Новая рабочая программа по родному (русскому) языку 8-9 класс (2021-2022)
рабочая программа (8 класс)
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по новым требованиям (2022г.) 8-9 классы | 46.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). 5—9 классы 5 тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например, русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
- «Россия — родина моя»;
- «Русские традиции»;
- «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например, родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например, праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например, сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература (русская). 8-9 классы» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
- воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
- формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
- осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
- приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
- осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
- получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния.
- выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
- формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
- накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
- потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования отводится 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю). На изучение инвариантной части программы по родной русской литературе отводится 17 учебных часов. Резерв учебного времени, составляющий 17 учебных часов, отводится на вариативную часть программы, которая предусматривает изучение произведений, отобранных составителями рабочих программ для реализации регионального компонента содержания литературного образования, учитывающего в том числе национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
8 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя.
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. Стихотворения (не менее одного). Например, С. Н. Марков «Сусанин», О. А. Ильина «Во время грозного и злого поединка…» и др. П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору). Города земли русской По Золотому кольцу Стихотворения (не менее трёх). Например, Ф. К. Сологуб «Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…», И. И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов «Золотое кольцо» и др. Родные просторы Волга — русская река Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например, «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..», «Вниз по матушке по Волге…» и др. Стихотворения (не менее двух). Например, Н. А. Некрасов «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»), В. С. Высоцкий «Песня о Волге» и др. В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору).
Раздел 2. Русские традиции.
Праздники русского мира. Троица. Стихотворения (не менее двух). Например, И. А. Бунин «Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» и др. И. А. Новиков. «Троицкая кукушка». Тепло родного дома. Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору).
Раздел 3. Русский характер — русская душа.
Не до ордена — была бы Родина. Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору). Загадки русской души Сеятель твой и хранитель И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей». О ваших ровесниках. Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору) Лишь слову жизнь дана. Язык поэзии. Стихотворения (не менее одного). Например, И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет» и др. Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
9 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя.
Преданья старины глубокой. Гроза двенадцатого года. Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной). Например, «Как не две тученьки не две грозныя…» Стихотворения (не менее двух). Например, В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (в сокращении), А. С. Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М. И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» и др. И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору). Города земли русской. Петербург в русской литературе. Стихотворения (не менее трёх). Например, А. С. Пушкин «Город пышный, город бедный…», О. Э. Мандельштам «Петербургские строфы», А. А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»), Д. С. Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») и др. Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например, «Фонарики-сударики»). Родные просторы. Степь раздольная. Русские народные песни о степи (одна по выбору). Например, «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…» и др. Стихотворения (не менее двух). Например, П. А. Вяземский «Степь», И. З. Суриков «В степи» и др. А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору).
Раздел 2. Русские традиции.
Праздники русского мира. Августовские Спасы. Стихотворения (не менее трёх). Например, К. Д. Бальмонт «Первый спас», Б. А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е. А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…» и др. Е. И. Носов. «Яблочный спас». Тепло родного дома Родительский дом А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору). В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
Раздел 3. Русский характер — русская душа.
Не до ордена — была бы Родина. Великая Отечественная война. Стихотворения (не менее двух). Например, Н. П. Майоров «Мы», М. В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» и др. Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И. Носов. «Переправа». Загадки русской души. Судьбы русских эмигрантов. Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т. Аверченко. «Русское искусство». О ваших ровесниках. Прощание с детством. Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по выбору). Лишь слову жизнь дана. «Припадаю к великой реке…» Стихотворения (не менее двух). Например, И. А. Бродский «Мой народ», С. А. Каргашин «Я — русский! Спасибо, Господи!..» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
- жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
- рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию,
- оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
8 класс:
- выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли Русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
- иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
- иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
- владеть умением давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
- владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы с разными источниками информации и основными способами её обработки и презентации.
9 класс:
- выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
- понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в контексте культур народов России; осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
- осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах русских эмигрантов в литературе русского зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками работы с разными источниками информации и различными способами её обработки и презентации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС (34 часа).
Всего на чтение, изучение и обсуждение – 24ч.
на развитие речи – 2ч.
итоговые контрольные работы – 1ч.
резервные уроки – 7 ч.
Тематический блок/раздел | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | ||
Преданья старины глубокой (3ч) | Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. Стихотворения (не менее одного). С. Н. Марков «Сусанин», О. А. Ильина «Во время грозного и злого поединка…» и др. П. Н. Полевой. «Избранник Божий». | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Знакомиться с фактами биографии писателя. Выразительно читать и эмоционально воспринимать стихотворения, в том числе наизусть, фрагменты романа, в том числе по ролям. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Владеть различными видами пересказа. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание, определять композиционные особенности произведений. Характеризовать и сопоставлять основных персонажей, выявлять художественные средства их создания. Сопоставлять тематически близкие произведения |
Города земли русской (2ч) | По Золотому кольцу России. Ф.К. Соллогуб «Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…», И. И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов «Золотое кольцо» и др. (не менее трех). | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Знакомиться с фактами биографии поэтов. Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Участвовать в аналитической беседе. Определять тему, идейно-художественное содержание, композиционные особенности произведений. Составлять аргументированные устные и письменные высказывания |
Родные просторы (3ч) | Волга — русская река. Русские народные песни о Волге (одна по выбору). «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..», «Вниз по матушке по Волге…» и др. Стихотворения (не менее двух). Н. А. Некрасов «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»), В. С. Высоцкий «Песня о Волге» и др. В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору) | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Знакомиться с фактами биографии поэта. Выразительно читать и воспринимать песенный текст в авторском исполнении, а также стихотворение, в том числе наизусть. Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Определять художественно-изобразительные средства. Тематически сопоставлять стихотворения русских поэтов. Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос. Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Участвовать в разработке коллективного учебного проекта |
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ | ||
Праздники русского мира (4ч) | Троица. Стихотворения (не менее двух). И. А. Бунин «Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» и др. И. А. Новиков. «Троицкая кукушка» | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть, а также прозаический текст. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Определять художественно-изобразительные средства. Тематически сопоставлять стихотворения русских поэтов. Составлять план статьи учебника, цитатный план рассказа. Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения. Находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании. Создавать портретную характеристику героини рассказа |
Тепло родного мира (4ч) | Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы по выбору) | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к тексту, владеть разными видами пересказа. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять идейно-тематическое содержание художественного текста. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Участвовать в разработке проектов. Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендации учителя и ровесников |
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША | ||
Не до ордена – была бы Родина (2ч) | Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору) | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Выразительно читать прозаическое произведение, в том числе по ролям. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения. Характеризовать и сопоставлять основных героев рассказа, выявлять художественные средства их создания. Анализировать форму выражения авторской позиции. Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос. Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Участвовать в разработке учебного коллективного проекта |
Загадки русской души (2ч) | Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей» | Выразительно читать литературное произведение, выражая личное читательское отношение к прочитанному. Анализировать стихотворение в прозе с учётом его родо-жанровой специфики. Составлять тезисный план статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения. Характеризовать персонажей произведения, выявлять художественные средства их создания. Анализировать форму выражения авторской позиции. Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос |
О ваших ровесниках (3ч) | Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору) | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения. Характеризовать и сопоставлять персонажей, выявлять художественные средства создания их образов. Анализировать форму выражения авторской позиции. Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос. Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Планировать свое досуговое чтение |
Лишь слову жизнь дана (1ч) | Язык поэзии. Стихотворения (не менее одного). И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет» и др. Дон Аминадо. «Наука стихосложения» | Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихи и прозу (в том числе наизусть). Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Анализировать тематику, проблематику, художественные особенности лирического и эпического произведения. Анализировать форму выражения авторской позиции. Сопоставлять произведения по заданным основаниям |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС (34 часа)
Всего: на чтение, изучение и обсуждение – 24ч.
на развитие речи – 2ч.
итоговые контрольные работ – 1ч.
резервные уроки – 7ч.
Тематический блок/раздел | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | ||
Преданья старины глубокой (3ч) | Гроза двенадцатого года. Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной). Например, «Как не две тученьки не две грозныя…» Стихотворения (не менее двух). Например, В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (в сокращении), А. С. Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М. И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» и др. И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору). | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Знакомиться с фактами биографии поэта. Выразительно читать народные песни и стихотворения. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять идейно-тематическое содержание художественного текста. Сопоставлять тематически близкие произведения фольклора, литературы и живописи. Участвовать в дискуссии. Составлять аргументированные устные и письменные высказывания |
Города земли русской (3ч) | Петербург в русской литературе. Стихотворения (не менее трёх). Например, А. С. Пушкин «Город пышный, город бедный…», О. Э. Мандельштам «Петербургские строфы», А. А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»), Д. С. Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») и др. Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например, «Фонарики-сударики»). | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Знакомиться с фактами биографии поэта. Выразительно читать народные песни и стихотворения. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять идейно-тематическое содержание художественного текста. Сопоставлять тематически близкие произведения фольклора, литературы и живописи. Участвовать в дискуссии. Составлять аргументов |
Родные просторы (2ч) | Степь раздольная. Русские народные песни о степи (одна по выбору). Например, «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…» и др. Стихотворения (не менее двух). Например, П. А. Вяземский «Степь», И. З. Суриков «В степи» и др. А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору). | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Знакомиться с фактами биографии поэтов. Выразительно читать тексты народных песен и стихотворения. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Анализировать текст, выявлять изобразительно-художественные средства. Участвовать в дискуссии. Сопоставлять тематически близкие произведения. «Степь», И. З. Суриков «В степи» и др. А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору) ведения русского фольклора и литературы. Составлять аргументированные устные и письменные высказывания |
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ | ||
Праздники русского мира (4ч) | Августовские Спасы. К. Д. Бальмонт «Первый спас», Б. А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е. А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…» и др. Е. И. Носов. «Яблочный спас». | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать поэтический, в том числе наизусть, и прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к тексту, владеть разными видами пересказа. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять идейно-тематическое содержание художественного текста. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Участвовать в разработке проектов. Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников |
Тепло родного мира (4ч) | Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору). В.Астафьев “Далекая и близкая сказка” | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Эмоционально воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к тексту, владеть разными видами пересказа. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять идейно-тематическое содержание художественного текста. Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий. Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Участвовать в разработке проектов. Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников |
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША | ||
Не до ордена – была бы Родина (3ч) | Великая Отечественная война. Н. П. Майоров «Мы», М. В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» и др. Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И. Носов. «Переправа». | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Составлять тезисный план лекции учителя или статьи учебника. Выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Устно или письменно отвечать на вопрос (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Выявлять тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание стихотворений, особенности их ритмики, метрики и строфики. Составлять план анализа стихотворения или фрагмента прозы. Осуществлять письменный анализ лирического текста, письменный ответ на вопрос. Характеризовать систему образов, особенности сюжета и композиции эпического произведения. Давать характеристику персонажей, в том числе сравнительную. Анализировать ключевые эпизоды и различные формы выражения авторской позиции. Участвовать в разработке коллективного учебного проекта |
Загадки русской души (2ч) | Судьбы русских эмигрантов. Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т. Аверченко. «Русское искусство». | Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника. Конспектировать лекцию учителя и статью учебника и составлять их планы и тезисы. Подбирать и обобщать материалы о писателях и об истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительно читать, в том числе по ролям. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Характеризовать сюжет, тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, жанр и композицию произведения. Составлять характеристику персонажей, в том числе сравнительную. Работать со словарем литературоведческих терминов. Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему и редактировать собственные работы. Участвовать в разработке коллективного учебного проекта (заочной экскурсии, читательской конференции, сборника ученических исследований и др.) |
О ваших ровесниках (2ч) | Прощание с детством. Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по выбору). | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения. Характеризовать основных персонажей, выявлять художественные средства их создания. Анализировать форму выражения авторской позиции. Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос |
Лишь слову жизнь дана (1ч) | «Припадаю к великой реке…» И. А. Бродский «Мой народ», С. А. Каргашин «Я — русский! Спасибо, Господи!..» и др. | Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворения (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Анализировать тематику, проблематику, художественные особенности лирического произведения. Сопоставлять стихотворения одного или разных авторов по заданным основаниям. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 11 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родному (русскому) языкудля 11 класса...
Рабочая программа по родному русскому языку для 8 класса
Рабочая программа по родному русскому языку разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образ...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса
Данная программа является примерной и включает в себя пояснительную записку, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование и приложение (итоговую контрольную работу)....
Рабочая программа по родному(русскому ) языку для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта. На изучение предмета отводится 17 часов в год (0,5 ч. в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ(РУССКОМУ) ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА
Рабочая программа разработана в соответствии с:• законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;&bull...
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для 9 класса
Рабочая программа по Родному (русскому) языку для 9 класса (17 часов)...