Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс
рабочая программа (5 класс)
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_5b.docx | 103.82 КБ |
Предварительный просмотр:
02-20
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская школа-интернат»
Фатежского района Курской области с. Верхний Любаж
Утверждаю. Директор ___________Н. А. Фокин Приказ № 32 от 21.08.2020
| Принята на заседании МС протокол № 01 от 24.08.2020 Председатель МС ______ /З.П. Докукина/ | . Рассмотрена на заседании МО протокол № 01 от 21.08.2020 Руководитель МО _____ /О.В. Широких/ |
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
по родной литературе
на 2020-2021 учебный год
5 Б класс
Разработала
Крюкова А. А.,
учитель русского языка
и литературы
с. Верхний Любаж 2020
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
- и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
- Содержание учебного предмета, курс
5 класс
Введение (1 час)
Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти.
Русский фольклор (4 часа)
Русские пословицы и поговорки.
Толкование русских пословиц. Вариативность пословиц и поговорок. Пословицы и пословично-поговорочные выражения в художественном тексте. Словари и сборники пословиц и поговорок.
Сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Ворона и рак», «Солдатская шинель». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных персонажей. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках
Теория литературы: пословицы, поговорки; антитеза, антонимы, иносказание. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей. Образы животных.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи, сказывание сказки, сочинение собственной сказки.
Краеведение: народная сказка в Курской области.
Связь с другими искусствами: кинофильмы и мультипликационные фильмы по мотивам сказочных сюжетов.
Литературная сказка (2 часа
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.
Теория литературы: литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.
Развитие речи: отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке, сочинение собственной сказки.
Древнерусская литература (1 час)
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.
Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летописание, похвала, поучение).
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Русская басня (3 часа)
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке».
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневной шум замолк».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом» и другие по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Образный мир басен.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» и другие по выбору. Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям, инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, мультипликационные фильмы по басням И.А. Крылова.
Литература XIX века (12 часов)
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин–идеал человека, верного Родине и народу.
Теория литературы: дума как жанр литературы, монолог героя, лирическое начало, ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения).
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: прослушивание фрагментов оперы М.И.
Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
Е.А. Баратынский. «Водопад». Звуковые образы стихотворения. Композиционные особенности. Состояние души лирического героя.
Теория литературы: звукопись, рефрен.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, сюжет, конфликт.
Развитие речи: краткий пересказ, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: просмотр фрагментов художественного фильма «Выстрел» (1966 г., СССР, режиссёр Наум Трахтенберг).
А.В. Кольцов. «Урожай». Традиции народной песни в творчестве А.В.Кольцова.
Связь человека и природы в стихотворении. Ритмические особенности.
Теория литературы: эпитет, олицетворение, инверсия, архаичная лексика, рифма, стихотворный размер (хорей).
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: прослушивание песен и романсов на стихи А.В. Кольцова (романс А. Даргомыжского «Не скажу никому», песня А. Гурилева «Не шуми ты, рожь..», песня «Не весна» композитора Евгения Доги).
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и уважение поэта к простому рабочему человеку.
Теория литературы: эпитет, инверсия, диалог, характеристика-портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: выразительное чтение
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасова («Грешнево– Карабиха»).
Связь с другими искусствами: репродукция картины «Канун Пасхи» Б.М. Кустодиева.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. Лексические особенности произведения.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, сюжетная линия.
Развитие речи: краткий и подробный пересказ.
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра.
Философский смысл стихотворений. (1-2 по выбору).
Теория литературы: стихотворение в прозе как жанр литературы.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции в творчестве поэта. Композиция стихотворений, роль пейзажа. Отношение автора к родной природе и судьбе соотечественников.
Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, анафора.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Краеведение: виртуальная экскурсия в дом-музей И.С. Никитина в г. Воронеже (http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html).
Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
А.Н. Майков. «Весна». Стихотворение «Весна» как пример жизнеутверждающей лирики поэта; средства создания образа весны. Роль антитезы в стихотворениях. Философский смысл лирики.
Теория литературы: эпитет, метафора, олицетворение, стихотворный размер.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, «святочный» рассказ.
Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.
Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей писателя в Орле (http://turgenevmus.ru/dom-muzej-n-s-leskova/)
Литература XX века (10 часов)
А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Тема милосердия, человеколюбия, доброты в творчестве писателя. История создания произведения. Контраст как основа композиции. Смысл названия.
Теория литературы: рассказ, композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), контраст, реализм.
Развитие речи: краткий пересказ, дискуссия.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями к рассказу художника Г.Мазурина.
И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», Красота родной природы в стихотворениях И.А.Бунина. Переживания поэта о судьбе России.
Теория литературы: строфа, рифма, эпитет, метафора.
Развитие речи: выразительное чтение.
Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей И. А. Бунина в Ельце, в Орле, в Ефремове http://www.bunin.org.ru/museum/museum-bunin-elets.htm;
И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы.
Развитие речи: рассказ о герое по плану, краткий выборочный пересказ.
Связь с другими искусствами: художественный короткометражный фильм «Варька» 1971 год, СССР, режиссёр Танасис Папастергиу.
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки.
Теория литературы: рассказ, завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Ю.Я. Яковлев. Поиски правды героями Ю.Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал». Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне? Теория литературы: композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: выборочный пересказ, характеристика персонажей, письменный отзыв об эпизоде, сочинение-письмо с фронта.
К.М. Симонов. Краткий рассказ о писателе, поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». История создания стихотворения. Мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Призыв К.М. Симонова к защите родной земли.
Теория литературы: композиция, монолог, эпитет, метафора, рифма, стихотворный размер.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: телевизионная программа «Послушаем вместе» https://www.youtube.com/watch?v=yH9IxKnwwzg или «Стихи о войне» https://www.youtube.com/watch?v=QgMqbQfvX68
А.И. Приставкин. «Портрет отца». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.
Теория литературы: композиция, (завязка, кульминация, развязка).
Развитие речи: выразительное чтение, характеристика персонажа.
Связь с другими искусствами: просмотр эпизодов советского фильма «Ночевала тучка золотая…» – экранизации одноимённой повести Анатолия Приставкина (в 1989 г., Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, режиссёр Суламбек Мамилов).
Современная литература (1 час)
Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка).
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол- во часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
1 | Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти | 1 | 01.09.2020 | ||
2 | Русские пословицы и поговорки | 1 | 08.09.2020 | ||
3 | Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок | 1 | 15.09.2020 | ||
4 | Сказки «Ворона и рак», «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках | 1 | 22.09.2020 | ||
5 | Р/р. Сочинение собственной сказки в стиле русских народных сказок | 1 | 29.09.2020 | ||
6 | В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Научно- познавательный характер сказки | 1 | 06.10.2020 | ||
7 | Р/р. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке | 1 | 13.10.2020 | ||
8 | «Домострой» как памятник русской литературы XVI века. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём | 1 | 20.10.2020 | ||
9 | М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». Мораль басни | 1 | 27.10.2020 | ||
10 | И.А. Крылов. «Демьянова уха». Сатирическое и нравоучительное в басне | 1 | 10.11.2020 | ||
11 | С.В. Михалков. «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика басен | 1 | 17.11.2020 | ||
12 | К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра | 1 | 24.11.2020 | ||
13 | Е.А. Баратынский. «Водопад». Звуковые образы стихотворения. Композиционные особенности. Состояние души лирического героя | 1 | 01.12.2020 | ||
14 | А.С. Пушкин. «Выстрел». Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни | 1 | 08.12.2020 | ||
15 | А.В. Кольцов. «Урожай». Традиции народной песни в творчестве А.В. Кольцова | 1 | 15.12.2020 | ||
16 | Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Любовь и уважение поэта к простому рабочему человеку | 1 | 22.12.2020 | ||
17 | Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Проблематика повести и специфика композиции | 1 | 12.01.2021 | ||
18 | И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей», Особенности жанра. | 1 | 19.01.2021 | ||
19 | И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции в творчестве поэта | 1 | 26.01.2021 | ||
20 | Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения | 1 | 02.02.2021 | ||
21 | А.Н. Майков. «Весна». Средства создания образа весны. Роль антитезы в стихотворении | 1 | 09.02.2021 | ||
22 | Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». Проблема совести в рассказе | 1 | 16.02.2021 | ||
23 | Контрольная работа по теме «Литература XIX века» | 1 | 02.03.2021 | ||
24 | А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Тема милосердия, человеколюбия, доброты в творчестве писателя | 1 | 09.03.2021 | ||
25 | И. А. Бунин «Шире, грудь, распахнись…», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…». Красота природы в стихотворениях Бунина | 1 | 16.03.2021 | ||
26 | И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Медведь- провожатый». Природа и человек в рассказах | 1 | 06.04.2021 | ||
27 | Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям | 1 | 13.04.2021 | ||
28 | В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Проблема жестокости и ответственности за свои поступки | 1 | 20.04.2021 | ||
29 | Ю.Я. Яковлев. Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал» | 1 | 27.04.2021 | ||
30 | Ю.Я. Яковлев. «Реликвия». Проблема сохранения памяти о войне | 1 | 04.05.2021 | ||
31 | К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Призыв поэта к защите родной земли | 1 | 11.05.2021 | ||
32 | А.И. Приставкин. «Портрет отца». Тема военного детства и сиротства в произведении | 1 | 18.05.2021 | ||
33 | Промежуточная контрольная работа | 1 | 25.05.2021 | ||
34 | Анализ контрольной работы. Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...
Рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку 8 класс
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2018. и учебника «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных уч...
Рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе 8 класс
Данная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ЗПР составлена на основе программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Меркин Г.С., Зинин С.А....