ДЗ для 9Д класса по родному языку (русскому)
учебно-методический материал (9 класс)
Предварительный просмотр:
Задание №8-теория
Лексический анализ слова
Выполняя задание, нужно знать и уметь:
1. определять лексическое значение слова, значения многозначного слова, стилистическую окраску слова, знать сферы их употребления;
2. уметь подбирать синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д.
В русском языке слово может иметь одно или несколько значений.
Слова с точки зрения количества значений все слова делятся
Однозначные (имеют одно значение) | Многозначные (имеют несколько значений) |
Первый тип – это имена собственные, то есть имена людей, названия городов, рек и так далее: Виктор, Москва, Висла. | Большинство слов в русском языке многозначны. Так, слово «идти» мы используем, когда говорим «иду пешком», «тебе идет этот костюм», «фильм идет два часа». лиса – животное лиса – хитрец лиса – подлиза; заяц – животное заяц – трус заяц – безбилетник в общественном транспорте; |
Второй тип – это слова, которые только недавно пришли в язык из других языков или появились в нем, чтобы назвать новый предмет или явление. Примеры однозначных слов этого типа – нейлон, пицца и другие. | |
Третий тип – это слова, которые имеют очень узкое значение, например, бинокль или бидон. | |
Четвертый тип– слова-термины, которые относятся к какой-то научной области, от медицины до истории. |
По своему значению слова имеют
Прямое значение | Переносное значение |
Это его основное лексическое значение, которое сразу вызывает представление о предмете, явлении. | Вторичное значение слова, которое вытекает из основного содержания слова и, как правило, зависит от контекста. |
железная (руда) светлый (день) | железная (воля) железный (характер) |
Стилистическая окраска слова
Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:
∙ Нейтральная
| ∙ Книжная
| ∙ Разговорная
| ∙ Просторечная
|
Это общеупотребительная лексика, обозначающая обыденные понятия повседневной жизни и которая не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики. ∙ | ∙ Это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются в научной литературе, публицистике, деловых документах, художественной литературе | К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность. ∙ | К просторечной лексике относятся слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи. ∙ |
Например: стол, ходить, весело, сдержать слово, иметь в виду, время, год, дом, жизнь, молоко, надежда, порция, размер, страна и др.
| Например: катаклизм, сентенция, профанация, сгущать краски, абориген, гипотеза, воззрение, данный, декларативный, буффонада, и др. ∙ | Например: вертушка, верхогляд, возомнить, восвояси, всезнайка, всяческий, глупить, говорун, грязнуля, деликатничать, и др.
| Например:
дрыхнуть, харя, чесать языком, у черта на куличиках, брюхо, варганить, взашей, выкамаривать, взбелениться и др. |
Происхождение слов.
С точки зрения происхождения лексика русского языка состоит из
∙ Исконно русской лексики
| ∙ Заимствованной лексики
|
Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть
∙ | ∙ К ним относятся слова, пришедшие из других языков Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли ∙ |
Активный и пассивный запас лексики
Лексика активного запаса.
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке.
Лексика пассивного запаса.
К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.
Неологизмы | Устаревшие слова | |
Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств. | Это слова, вышедшие из активного употребления | |
Историзмы | Архаизмы | |
грант, дайджест, импичмент, кикбоксинг, брокер, бутик | Названия исчезнувших предметов, явлений | Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия |
| опричник, боярин, стрелец, кольчуга, городовой | сей – этот, брадобрей – парикмахер, вседневно - всегда, чадо - ребенок, перст - палец, глаголить - говорить |
Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Домашнее задание:
Задание 8
Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову БЛОКИРОВАЛИ (предложение 2). Напишите этот синоним.
(1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…
Найдите в тексте синоним к слову СУМРАК (предложение 33). Напишите этот синоним.
(31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.
— (32)Тут вода! — поёжилась Лоскутикова возмущённо.
(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.
Найдите в тексте синоним к слову ЗАВЕТ (предложение 52). Напишите этот синоним.
(51)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. (52)Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению.
Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Небось, видели?
В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
(10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.
(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14) Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15) И вдруг – бабах!(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу.
Найдите в тексте синоним к слову НЕЛЕПЫЙ (предложение 10). Напишите этот синоним.
(10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
Найдите в тексте синоним к слову БУРКНУТЬ (предложение 18). Напишите этот синоним.
(17)Попросить Лёшку, чтобы дал почитать? (18)Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя».
Найдите в тексте синонимы к слову ЧЕПУХА (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.
(4)Что у неё там в голове может быть важного? (5)Одна чепуха!
Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.
(15)Без паники.
(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...