Коррекционное занятие по развитию речи в 4 классе (1 вариант).
план-конспект
Определениепризнаков предметов по вопросам. Постановка вопросов к названиям предметов. Упражнения в определении предметов по их признакам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи в 4 классе с
обучающейся с ограниченными возможностями здоровья (1 вариант)
Учитель-дефектолог: Самиева Лилия Амировна
Тема: Определение признаков предметов по вопросам. Слова, обозначающие признаки предметов. Постановка вопросов к названиям признаков предметов.
Цель: Формирование умения подбирать и называть ряд признаков данного предмета и определять предмет по ряду признаков.
Задачи: упражнять в определении предметов по их признакам; развивать умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов. Задавать вопросы к словам-признакам.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение видеть слова-предметы, слова-признаки и подбирать к ним вопросы.
2. Учить находить и составлять словосочетания слово-предмет + слово-признак при помощи вопросов.
3. Обобщить знания о словах-признаках предметов, частях речи, которыми они выражены.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать познавательную активность обучающихся.
2. Корригировать и развивать устную и письменную речь обучающихся.
3. Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, зрительное восприятие и мышление обучающихся.
4. Развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля при проверке самостоятельно выполненных заданий.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к учёбе, к предмету, трудолюбие, аккуратность.
2. Воспитывать гордость за мужество и героизм наших военных, защитников Родины.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, карточки, таблица для развития зрительной гимнастики.
Тип урока: закрепление изученного материала.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Закрепление учебного материала.
5. Рефлексия.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
1. Прозвенел звонок весёлый.
Мы к занятию готовы.
Будем слушать, рассуждать.
На вопросы отвечать.
- А для того чтобы работа была плодотворной, надо быть внимательной и
любознательной.
2. Приветствие друг друга.
Здравствуй, Айтадж! Я рада тебя видеть.
-Какое у тебя настроение? Выбери смайлик. Желаю тебе с таким настроением поработать на занятии.
-Закрой глаза и скажи вслух себе: «Я всё смогу. У меня всё получится».
3. Проблемная ситуация.
Айтадж! Послушай текст. Прочитай сама ещё раз.
- У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Она.
- Угадай, о ком идёт речь? Можно подумать, что это человек? Почему?
- Значит это животное, если не человек?
- Послушай другой текст и определи кто же это?
У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный и пушистый, шерсть густая и рыжая. Она хитрая и осторожная.
(ноутбук)- картинки (мышка, кошка, белка, ёж, волк, лиса)
- Кого описали в этом тексте?
- Какие слова помогли нам угадать животное?
- На какой вопрос они отвечают?
- Слова, которые отвечают на вопросы - Какой? Какая? Какое? Какие? - Что они обозначают? (признаки предметов).
- Какой частью речи они являются? (Прилагательными).
- Для чего нужны эти слова?
- Они играют важную роль в нашей речи и жизни.
(эти слова нужны, чтобы речь была понятной, яркой, точной и образной).
-Многие поэты говорили, что наша речь волшебная, потому, что много в ней
слов, которые точно, ярко и красочно описывают природу, животных, людей и
другие предметы, обозначающие признаки предметов.
- Какой будет тема нашего занятия сегодня?
- Значит, темой нашего занятия будет «Слова, обозначающие признаки
предметов».
- Что будем делать? (определять слова-признаки предметов, правильно задавать к ним вопросы).
Издавна некоторым животным дали характеристику: большой косолапый;
быстрый трусливый; неторопливый двугорбый, юркая хлопотливая (белка).
От каких слов ты ставила вопросы? (от слов, которые обозначают предметы). На какие вопросы они отвечают? (кто? что?)
Какой частью речи они являются? (существительными).
-Какой вывод мы можем сделать?
Прилагательные сочетаются с существительными по смыслу при помощи вопросов.
4. Зрительная гимнастика. Тренажер.
5. Закрепление учебного материала.
- Скоро наша страна 23 февраля будет чествовать защитников Родины. Я тебя знакомила с различными родами войск и солдат, которые стоят на страже России, спокойствия и мира.
- Скажи, как мы можем описать и охарактеризовать солдат-воинов? (храбрые, сильные, отважные, дружные, честные, умные).
- Молодец!!! Я с тобой согласна. Они самоотверженные, чуткие, внимательные.
- Задай вопрос ко всем словам, которыми мы описали солдат? (какие?)
- Что они обозначают все эти слова и какой являются частью речи? (признаки предметов, это прилагательные).
- А сейчас рассмотри картинки с изображением нескольких головных военных уборов. Назови их.
- Какие головные уборы лишние? Почему?
- Я согласна с тобой. Это мирные и детские головные уборы (панамка, кепка).
6. Д/игра «Соедини слова» (картинки).
- Назови предмет на карточке и задай правильный вопрос к словам во 2 столбике. Подбери соответствующую характеристику предмету.
1. Бескозырка (какой?) зелёные
2. Берет (какие?) белая
3. Пилотки (какая?) голубой.
- От каких слов ты задавала вопросы? (от слов-предметов)
- Какой частью речи являются слова во 2 столбике?
- Какую роль играют эти слова?
Вывод: слова-признаки предметов помогают описывать, сравнивать, уточнять детали, говорят о том, какая внешность, цвет, погода, как выглядят животные и люди, о настроении и о многом другом.
7. Игра «ДА и НЕТ».
1. Слова, которые отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? обозначают предметы.
2. Слова, которые обозначают признаки предметов отвечают на вопросы где? куда?
3. Вопросы задаём к словам, обозначающим признаки предметов от слов,
обозначающих предметы.
4. Признаки предметов делают нашу речь безцветной, непонятной, неточной.
5. Признаки предметов отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
6. Слова сочетаются по смыслу и по вопросам.
7. Наша речь яркая и интересная благодаря словам-признакам предметов.
8. В нашей жизни можно обойтись без слов, обозначающих признаки предметов.
9. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? являются существительными.
10. Прилагательное-часть речи, которая обозначает признаки предметов.
8. Рефлексия:
- Что узнала нового?
- Что было интересно?
- Чему научилась?
- Что тебе было трудно выполнять?
- Какие закрепила умения?
Молодец! Я тебя поздравляю. Ты старалась работать активно и внимательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие на развитие внимание 2 класс
Развитие внимания...
Конспект коррекционного занятия по развитию речи : "Сказка Репка".
Конспект коррекционного занятия для детей дошкольного возраста с умеренной умственной осталостью по развитию речи: "Сказка Репка"....
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи, познавательных процессов с ребенком раннего возраста с ОВЗ.
Конспект занятия составлен для работы с ребёнком 1 г. 11 мес. с ДЦП, ЗПРР (грубая задержка, доречевой период, дизартрический синдром). Девочка инертна, с низким уровнем развития зрительно-моторн...
Открытое коррекционное занятие по развитию речи с группой детей с ОНР в 3 классе
Тема: Каким быть? Доброта. Дифференциация сонорных звуков Р - Л в словах и предложениях....
коррекционное занятие по развитию речи " Беседа о лесе"
Данное занятие может использоваться педагогами коррекционного образования (логопедами, дефектологами, психологами) в работе с детьми, имеющие интелектуальные нарушения....
Коррекционное занятие по развитию речи. «Текст. Признаки текста»
О тексте и его признаках....
Коррекционное занятие по развитию речи.
Закрепление представлений о жизни диких животных весной;обогащение словарного запаса, воспитание интереса к изучению нового; учиться ставить проблемные вопросы, находить на них от...