Открытое коррекционное занятие по развитию речи с группой детей с ОНР в 3 классе
план-конспект занятия на тему

Грищенко Любовь Алексеевна

Тема: Каким быть? Доброта. Дифференциация сонорных звуков Р - Л в словах и предложениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие по развитию речи с группой детей с общим недоразвитием речи (ОНР)  3 класс

Тема: « Каким быть? Доброта. Дифференциация сонорных звуков  Р – Л в словах и предложениях».

Цели и задачи:

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, правильное согласование в роде имён прилагательных и существительных, уточнение значений слов, обогащение словарного запаса; развитие речевой активности детей, внимания, памяти, фонематического восприятия, навыков чтения; воспитание толерантности по отношению друг к другу, чувство доброты, ответственности к учебной деятельности, умение слушать и слышать учителя.

Оборудование: сюжеты, пословицы, стихотворения о доброте, игра «Найди пару», электростенд, буквы Р, Л, артикуляционные карточки Р, Л, игра «Что написано на лице?», клей, компьютер.

                                         Ход занятия

1 Организационный момент

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро

                  При встрече здороваться: «Доброе утро!»

                  Доброе утро солнцу и птицам,

                  Доброе утро улыбчивым лицам.

                  И каждый становится добрым, доверчивым,

                  Доброе утро длится до вечера.

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поприветствуем их поклоном головы.

2 Каким быть? Доброта

-Какую тему мы начали изучать? (Каким быть?)

-О чём мы говорим на этих уроках? (О правильном поведении, о хороших поступках)

Игра «Что написано на лице?»

-Посмотрите на лица. Что на них написано? Найдите слово, которое соответствует выражению лица. (радость, зазнайство, злость, доброта, грусть, обида, удивление, равнодушие)

-Какое слово соответствует 1 лицу? Давайте наклеим рядом с лицом соответствующее слово. А теперь выберем только положительные, добрые слова ( радость, грусть, доброта, удивление).

Сюжетные картинки о доброте

-К какому лицу можно отнести все эти картинки? (доброта)

-Что такое доброта? (ответы детей).

Доброта – это проявление добрых чувств, неравнодушие к чужим бедам, горестям.

-Какого человека можно назвать добрым? Добрый – делающий хорошее другим, готовый помочь.

Стихотворения о доброте

Учитель: Послушайте стихотворение Люси Витальевны Забашта и определите главную мысль

Сказал мудрец: - Твори добро всегда!

Но ничего взамен не ожидай.

Ведь человек, в добро и правду веря,

Тем самым отличается от зверя.

Мудрец нам преподал простой урок:

Начало человека есть добро.

-Что же является началом настоящего человека?

Чем человек отличается от зверя?

Всем даны стихотворения о добре. Прочтите внимательно про себя, приготовьтесь прочесть красиво, громко и по порядку, по номерам.

1 Добро вершится даром -  просто так,       4  Доброта,доброта,

   Так, как цветёт и опадает мак,                        Доброта вам не малость.            

   Как тучка вьётся и смеётся птичка,                В доброте есть любовь

   Как трудится козявка – невеличка.                И, конечно есть жалость.

2  Не стой в стороне равнодушно,                 5  Пусть все люди на свете

   Когда у кого-то беда.                                           Очень любят друг друга,

   Рвануться на выручку нужно                             Пусть не встанут меж ними

   В любую минуту, всегда.                                    Холода, злые вьюги!

3  И если кому-то поможет                             6  Доброту вы дарите

    Твоя доброта и улыбка твоя,                          От души и спонтанно,

    Ты счастлив, что день                                       И пусть этот поступок

     Не напрасно был прожит,                               Не покажется странным.

     Что годы живёшь ты не зря.

-Кто знает значение слова спонтанно?

Спонтанно – это неожиданно, случайно, неподготовленно.

Пословицы о доброте

-Народ придумал мудрые пословицы о доброте. Соберём их из частей и прочтём.

Про доброе дело             плохое на ум не пойдёт.

Учись доброму                  говори смело.

Доброе слово лечит,        дороже богатства.

Добрые слова                     а злое калечит.

Жизнь дана                         на добрые дела.

Худо жить                            без ласкового слова.

Текст «Доброта»

-Послушайте текст и приготовьтесь ответить на вопросы и пересказать.

Я тяжело болела ангиной.  Дома была одна, не могла даже встать с кровати и плакала от беспомощности. Моя собака сидела рядом с кроватью и смотрела на меня с беспокойством. Потом ушла и вернулась с огромной костью: она, видимо, у неё была припрятана на чёрный день. Собака положила кость на подушку и подталкивала носом к моему лицу – «Погрызи!».

- Что случилось с хозяйкой собаки? Почему она плакала? Кто сидел рядом с ней? Что принесла собака? Зачем? Какая собака? Какое чувство у неё проявилось? (Доброта)

-Перескажите.

Физкультминутка с мячом «Добрые и вежливые слова»

-Я буду называть слова, если это доброе, вежливое слово, ловите мяч, если слово недоброе – не ловите.

Жалость, дружба, взаимовыручка, драка, трудолюбие, смелость, трусость, обман, помощь, равнодушие, любовь, гордость, зазнайство, уважение.

-Почему ты поймал слово? (Оно доброе). Почему ты не поймал это слово? (Оно недоброе).

Дифференциация звуков  Р – Л

-Отгадайте, какие звуки мы будем сегодня различать. Я дам характеристику этих звуков, а вы покажите соответствующую букву.

1 звук – согласный, так как есть преграда – язык. Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Спинка языка прогнута, воздух идёт посредине. Звук твёрдый, звонкий. Р

2 звук – Согласный, т. к. есть преграда – язык. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зубы. Спинка языка прогнута. Воздух идёт с боков, не дрожит. Звук твёрдый, звонкий. Л

Загадки.

-Отгадайте загадки и определите место звуков  Л –Р в словах

1.  Едет воз без колёс, колеи не оставляет.   Лодка.

2.  Ни крыла, ни пера, а быстрее орла. Только выпустит хвост – понесётся до звёзд.     Ракета.

3.   Я румяную матрёшку от подруг не оторву, подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву.   Яблоко.

4.   Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает. Барабан.

Электростенд.  Вставим буквы Л – Р

Игра «Найди пару»

-Найдём пары слов.  Доб _ ый че _ овек, доб _ ое се _ дце, доб _ ая у _ ыбка.

Паронимы

  1.  Найти, чем отличаются пары слов.   Рак – лак, гора – кора.
  2.  Закончите строку словами, которые отличаются  одним звуком звуком

в рифму.  Дедушку зовут Лука, у него болит  ____________.

                   Рисовал художник ламу и картину вставил в ________.

Речевая игра на компьютере «Найди пары слов»

Работа в тетради

-К нам пришли мальчик с именем на звук  Р и девочка с именем на  Л

Рома            Лада

Рома с Ладою играли и картинки выбирали.

Рома брал со звуком Р, ну а Лада  - там, где Л:

рак, ракета и ведро, лак, лошадка и дупло,

белка, лайка и баран, кенгуру и барабан,

рамка, радуга, кровать. Помоги им выбирать.

Итог занятия

-О чём мы читали стихотворения, пословицы? Найдите среди картинок призыв. «Поделись своей добротой».

Вручаю эмблемы.

- Какие звуки и буквы различали? Выберите медали за хорошую работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по развитию речи : "Сказка Репка".

Конспект коррекционного занятия для детей дошкольного возраста с умеренной умственной осталостью по развитию речи: "Сказка Репка"....

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи, познавательных процессов с ребенком раннего возраста с ОВЗ.

Конспект занятия составлен для работы с ребёнком 1 г. 11 мес. с ДЦП, ЗПРР (грубая задержка, доречевой период, дизартрический синдром). Девочка инертна, с низким уровнем развития зрительно-моторн...

коррекционное занятие по развитию речи " Беседа о лесе"

Данное занятие может использоваться педагогами коррекционного образования (логопедами, дефектологами, психологами) в работе с детьми, имеющие интелектуальные нарушения....

Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 4 «В» классе для детей с ТМНР. Тема: «Зима. Повторение».

Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи:  - повторить признаки зимы, названия зимних месяцев...

Коррекционное занятие по развитию пространственной ориентировки для детей подготовительной группы"Путешествие в Мультляндию"

Цельформирование  умнения  осматривать расчлененную   орнаментальную форму, выделять ее части , воссоздавать простанственное  расположение , зрительного анализа цветовых сочет...

Занятие по развитию речи средняя группа на тему "Посуда"

Составление рассказа  с использованием предложенных предметов на тему "Посуда"...

Коррекционное занятие по развитию речи в 4 классе (1 вариант).

Определениепризнаков предметов по вопросам. Постановка вопросов к названиям предметов. Упражнения в определении предметов по их признакам....