Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
учебно-методический материал (9 класс)
Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_rodnogo_yazyka.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ
Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
Цель деятельности учителя | Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить обучающимся, что русский язык – хранилище сведений об истории, материальной и духовной культуре русского народа; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у девятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «кумулятивный», «аккумулятивный», «безэквивалентный», «когнитивный», «коммуникативный». |
Тип урока | Урок объяснения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание культурной и исторической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная. |
Образовательные ресурсы | http://www.uruki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстративный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Основные понятия | Кумулятивный, аккумулятивный, безэквивалентный, когнитивный, коммуникативный. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (УУД) |
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя о значении языка как хранилище сведений об истории, материальной и духовной культуре русского народа. | - Приходят ли вам мысли о том, что такое язык? Язык – это средство человеческого общения. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. В языке отражается история, культура и быт народа. Русский поэт, литературный критик, переводчик, близкий друг А.С. Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал: Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной.
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: Осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
| Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применений их в новых ситуациях. Работа в группах. Игра-соревнование. Дидактическое задание. | - Прочитайте высказывания известных представителей русской культуры. Какая тема объединяет эти высказывания? Назовите эту тему и устно обоснуйте свой ответ Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Всё, что есть у народа в его быте и понятиях, и всё, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. (Измаил Иванович Срезневский) Слово – не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли, а творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это – художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. (Василий Осипович Ключевский) - Проанализируйте каждое высказывание, выделите ключевые слова. Определите, в каких значениях используются слова и словосочетания язык, слово, народный дух. Работа в группах над высказыванием В.О. Ключевского о слове. - Как вы понимаете смысл высказывания В.О. Ключевского о слове? Размышляя над ответом на этот вопрос, подумайте, какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов подснежник или ущелье. Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина и отечество? Дидактическое задание. Сформулируйте мысли, содержащиеся в приведённых высказываниях, и запишите их в виде утверждений (тезисов). | Читают высказывания, анализируют, формулируют и записывают тезисы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. Выявление места и причины затруднения | Обсуждение результатов предыдущего этапа. Просмотр мультимедийной презентации «Отражение в русском языке истории и культуры своего народа». Знакомство с учебным пособием «Русский родной язык». Физминутка. | - Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах? - Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться. - Умеете ли пользоваться родным языком – этим мощным оружием? Можете ли вы отличить когнитивную функцию русского языка от кумулятивной? Экспрессивную от эстетической? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними. - Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым? Обращает внимание на рубрики «Моя Россия», «Из истории языка», «Диалог культур», «Лингвистические заметки», «Толковый словарь», «Круг чтения». Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться. Организует работу с упражнением 1 (с.4). Раз – подняться, потянуться, На четыре – руки шире, Два – нагнуться, разогнуться, Пять – руками помахать, Три – в ладоши три хлопка, Шесть – на место тихо сесть. Головою три кивка. | Обдумывают ответы на вопросы. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Слушают учителя, рассматривают учебник, знакомятся с условными обозначениями. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникатив-ные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими её на себя. Рубрика «Из истории языка» на с. 4 поможет осмыслить тесную связь языка и культуры народа на примере истории слов родина, отечество, отчизна. Рубрика «Диалог культур» на с. 4 даст возможность показать обучающимся творческое отношение народа к своему языку при сравнении русского и английского языков. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникатив-ные: строят высказывания, осуществляют совместную деятельность. |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, обсуждение результатов | - К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные задания? Язык является важнейшим средством общения людей, основным способом передачи информации, обмена мыслями, впечатлениями. Эту функцию языка называют коммуникативной. Другая важная функция языка – когнитивная (познавательная) – отражение мышления человека. Третья фундаментальная функция языка – кумулятивная, или накопительная. Термин кумулятивный в лингвистике употребляется наряду с термином аккумулятивный. Оба слова восходят к латинскому cumulare – «складывать», «заполнять». Выполняя кумулятивную функцию, русский язык становится хранилищем сведений об истории, а также материальной и духовной культуре русского народа: его обычаях, традициях, нравственных ценностях. Особенности мировоззрения русского народа и его взглядов на мир ярче всего проявляются в лексике и фразеологии и отражаются в словах-историзмах, словах с национально-культурным значением, прежде всего безэквивалентных, крылатых словах и выражениях из русских народных и литературных сказок, известных литературных произведений, в пословицах и поговорках. Безэквивалентные слова отражают специфические особенности русской культуры, то есть предметы, явления и понятия, которые не имеют эквивалентов в жизни и культуре носителей других языков. Такие слова чаще всего являются непереводимыми и могут заимствоваться другими народами вместе с самими предметами. Например, во многие языки мира вошли русские слова квас (англ. Kvass; нем. Kwas; франц. Kwas), самовар (англ. Samovar; нем. Samovar; франц. samovar), сарафан (англ. Sarafan; нем. Sarafan; франц. sarafane), ujhjlrb (англ. gorodki; нем. Gorodki; франц. gorodki) и др. - Проанализируйте схему «Важнейшие функции русского языка» (упр. 2). Опираясь на схему, расскажите о кумулятивной (накопительной) функции русского языка и её месте в ряду других функций. - Вопрос о классификации функций языка и их названиях решается в научной литературе по-разному. Некоторые учёные считают, что основной и ведущей функцией языка является коммуникативная, а мыслительная функция, именуемая иногда терминами познавательная, когнитивная (от лат. cognitio - «познание»), и кумулятивная (накопительная) функция входят в её состав, так как общение с помощью языка предполагает формирование и выражение мыслей, а также опору на накопленные знания и опыт. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассника-ми делают вывод, что язык выполняет функции общения (коммуника-тивную), выражения мыслей (когнитивную), сохранения и накопления (кумулятивную), выражения чувств и эмоций (экспрессив-ную), создания художествен-ных образов и текстов (эстетическую). | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных языковых функциях. | Упр. 3 - анализ безэквивалентной лексики русского языка из статьи «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Лапоть, лапоток, лапотишко, лапотище, м. – короткая плетёная обувь на ножную лапу, по щиколотки, из лык (лычники), мочалы (мочалыжники), реже из коры ракиты, ивы (верзни, ивняки), берёзы (берестяники), дуба (дубовики), из тонких корней (коренники), из драни молодого дуба (дубачи), из пеньковых очёсков, разбитых ветхих верёвок (курпы, круцы, чуни, шептуны), из конских грив и хвостов (волосяники), наконец, из соломы (соломенники). Лычный лапоть плетётся в 5-12 строк <…> Лапти обуваются на портяные и шерстяные подвёртки и подвязываются оборами в переплёт накрест до колена; лапти без обор для дома и двора плетутся повыше обычного… Жениться – на лапоть надеть. Не учась (не умеючи), и лаптя не сплетёшь. В дорогу идти, пятеры лапти сплести. Станешь лапти плесть, как нечего есть. Правда в лаптях, а кривда, хоть и в кривых, да в сапогах. В лапоть звонить – быть без дела. - Опираясь на эти материалы, объясните, почему Толковый словарь В.И. Даля называют энциклопедией русской жизни и истории русского народа, воплощённой в словах, пословицах, поговорках, песнях и преданиях. - Приведите свои примеры, подтверждающие справедливость мысли о том, что в словаре Даля содержатся самые разнообразные сведения о жизни русского народа. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника. | Работа в парах – упр. 5. - Прочитайте русские пословицы и объясните их значения. Распределите пословицы по тематическим группам. Какие пословицы можно поместить в несколько тематических групп? Проанализируйте пословицы в каждой группе. Составьте рассказ о том, какие духовно-нравственные идеалы отражены в русских пословицах и поговорках. Добрая слава лучше богатства. Верному другу цены нет. Человек без семьи, что дерево без плодов. С лица не воду пить. На чужой стороне и весна не красна. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Счастье и труд рядом живут. Безделье – мать всех пороков. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Делу время, а потехе час. На чужом горе счастья не построишь. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. Семья в куче – не страшна и туча. Человек без родины, что соловей без песни. Дети родителям не судьи. Всякий счастья своего кузнец. Муж за гуж, жена за другой. Не оставляй отца-мать на старости лет. Друг денег дороже. Дерево живёт корнями, а человек друзьями. Слезами горю не поможешь. В несчастье не унывай, а печаль одолевай. В бою за отчизну и смерть красна. | Самостоятельно выполняют упражнения разного уровня сложности. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
8. Включение в систему знаний и обобщение | Знакомство с работами обучающихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Для чего нужен людям язык? Назовите важнейшие функции русского языка. Подведём итог наблюдениям: язык нужен во всех областях жизни человека – чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, школе, транспорте, магазине, кругу сверстников, среди старших и младших... В языке содержаться самые разнообразные сведения о жизни народа. | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникатив-ные: формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | - Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке и почему? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе. - Писатель А.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Давайте же будем беречь чистоту нашего родного языка! | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке, заполняют дневники достижений. | |
10. Домашнее задание | Упр. 4, с. 8. | Объясняет задание. | Записывают задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока английского языка "Русская изба"
урок английского языка с применением системы контроля и мониторинга качества зниний ProClass....
Технологическая карта урока "Имя существительное как часть речи" по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС...
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.9 класс.
Конспект первого урока родного (русского) языка за курс 9 класса....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...
технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"
laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...
Технологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»
хнологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»...