Технологическая карта урока по ОДНКНР 5 класс
план-конспект урока (5 класс)
Цель: сформировать представление о словах забытых (устаревших) и неологизмах (новых).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_odnknr.docx | 36.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по ОДНКНР 5 класс
ФИО преподавателя: Павлючкова Марина Сергеевна, МБОУ «СШ №4» г. Десногорска.
Предмет: основы духовно-нравственной культуры народов России.
Класс: 5.
Тема занятия: «Слова забытые и неологизмы».
Основные термины и понятия: слова забытые, неологизмы, родной язык.
Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.
Цель: сформировать представление о словах забытых (устаревших) и неологизмах (новых).
Задачи учебного занятия
Обучающая:
- Познакомить обучающихся с понятиями «Слова забытые» и «Неологизмы».
- Рассказать о происхождении некоторых редко употребляемых и вышедших из употребления слов на основе «Словаря языкового расширения А.И. Солженицына».
Развивающая:
- Развивать аналитическое мышление, навыки целеполагания, обобщения.
- Развивать навыки взаимодействия и коммуникации.
- Продолжить формирование навыка работы с применением ИКТ-технологий.
- Продолжить формировать умение связывать теорию с практическими примерами из реальной жизни.
Воспитывающая:
- Способствовать формированию чувств гражданственности и патриотизма.
- Воспитывать чувство ответственности при работе в команде.
- Содействовать формированию познавательного интереса к родному языку.
Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии.
Предметные результаты
Личностные: признание важности бережного отношения к родному языку.
Метапредметные: формирование чувства сопричастности к истории страны, к одному народу, к одной нации.
Регулятивные: формирование навыка самостоятельно формулировать ответ на заданный вопрос, корректировать свою деятельность в зависимости от цели и задач урока.
Коммуникативные: развитие навыка работы в группах, умения слушать и понимать оппонента, формулировка своей мысли, мнение, уважительное отношение к точке зрения другого учащегося.
Предметные: понимание смысла сущности «слов забытых» и «неологизмов», умение привести примеры.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для учащихся.
Межпредметные связи: ОРКСЭ, история, обществознание, литература.
Образовательные ресурсы:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры: Родное слово: Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Б. И. Пивоваров. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. – 180 с.: ил. – ISBN 978-5-418-01283-8.
- Родное слово: рабочая тетрадь к учебному пособию Б. И. Пивоварова «Родное слово» для 5 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 88 с.: цв. Ил.
- Родное слово: хрестоматия к учебному пособию Б. И. Пивоварова «Родное слово» для 5 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 276 с.: цв. ил.
- Родное слово: рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 5 кл. общеобразовательных организаций / Сост. Протоиерей Б. И. Пивоваров. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 21 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
Ход занятия
Этап занятия | Виды работы, формы, приёмы, методы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
| Создание образовательной ситуации, мотивация обучающихся | Вступительное слово: «Ветшают прадедов слова, Они уже полузабыты, Но, как извечная трава, Всё ж пробиваются сквозь плиты. Кто нынче скажет «окоём», Иль «росстани», иль «первопуток» - Всё, что Толковым словарем В беззвестный загнано закуток? Слова угасшей старины Вдали мерцают еле-еле, А прежде, жизнью рождены, Они ласкали, жгли и пели… И даже в наши времена Для тех, кто с русской речью дружен, Не так легко добыть со дна Родные россыпи жемчужин» В.А. Рождественский | Мотивация | Коммуникативные: Слушать и понимать других |
| Создание образовательной ситуации | Учитель показывает слайды с предметами, вышедшими из повседневного обихода и вещами, вошедшими в современный быт 20-30 лет назад. Вопросы детям: - Что объединяет предметы из первой категории? - Как можно назвать общим словом первую категорию вещей? - Что общего у веще второй категории? - Как можно назвать их общим словом? Тема урока: Слова забытые и неологизмы | - Эти предметы не используются людьми сейчас - Устаревшие, забытые, ушедшие - Эти предметы появились, были изобретены недавно - Новые, современные, актуальные времени | Регулятивные: формировать умение прогнозировать свою работу |
| Приём «Шесть шляп мышления» (актуализация и систематизация имеющегося практического опыта) | Учитель знакомит обучающихся с методом «Шесть шляп мышления», при помощи которого предлагает распределить знакомые новые слова на категории-шляпы | Белая (нейтральная – факты) macbook Жёлтая (позитивная) – краш Чёрная (мрачная) – хейтер Красная (эмоции) – рофл Зеленая (творческая) – тренинг Синяя (оценочная) - лайк | Коммуникативные: сотрудничают с учителем одноклассниками Регулятивные: Понимают, что уже знакомо, и что предстоит изучить и усвоить |
| Фронтальная беседа, работа с текстом | Работа с текстом: - чтение текста «Даль» В.И. Порудоминский (хрестоматия с.58-60) - Выделите из текста устаревшие слова - Попробуйте определить их значение - Попробуйте сказать то же самое при помощи современной лексики | Читают распечатанный на карточках текст Анализируют его на наличие устаревших слов Учатся формулировать определение значения устаревшего слова Выражают мысли, подбирая современный аналог устаревшему слову | Коммуникативные: обмениваются мыслями, учатся говорить и слушать, выражать свою мысль Личностные: понимают, как быстро и бесследно слова могут исчезнуть из речи вместе с предметом, который они обозначали Познавательные: выделяют нужную информацию из текста |
| Работа в группе | Учитель делит класс на 4 группы: 1 – составляет список неологизмов 2 – составляет список устаревших слов 3 – объясняет значение слов 1-й группы 4 – объясняет значение слов 2-й группы | Беседа в группе Выражают мысли в письменной и устной форме Выступают перед остальными группами | Коммуникативные: обмениваются мыслями, учатся говорить и слушать, выражать свою мысль Личностные: формирование бережного отношения к языку Познавательные: выделяют нужную информацию из текста |
| Фронтальная беседа с использованием материалов сайта смоленских говоров | Рассказ учителя об устаревших словах Смоленской области, примеры похожих по значению слов из разных регионов нашей страны | Слушают рассказ педагога Выдвигают предположения о возможном смысле и происхождении слов | Познавательные: выделяют нужную информацию из текста |
| Диалог с обучающимися | Учитель задет вопросы: - Слова забытые уходят из нашей речи потому что?... - Слова неологизмы проникают в язык потому что?... | Обобщают знания, полученные в ходе урока | Регулятивные: формировать умение оценивать и анализировать свою работу Познавательные: умеют обобщать, самостоятельно строят причинно-следственные связи Коммуникативные: грамотно и правильно выражают свою точку зрения Личностные: осознают гибкость языка и важность бережливого отношения к родному языку |
| Беседа | - Что такое «неологизмы»? - Что такое «устаревшие слова»? - Почему важно вспоминать иногда в современном языке забытые слова? - Что такое словарный запас человека? Запишите слова, которые вы в своей речи считаете неологизмами | Подводят итог урока, записывают уже знакомые примеры неологизмов | Регулятивные: формировать умение оценивать и анализировать свою работу Познавательные: умеют обобщать, самостоятельно строят причинно-следственные связи Коммуникативные: грамотно и правильно выражают свою точку зрения Личностные: осознают гибкость языка и важность бережливого отношения к родному языку |
| Заключительное задание | Заполнить кроссворд | Анализируют свою деятельность Записывают домашнее задание | Регулятивные: формировать умение оценивать и анализировать свою работу Познавательные: умеют обобщать, самостоятельно строят причинно-следственные связи |
Владимир Ильич Порудоминский
«Даль» (отрывок из книги в серии «Жизнь замечательных людей»)
Середина лета 1824 года… Пыльные степные тракты, и над ними — неподвижное солнце в выцветшем, тонко звенящем от зноя небе. На обочинах толстые воробьи весело купаются в пыли. Надоедают оводы, глупые и тяжёлые, как пули. Тупой стук копыт, щёлканье бича, шлёпанье тяжёлых хвостов по влажным и потемневшим лошадиным бокам.
Во время Даля дорога входила в жизнь, становилась её частью. Была пословица: «Печка нежит, а дорожка учит». В дороге Даль слушал людей — и схватывал не только суть их речи, но слова, из которых она составлена.
– Проведать бы, нет ли где поблизости кузнеца, — задумчиво молвит возница, сворачивая с тракта на просёлок.
А пока куют лошадей, одна из попутчиц охотно объясняет:
– Вот и отправилась в Петербург сынка проведать…
Хозяйка на постоялом дворе предлагает радушно:
– Отведайте, сударь, наших щей.
Случившийся тут же странник-старичок с привычной готовностью принимается за рассказ:
– Поведаю вам, государи мои, историю жизни своей…
Повозился на скамье и, усевшись поудобнее, начинает:
– Не изведав горя, не узнаешь радости…
«Проведать» – «отведать» – «поведать» – «изведать»…
Даль настораживается: слово меняет цвет на глазах.
Слова тревожат Даля. Подобно музыканту, он слышит в речи людей и многоголосье оркестра, и звучанье отдельных инструментов. Он признавался на старости, что, «как себя помнит», его тревожила «устная речь простого русского человека»; поначалу не рассудок — какое-то чувство отвечало ей, к ней тянулось.
Но есть ещё дело. Пока просто странность, чудачество, ни к чему большому вроде бы не приложимое, — так, потребность души. Один из будущих героев Даля — и тут уж, без сомнения, слышим мы голос автора, — чувствуя необходимость «соединить с прогулкою своею какую-нибудь цель», «задал себе вот какую задачу:
1. Собирать по пути все названия местных урочищ, расспрашивать о памятниках, преданиях и поверьях, с ними соединённых…
2. Разузнавать и собирать, где только можно, народные обычаи, поверья, даже песни, сказки, пословицы и поговорки и всё, что принадлежит к этому разряду…
3. Вносить тщательно в памятную книжку свою все народные слова, выражения, речения, обороты языка, общие и местные, но неупотребительные в так называемом образованном нашем языке и слоге…» …
Солнце вдруг тронулось с места, быстро спускается по заголубевшему небу, из ослепительно-белого, словно расплющенного ударом кузнечного молота, оно становится огненно-красным, потом, остывая, малиново-красным чётким кругом, сползающим за край степи. Сверкнул, исчезая, последний багровый уголёк, яркая полоса заката сужается понемногу, блёкнет (будто размывается или выветривается, что ли), становится палевой, но опять ненадолго — вот покрывается пеплом, тускнеет, а с востока надвигается, поднимаясь и всё шире захватывая небо, лиловая тьма. Степь за обочиной ещё пахнет теплом и созревающими хлебами, но воздух быстро свежеет; скрип колёс, шлёпанье хвостов, человеческие голоса в густеющей прохладной темноте звучат резче. Легко дышится. Прохлада сначала пьянит, потом нагоняет сладостную дремоту. Повозка останавливается. Даль открывает глаза, но тут же снова задрёмывает. Слышит сквозь сон, как кто-то спрашивает возницу:
– Куды путь держите?
Другой голос, басовитый, встревает:
– Не кудыкай…
Возница сердится:
– Чем лясы точить, подсказали б, где тут на постой проситься, чтоб в поле под шапкой не ночевать.
Встречные в два голоса объясняют.
– Далече? — спрашивает возница.
– Вёрст пять.
– Близко видать, да далеко шагать, — прибавляет басовитый.
Щёлкают вожжи. Повозка резко подаётся вперёд и опять катится, поскрипывая.
Басовитый весело кричит вслед:
– Добрый путь, да к нам больше не будь!
Даль спохватывается; не проснувшись вполне, шарит по карманам: надо тотчас записать слова, поговорки…
Есть загадка про дорогу: «И долга и коротка, а один другому не верит, всяк сам по себе мерит». Даль мерил дорогу встреча ми, историями бывалых людей и историями, которые случались с ним, превращая его в человека бывалого; главное же — словами.
Кроссворд «Устаревшие слова»
По вертикали:
1.Богатый торговец в старину.
4.Синоним к слову «лоб».
6.Так в старину называли палец.
7.Старинное название щёк.
8.Что украшает голову петуха.
9.Орган, которым младенец глаголет истину.
По горизонтали:
2.Старинная мужская одежда.
3.Так раньше называли неделю.
5.То же, что и глаз.
10.Уважаемый старик.
11.Воин в старину.
6 | |||||||||||||||
П | |||||||||||||||
Е | 7 | ||||||||||||||
Р | Л | ||||||||||||||
1 | С | А | |||||||||||||
2 | К | А | Ф | Т | А | Н | |||||||||
У | И | ||||||||||||||
4 | П | Т | 8 | ||||||||||||
Ч | Е | Ы | Г | ||||||||||||
3 | С | Е | Д | М | И | Ц | А | 10 | С | Т | А | Р | Е | Ц | |
Л | Е | ||||||||||||||
5 | О | К | О | 9 | Б | ||||||||||
У | Е | ||||||||||||||
С | Н | ||||||||||||||
11 | В | И | Т | Я | З | Ь | |||||||||
А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)
технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...