Задания для 5 класса по родному языку (русскому) к уроку «Метафора, эпитет, олицетворение»
тест (5 класс)

Копылова Дарья Александровна

Предварительный просмотр:

Средства художественной выразительности (эпитеты, метафор, олицетворения)

Задание 1. Прочитайте текст.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пёстрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинах.

Шумит золотой дождь.        

  • Расскажите, что вы знаете о прямом и переносном значении слова.
  • Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении.

Задание 2

Вы знаете, что писатели и поэты, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные, более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особой выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобретательности.

Представьте ситуацию, что вам необходимо помочь старшекласснику, готовящемуся к ЕГЭ, выполнить следующее задание.

Чтобы точнее описать душевное состояние лирического героя и усилить образность текста, С. Есенин в своём стихотворении использует такие изобразительные средства (тропы), как (“костёр рябины красной”, “грустные слова”, “роща отговорила”).

Текст к заданию 2

                       Отговорила роща золотая

                       Берёзовым весёлым языком,

                       И журавли, печально пролетая,

                       Уж не жалеют больше ни о ком…

                       Не жаль им лет, растраченных напрасно,

                       Не жаль души сиреневую цветь.

                       В саду горит костёр рябины красной,

                       Но никого не может он согреть.

                       Не обгорят рябиновые кисти,

                       От желтизны не пропадёт трава.

                       Как древо роняет тихо листья,

                       Так я роняю грустные слова…

Задание 3. Запись терминов

Задание 4. Вы – редактор. Прочитайте текст.

Солнце ушло за тучи. Лил дождь. Было холодно, как осенью. Одуванчики прикрылись листьями. Они сильно раскачивались ветром и мокли от дождя. Но вдруг появилось солнце, и одуванчики стали снова жёлтыми.

  • Отредактируйте текст, введя в него предложенные тропы (чёрные, глухие, беспрерывный, узкие, с поднятым зелёным воротником, заплаканные, горячее, яркое, обнажили свои  косматые золотые головы).
  • Сделайте вывод о роли изобразительных средств в тексте.

Задание 5. Вы – учитель

  • Подготовьте вопросы и ответы для контрольной работы по изученной сегодня теме.

Текст к заданию 5

                       Задремали звезды золотые,

                       Задрожало зеркало затона.

                       Брезжит свет на заводи речные

                       И румянит сетку небосклона.

                       Улыбнулись сонные берёзки,

                       Растрепали шёлковые косы,

                       Шелестят зелёные серёжки,

                       И горят серебряные росы.

 

                       У плетня заросшая крапива

                       Обрядилась ярким перламутром

                       И, качаясь, шепчет шаловливо:

                       “С добрым утром!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

ДЗ для 9Д класса по родному языку (русскому)

Тренировка выполнения задания 8 ОГЭ РЯ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...