Конспект урока по литературе 6 класс по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Томарева Ирина Викторовна

Предварительный просмотр:

Урок мудрости и доброты

(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

В. Астафьев.

Цели урока:

  • раскрыть идейное содержание рассказа, характеры главных героев, отношение к ним автора и способы выражения авторской позиции; обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; продолжить работу над такими литературоведческими понятиями, «антитеза», «сюжет» «литературный характер»;
  • развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни; умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;
  • заинтересовать учащихся творчеством В.П. Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

Словарная работа: доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева,  иллюстрации к рассказу.

«Все мы родом из детства…»

Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де - Сент Экзюпери.

- Как вы их понимаете?

Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

Портрет В.П. Астафьева.

Мы знакомимся с одним из самых замечательных рассказов русского писателя прошлого века Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.

Вспомним немного об авторе. (Сообщение ученика)

Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В.Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Мне снится детство». 

Стихотворение К. Кулиева. (Чтение наизусть учеником)

Мне снится детство

Мне снится детство: мать из дома вышла,
Идет, пропалывает огород,
В саду чуть слышно зацветает вишня,
И зной печет, и добрый дождик льет.

Струится пот, и мать, сгибая спину,
Судьбу благословляет каждый день
За солнце, согревающее глину,
За облака, дарующие тень.

Пусть гром гремит за дальнею горою,
Пусть с неба солнце летнее палит,
Чинара от дождя ее укроет,
Родник холодный жажду утолит.

Вот, вытирая руки о передник,
Она стоит, все на земле ей впрок:
И гром, гремящий за горой соседней,
И дождь, поящий редьку и чеснок.

Я сплю, и детство входит в сон мой сладкий,
Весенний дождь и солнце снятся мне.
И женщину, копающую грядки,
Еще живую вижу я во сне.

- Почему?

- Какое слово можно назвать здесь ключевым?

(Воспоминания)

- Какие слова являются однокоренными к этому слову?

(Помнить, память …)

- Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?

(Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.)

Тема урока «Уроки мудрости и доброты»

Итак, тема нашего урока «Уроки мудрости и доброты».

- А как вы понимаете слово «доброта»?

- Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь)

Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ. (Словарь литературных терминов)

- Кто главные герои рассказа?

- Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Словарь литературных терминов)

Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.

Восстановим основные сюжетные моменты рассказа.

  • Обещание бабушки купить пряник;
  • Сбор ягод;
  • Наставления Саньки;
  • Переживания;
  • «Отчёт и расчёт».

Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка. Вспомните, что означают эти термины? (Словарь литературных терминов)

- Какое же событие можно считать завязкой?

Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный пряник.

- Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Чтение текста учениками)

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.

- Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

- Конём, баба?

- Конём, конём.

- Почему пряничный конь был таким желанным подарком? (Чтение текста учениками)

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…» (текст)

- Что мы знаем о семье дяди Левонтия?

- Чем эта семья отличается от семьи Витьки?

«Ребёнок учится всему…

- Как вы понимаете эту народную мудрость?

- Дайте сжатую характеристику семье Левонтия и бабушки.

- Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? (Текст)

«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». 

- Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Текст)

«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…

по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…

Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?

- Почему Витька не хотел идти с ними?

(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)

- После чего он присоединился к ребятам?

Санька стал его дразнить. (Текст)

- Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

- Зато мне бабушка пряник конём купит!

- Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!

- Я?

- Ты!

- Я?

- Ты, ты!

- Жадный?

- Жадный!

- А хочешь, все ягоды съем?

- Слабо!

- Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)

- Я ещё у бабушки калач украду!

- Давай!

- Только одного калача мало!

- Шанег прихвати!

- А лучше ещё и пирог!

- Лишнее не будет!

- Ладно!

Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

- Как автор рисует душевные переживания героя? (Текст)

«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».

- Почему он не хочет сказать бабушке правду?

- Что ему посоветовал Санька?

И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.

- Можно ли это считать кульминацией рассказа?

- Что такое кульминация? (Словарь литературных терминов)

- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить? (Текст)

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

- Какой же можно сделать вывод?

Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

- Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов)

«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»

И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.

Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.

- Как же наказала его бабушка? (Текст)

«И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».

- Почему бабушка так поступила?

- Что она – неграмотный простой человек поняла?

- Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

- Как вы считаете, что такое мудрость?

- А как это слово объясняется в толковом словаре?

- Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?

- Можно ли это событие считать развязкой?

- Что такое развязка? (Словарь литературных терминов)

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

Список литературы.

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П. Учебник литературы 6 класс. - М.: «Просвещение», 2016.
  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. – М.: «ВАКО»,2015.
  3. Интернет-ресурсы http://images.yandex.ru/ http://school-assistant.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой”

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой&rdquo...

Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Сравнительный анализ  рассказов «Конь с розовой гривой»  В.П.Астафьева и «Уроки французского»  В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...

Конспект урока по литературе "Нравственная проблематика рассказа Леонида Андреева "Петька на даче"

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления...