Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи, познавательных процессов с ребенком раннего возраста с ОВЗ.
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия составлен для работы с ребёнком 1 г. 11 мес. с ДЦП, ЗПРР (грубая задержка, доречевой период, дизартрический синдром). Девочка инертна, с низким уровнем развития зрительно-моторной координации, самостоятельно не передвигается, голосовая активность низкая, активной речи нет, присутствуют редко используемые лепетные формы, малоэмоциональна, низкая познавательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_klassin_dlya_sayta.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Кошечка».
Цель:
1. Упражнение в вокализации звуков А, У, О. Нормализация тонуса лицевых и артикулятоных мышц, развитие пальцевой и артикуляторной моторики. Развитие понимания обращённой речи.
2. Развитие зрительно-моторной координации, умение фиксировать взор на предмете. Знакомство с домашним животным кошкой. Развитие зрительного восприятия, соотнесение предмета и его графического изображения. Закрепление названий частей человека, ознакомление с частями тела животного.
3. Воспитание потребности в общении, повышение голосовой активности, формирование положительного отношения к занятиям.
Оснащение: мягкая игрушка кошка, набор массажных шариков, подставка для книг, мини фланелеграф, предметные картинки (мяч, петушок, кошка, изображение которой полностью соответствует игрушке), аудиозапись «Музыка для самых маленьких», песенка «Маленькая кошечка»
Ход занятия:
1. Организационный момент.
На столе, на расстоянии вытянутой детской руки, под салфеткой находится игрушка кошка:
- Кто нас зовёт? (включается аудиозапись «Голоса природы. Домашние животные. Кошки»)
С помощью взрослого ребёнок открывает игрушку.
-Это кошка! Киса. Киса нас зовёт: «Мяу-мяу-мяу! » Здравствуй, киса!
Рукой ребёнка педагог гладит кошечку, произнося: «Мяу! »
2. Игра на развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, стимулирование эмоциональных реакций «Прятки».
Педагог показывает ребенку игрушку:
- Вот киса! (Накрывает игрушку). Киса спряталась. Где киса? «Мяу-мяу-мяу».
Педагог ждёт реакции ребёнка (попытку движения рукой или фиксации взора на предмете, затем снимает рукой малыша салфетку. Игра повторяется ещё 2-3 раза.
3. Ознакомление с игрушкой и на её примере с домашним животным кошкой.
Педагог читает потешку и рукой ребёнка поглаживает называемые в ней части тела.
-Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Ходит кот по лавочке,
Ловит всех за лапочки.
Топы-топ по лавочке,
Цап-царап за лапочки.
-Машенька, где у кисы головушка (показывает ручкой ребёнка). А где у Машеньки голова-головушка? (взрослый ожидает реакцию девочки, а затем оказывает помощь).
Таким же образом педагог и ребёнок находят глаза, уши, нос, рот.
-У кисы есть лапки, где лапки? А у Маши есть лапки? Нет, у Маши ручки, где ручки?
Далее рассматривают ножки и ищут хвостик.
4. Массаж лицевых мышц и артикуляционного аппарата.
- Киса умывается. Лапкой моет лобик, моет щёчки, моет всю мордочку (показывает движения на игрушке). Машенька тоже умывается.
Педагог выполняет поглаживающие движения лба, щёк, подбородка. Постукивания, растирания, пощипывания чередует с поглаживаниями. Упражнения выполняются под мелодии из сборника «Музыка для самых маленьких. Волшебство природы».
-Кошечка умылась. Теперь нужно почистить язычок.
Педагог массирует язык плавными движениями, т. к. у ребёнка повышен тонус мышц языка (поглаживания, постукивания, круговые движения, лёгкие вибрации). Массаж сопровождается пропеванием народных потешек.
-Пошел котик на торжок, Киска, киска, киска, брысь!
Купил котик пирожок. На дорожку не садись:
Пошел котик на улочку, Наша Машенька пойдёт,
Купил котик булочку. Через киску упадёт.
Самому ли съесть, Нет, она не упадет,
Или Маше снесть? Очень ловко обойдет.
Я и сам укушу,
Да и Маше снесу.
5. Пассивная артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Кошечка зевает (открывание и закрывание рта) », «Блюдечко с молоком (распластанный язык) », «Кошачий хвостик (напряжённый язык) », «Кошечка виляет хвостиком (движения языком вверх-вниз, вправо-влево, по кругу) ».
6. Логопедический массаж ладоней и пальцев рук.
Звучит песенка «Маленькая кошечка».
- Кошка играет клубочками. Катает клубочки, катает и песенку поёт.
Массаж выполняется массажными шариками, различными по тактильным ощущениям (пластмассовый гладкий, деревянный с крупными зубчиками, металлический и резиновый с мелкими зубчиками). Шарики берёт и кладёт в коробочку педагог по очереди рукой ребёнка. Перед каждым действием девочка должна зафиксировать взгляд на предмете.
7. Упражнение на соотнесение предмета и его изображение.
Выставляет на стол подставку с мини-фланелеграфом, где на уровне глаз ребёнка расположены 3 картинки: кошка, мяч, петушок. С картинками мяч и петушок девочка знакомилась ранее. Рядом располагается игрушка.
-Киса принесла картинки. Вот мяч – «бам-бам». А вот петушок – «ку-каре-ку! ». А это кто? Э то кошка, наша киса!
Педагог подносит картинку к игрушке и несколько раз указывает на неё и на предмет. Затем «роняет» картинки на стол.
-Ой! Картинки упали. Поднимем картинки (развешивает картинки в другом порядке). Маша, где мячик (петушок, кошка).
Педагог ожидает реакции ребёнка и помогает указать на картинку.
-Правильно, это петушок! Да это мячик. Молодец, Машенька, нашла кошку. Опять упали картинки (картинки остаются на столе). Маша найди кошку!
8. Упражнение в вокализации гласных звуков А, У, О.
Педагог читает потешку:
-Котик, ты мой котик,
Беленький животик.
Сядь на лесенку,
Спой нам песенку.
-Киска песенку поёт вот так: А-А-А. Как поёт песенку кошечка? Ротик широко открывает и поёт А-А-А. Спой с кошкой песенку А-А-А.
Педагог фиксирует взор ребёнка на своём лице и демонстрирует артикуляционный уклад при произношении звука А.
-А теперь кошечка запела другую песенку: У-У-У. Губки вытянем вот так, и споём с киской У-У-У.
-У кошки есть новая песня: О-О-О.
При необходимости педагог пальцами помогает ребёнку принять нужное положение губ и нижней челюсти.
-Сколько песен мы спели, наигрались. Молодцы!
9. Итог занятия. Педагог:
- Кто к Маше в гости приходил? Кошка, киска, кошечка (рукой ребёнка гладит кошку по спинке). Киса устала, киса пойдёт домой. Пока киска, пока (машет рукой девочки). И Маша устала, Маша пойдёт домой. Пока, Маша, пока (ожидает самостоятельного действия ребёнка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы городского Центра развития ребенка раннего возраста на 2011-2012 учебный год
ТЕМА: « Современные подходы к воспитанию детей раннего и младшего возраста»Цель: Научно - методическое обеспечение обновления воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях.Задачи...
Проект "Развитие сотрудничества и общения со взрослыми у ребенка раннего возраста в условиях детско-родительской группы».
Данный материал представлен на Ярмарке инноваций в 2009 году....
Роль игры в развитии ребенка раннего возраста
Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и ...
Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям д...
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формирование произносительной стороны речи по теме "М.В.Ломоносов"
Работа по коррекции произносительных навыков проводится на слух и слухо-зрительно. На слух предъявляются слоги и речевой материал не более двух раз. Если после двухкратного предъявления слогов или сло...
Конспект индивидуально-коррекционного занятия учителя-дефектолога для ребенка с задержкой психического развития (Вариант 7).
Класс: 8 Тема: Морфологические признаки имени существительного. Морфологический разбор....