЕДИНОК. Найдите его. Дети работают с рейбуками, находят в словарях слово ПОЕДИНОК,
(Поединок – это борьба двух соперников)
Были ли тайга и Васютка противниками? Какой тогда возникает проблемный вопрос?
Природа – друг или враг?
- Какую цель мы должны поставить перед собой? Что бы вы хотели узнать сегодня?
- А для чего нам это надо? (Попав в подобную ситуацию, уметь преодолевать трудности, не падать духом)
Сформулируем тему урока: В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЗАПОЛНЯТЬ ТАБЛИЦУ.
III. Знакомство с автором.
Прежде чем мы будем говорить о произведении, давайте познакомимся с его автором.
- В.П.Астафьев (1924-2001
- А что вы о нем знаете?
- Что вы считаете нужным узнать о нем?
(запись на доске:
1. биография (какие трудности перенес Астафьев в детстве и юности;
2. какие испытания он преодолел в жизни;
3. характеристика творчества)
Работа с рейбуками, дети находят в интернете информацию об авторе.
- Расскажите, что вы узнали об авторе, что показалось особенно интересным?
ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ ОЦЕНКИ
-Вы знаете: ведь рассказ, о котором мы будем говорить сегодня, АВТОБИОГРАФИЧЕН? (термин на доске)
Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка?
-Какие элементы мы видим в этом слове? (авто – автор; био – жизнь; графо – пишу)
Каково значение этого термина? АВТОБИОГРАФИЯ – описание своей жизни.
- Докажите. А поможет вам статья учебника «Судьба рассказа «Васюткино озеро», стр. 114
- Попробуйте совместно в парах вывести определение автобиографичного произведения.
Закончите предложение.
Автобиографичное произведение – это…
Что же у нас получилось?
(свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора).
произведение, содержащее элементы АВТОБИОГРАФИИ.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ
- Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (Ответы детей).
Итак, главным героем рассказа является Васютка.
Когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)
- Что же нужно ещё, чтобы лучше узнать незнакомца? (Поступки, отношение к окружающим людям…)
КЛАСТЕР
Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы сполна.
Опираясь на схему, расскажите о герое.
Портрет (13-летн. мальчик, похожий на коренастого, маленького мужичка, с ружьем на плече и с патронташем на поясе)
Внутренний мир (склонность к пространственным рассуждениям, разговаривает с кедровкой, пнем, белкой, глухарем, сам с собой, чтобы не бояться; сожалеет, что не позвал Дружка; прислушивается к звукам)
Поступки (погнался за глухарем, не хотел брать краюшку).
Назовите таежные приметы, которыми пользовался мальчик, выбираясь из тайги.
Отношение других к герою (мать, дед, отец, старшина Коляда)
- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
- Какие качества помогли выжить Васютке? (решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение, упорство) Дети составляют кластер, в центре которого буква К
К
- Достиг ли Васютка своей цели?
- Давайте сделаем вывод, над чем нужно работать каждому из нас, чтобы найти СВОЮ дорогу и добиться в жизни чего-нибудь? Какие качества помогут?
- А что природа? Какова её роль в становлении этих качеств?
-А вы, ребята, чему научились? Где пригодится?
IV. Оцените свою работу.
V. Самостоятельная работа
- Рабочая тетрадь, ч.II, стр. 44.
Проверка.
А1 – в
А2 – а
А3 – в
А4 – в
А5 – а
А6 – в
А7 – а
А8 – б
А9 – в
А10- а
А11 –а
А12 – б
А13- б
А14-в
А15-в
А16-б
Оцените свою работу:
Кто сделал так? Кто ошибся? Довольны ли вы своим результатом?
Оцените свою работу.
VI. Рефлексия.
Оценки за урок.
12-14 – 5
10 -11 – 4
7 – 9 - 3
VII. Домашнее задание.
- Напишите сочинение – рассуждение: «Чему меня научил рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Анализ отрывков текста, рассказывающих о блуждании мальчика по тайге....
Урок географии 6 класс по теме "Озера"
Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера"....
Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"
данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-183315-1358613018.jpg)
Технологическая карта к уроку географии 6 класс по теме "Озера"
Технологическая карта предназначена для уроков географии в 6 классе, составлена к учебнику Т.П. Герасимовой "География. Начальный курс. 6 класс". Технологическая карта отражает современный в...
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/16/picture-1341990-1629086708.jpg)
Конспект урока для 9 класса "Жемчужина Сибири - озеро Байкал"
Озеро Байкал с 1992 года окружено несколькими природными заповедниками, а с 1996 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/26/picture-384589-1700989546.jpg)
Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)
Целью данного урока является выявление способов выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...