Технологическая карта урока по ОДНКНР 5 класс
план-конспект урока (5 класс)

Цель: сформировать представление о словах забытых (устаревших) и неологизмах (новых).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_odnknr.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ОДНКНР 5 класс

ФИО преподавателя: Павлючкова Марина Сергеевна, МБОУ «СШ №4» г. Десногорска.

Предмет: основы духовно-нравственной культуры народов России.

Класс: 5.

Тема занятия: «Слова забытые и неологизмы».

Основные термины и понятия: слова забытые, неологизмы, родной язык.

Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.

Цель: сформировать представление о словах забытых (устаревших) и неологизмах (новых).

Задачи учебного занятия

Обучающая:

  1. Познакомить обучающихся с понятиями «Слова забытые» и «Неологизмы».
  2. Рассказать о происхождении некоторых редко употребляемых и вышедших из употребления слов на основе «Словаря языкового расширения А.И. Солженицына».

Развивающая:

  1. Развивать аналитическое мышление, навыки целеполагания, обобщения.
  2. Развивать навыки взаимодействия и коммуникации.
  3. Продолжить формирование навыка работы с применением ИКТ-технологий.
  4. Продолжить формировать умение связывать теорию с практическими примерами из реальной жизни.

Воспитывающая:

  1. Способствовать формированию чувств гражданственности и патриотизма.
  2. Воспитывать чувство ответственности при работе в команде.
  3. Содействовать формированию познавательного интереса к родному языку.

Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии.

Предметные результаты

Личностные: признание важности бережного отношения к родному языку.

Метапредметные: формирование чувства сопричастности к истории страны, к одному народу, к одной нации.

Регулятивные: формирование навыка самостоятельно формулировать ответ на заданный вопрос, корректировать свою деятельность в зависимости от цели и задач урока.

Коммуникативные: развитие навыка работы в группах, умения слушать и понимать оппонента, формулировка своей мысли, мнение, уважительное отношение к точке зрения другого учащегося.

Предметные: понимание смысла  сущности «слов забытых» и «неологизмов», умение привести примеры.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для учащихся.

Межпредметные связи: ОРКСЭ, история, обществознание, литература.

Образовательные ресурсы:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры: Родное слово: Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Б. И. Пивоваров. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. – 180 с.: ил. – ISBN 978-5-418-01283-8.
  2. Родное слово: рабочая тетрадь к учебному пособию Б. И. Пивоварова «Родное слово» для 5 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 88 с.: цв. Ил.
  3. Родное слово: хрестоматия к учебному пособию Б. И. Пивоварова «Родное слово» для 5 кл. общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 276 с.: цв. ил.
  4. Родное слово: рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 5 кл. общеобразовательных организаций / Сост. Протоиерей Б. И. Пивоваров. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 21 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

https://smolbattle.ru/threads/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8-%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F.8219/ 

Ход занятия

Этап занятия

Виды работы, формы, приёмы, методы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационно-мотивационный этап

Создание образовательной ситуации, мотивация обучающихся

Вступительное слово:

«Ветшают прадедов слова,

Они уже полузабыты,

Но, как извечная трава,

Всё ж пробиваются сквозь плиты.

Кто нынче скажет «окоём»,

Иль «росстани», иль «первопуток» -

Всё, что Толковым словарем

В беззвестный загнано закуток?

Слова угасшей старины

Вдали мерцают еле-еле,

А прежде, жизнью рождены,

Они ласкали, жгли и пели…

И даже в наши времена

Для тех, кто с русской речью дружен,

Не так легко добыть со дна

Родные россыпи жемчужин»

В.А. Рождественский

Мотивация

Коммуникативные:

Слушать и понимать других

  1. Определение темы и цели урока

Создание образовательной ситуации

Учитель показывает слайды с предметами, вышедшими из повседневного обихода и вещами, вошедшими в современный быт 20-30 лет назад.

Вопросы детям:

- Что объединяет предметы из первой категории?

- Как можно назвать общим словом первую категорию вещей?

- Что общего у веще второй категории?

- Как можно назвать их общим словом?

Тема урока: Слова забытые и неологизмы

- Эти предметы не используются людьми сейчас

- Устаревшие, забытые, ушедшие

- Эти предметы появились, были изобретены недавно

- Новые, современные, актуальные времени

Регулятивные:

формировать умение прогнозировать свою работу

  1. Постановка учебных задач

Приём «Шесть шляп мышления» (актуализация и систематизация имеющегося практического опыта)

Учитель знакомит обучающихся с методом «Шесть шляп мышления», при помощи которого предлагает распределить знакомые новые слова на категории-шляпы

Белая (нейтральная – факты) macbook

Жёлтая (позитивная) – краш

Чёрная (мрачная) – хейтер

Красная (эмоции) – рофл

Зеленая (творческая) – тренинг

Синяя (оценочная) - лайк

Коммуникативные:

сотрудничают с учителем  одноклассниками

Регулятивные:

Понимают, что уже знакомо, и что предстоит изучить и усвоить

  1. Приобретение знаний

Фронтальная беседа, работа с текстом

Работа с текстом:

- чтение текста «Даль» В.И. Порудоминский (хрестоматия с.58-60)

- Выделите из текста устаревшие слова

- Попробуйте определить их значение

- Попробуйте сказать то же самое при помощи современной лексики

Читают распечатанный на карточках текст

Анализируют его на наличие устаревших слов

Учатся формулировать определение значения устаревшего слова

Выражают мысли, подбирая современный аналог устаревшему слову

Коммуникативные:

обмениваются мыслями, учатся говорить и слушать, выражать свою мысль

Личностные:

понимают, как быстро и бесследно слова могут исчезнуть из речи вместе с предметом, который они обозначали

Познавательные:

выделяют нужную информацию из текста

  1. Переход к практической работе, работа в группах

Работа в группе

Учитель делит класс на 4 группы:

1 – составляет список неологизмов

2 – составляет список устаревших слов

3 – объясняет значение слов 1-й группы

4 – объясняет значение слов 2-й группы

Беседа в группе

Выражают мысли в письменной и устной форме

Выступают перед остальными группами

Коммуникативные:

обмениваются мыслями, учатся говорить и слушать, выражать свою мысль

Личностные:

формирование бережного отношения к языку

Познавательные:

выделяют нужную информацию из текста

  1. Краеведческий компонент

Фронтальная беседа с использованием материалов сайта смоленских говоров

Рассказ учителя об устаревших словах Смоленской области, примеры похожих по значению слов из разных регионов нашей страны

Слушают рассказ педагога

Выдвигают предположения о возможном смысле и происхождении слов

Познавательные:

выделяют нужную информацию из текста

  1. Итоги урока

Диалог с обучающимися

Учитель задет вопросы:

 - Слова забытые уходят из нашей речи потому что?...

- Слова неологизмы проникают в язык потому что?...

Обобщают знания, полученные в ходе урока

Регулятивные:

формировать умение оценивать и анализировать свою работу

Познавательные:

умеют обобщать, самостоятельно строят причинно-следственные связи

Коммуникативные:

грамотно и правильно выражают свою точку зрения

Личностные:

осознают гибкость языка и важность бережливого отношения к родному языку

  1. Рефлексия деятельности

Беседа

 - Что такое «неологизмы»?

- Что такое «устаревшие слова»?

- Почему важно вспоминать иногда в современном языке забытые слова?

- Что такое словарный запас человека?

Запишите слова, которые вы в своей речи считаете неологизмами

Подводят итог урока, записывают уже знакомые примеры неологизмов

Регулятивные:

формировать умение оценивать и анализировать свою работу

Познавательные:

умеют обобщать, самостоятельно строят причинно-следственные связи

Коммуникативные:

грамотно и правильно выражают свою точку зрения

Личностные:

осознают гибкость языка и важность бережливого отношения к родному языку

  1. Контроль и коррекция

Заключительное задание

Заполнить кроссворд

Анализируют свою деятельность

Записывают домашнее задание

Регулятивные:

формировать умение оценивать и анализировать свою работу

Познавательные:

умеют обобщать, самостоятельно строят причинно-следственные связи

Владимир Ильич Порудоминский

«Даль» (отрывок из книги в серии «Жизнь замечательных людей»)

Середина лета 1824 года… Пыльные степные тракты, и над ними — неподвижное солнце в выцветшем, тонко звенящем от зноя небе. На обочинах толстые воробьи весело купаются в пыли. Надоедают оводы, глупые и тяжёлые, как пули. Тупой стук копыт, щёлканье бича, шлёпанье тяжёлых хвостов по влажным и потемневшим лошадиным бокам.

Во время Даля дорога входила в жизнь, становилась её частью. Была пословица: «Печка нежит, а дорожка учит». В дороге Даль слушал людей — и схватывал не только суть их речи, но слова, из которых она составлена.

 – Проведать бы, нет ли где поблизости кузнеца, — задумчиво молвит возница, сворачивая с тракта на просёлок.

А пока куют лошадей, одна из попутчиц охотно объясняет:

– Вот и отправилась в Петербург сынка проведать…

Хозяйка на постоялом дворе предлагает радушно:

– Отведайте, сударь, наших щей.

Случившийся тут же странник-старичок с привычной готовностью принимается за рассказ:

– Поведаю вам, государи мои, историю жизни своей…

Повозился на скамье и, усевшись поудобнее, начинает:

– Не изведав горя, не узнаешь радости…

«Проведать» – «отведать» – «поведать» – «изведать»…

Даль настораживается: слово меняет цвет на глазах.

Слова тревожат Даля. Подобно музыканту, он слышит в речи людей и многоголосье оркестра, и звучанье отдельных инструментов. Он признавался на старости, что, «как себя помнит», его тревожила «устная речь простого русского человека»; поначалу не рассудок — какое-то чувство отвечало ей, к ней тянулось.

Но есть ещё дело. Пока просто странность, чудачество, ни к чему большому вроде бы не приложимое, — так, потребность души. Один из будущих героев Даля — и тут уж, без сомнения, слышим мы голос автора, — чувствуя необходимость «соединить с прогулкою своею какую-нибудь цель», «задал себе вот какую задачу:

1. Собирать по пути все названия местных урочищ, расспрашивать о памятниках, преданиях и поверьях, с ними соединённых…

2. Разузнавать и собирать, где только можно, народные обычаи, поверья, даже песни, сказки, пословицы и поговорки и всё, что принадлежит к этому разряду…

3. Вносить тщательно в памятную книжку свою все народные слова, выражения, речения, обороты языка, общие и местные, но неупотребительные в так называемом образованном нашем языке и слоге…» …

Солнце вдруг тронулось с места, быстро спускается по заголубевшему небу, из ослепительно-белого, словно расплющенного ударом кузнечного молота, оно становится огненно-красным, потом, остывая, малиново-красным чётким кругом, сползающим за край степи. Сверкнул, исчезая, последний багровый уголёк, яркая полоса заката сужается понемногу, блёкнет (будто размывается или выветривается, что ли), становится палевой, но опять ненадолго — вот покрывается пеплом, тускнеет, а с востока надвигается, поднимаясь и всё шире захватывая небо, лиловая тьма. Степь за обочиной ещё пахнет теплом и созревающими хлебами, но воздух быстро свежеет; скрип колёс, шлёпанье хвостов, человеческие голоса в густеющей прохладной темноте звучат резче. Легко дышится. Прохлада сначала пьянит, потом нагоняет сладостную дремоту. Повозка останавливается. Даль открывает глаза, но тут же снова задрёмывает. Слышит сквозь сон, как кто-то спрашивает возницу:

– Куды путь держите?

Другой голос, басовитый, встревает:

– Не кудыкай…

Возница сердится:

– Чем лясы точить, подсказали б, где тут на постой проситься, чтоб в поле под шапкой не ночевать.

Встречные в два голоса объясняют.

– Далече? — спрашивает возница.

– Вёрст пять.

– Близко видать, да далеко шагать, — прибавляет басовитый.

Щёлкают вожжи. Повозка резко подаётся вперёд и опять катится, поскрипывая.

Басовитый весело кричит вслед:

– Добрый путь, да к нам больше не будь!

Даль спохватывается; не проснувшись вполне, шарит по карманам: надо тотчас записать слова, поговорки…

Есть загадка про дорогу: «И долга и коротка, а один другому не верит, всяк сам по себе мерит». Даль мерил дорогу встреча ми, историями бывалых людей и историями, которые случались с ним, превращая его в человека бывалого; главное же — словами.

Кроссворд «Устаревшие слова»

По вертикали:

1.Богатый торговец в старину.

4.Синоним к слову «лоб».

6.Так в старину называли палец.

7.Старинное название щёк.

8.Что украшает голову петуха.

9.Орган, которым младенец глаголет истину.

По горизонтали:

2.Старинная мужская одежда.

3.Так раньше называли неделю.

5.То же, что и глаз.

10.Уважаемый старик.

11.Воин в старину.

6

П

Е

7

Р

Л

1

С

А

2

К

А

Ф

Т

А

Н

У

И

4

П

Т

8

Ч

Е

Ы

Г

3

С

Е

Д

М

И

Ц

А

10

С

Т

А

Р

Е

Ц

Л

Е

5

О

К

О

9

Б

У

Е

С

Н

11

В

И

Т

Я

З

Ь

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...